СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Место и роль исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для формирования у учащихся исследовательской компетентности на уроках использую исследовательский подход обучения. Хорошим показателем сформированности исследовательских компетенций могут служить такие методы как анкетирование, наблюдение, тестирование, защита научно-исследовательских работ учащимися, их участие в научно-практических конференциях различных уровней.

Просмотр содержимого документа
«Место и роль исследовательской деятельности на уроках истории и обществознания»

Место и роль исследовательской деятельности на уроках

истории и обществознания

Современное образование ориентировано на развитие у учащихся навыков самостоятельного поиска, анализа и интерпретации информации. Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания играет ключевую роль в формировании критического мышления, умения работать с источниками и аргументировать свою позицию.

Актуальность темы: В условиях ФГОС исследовательская деятельность становится неотъемлемой частью образовательного процесса, способствуя развитию метапредметных компетенций.

Цель разработки: рассмотреть методические аспекты организации исследовательской работы на уроках истории и обществознания, предложить практические рекомендации.

Виды исследовательской работы в школе:

- Реферативные работы (обзор источников)

- Проектные исследования (социальные, исторические проекты)

- Проблемные задания (анализ исторических событий, дискуссии)

- Краеведческие исследования (изучение локальной истории)

Цели и задачи исследовательской деятельности

Цели:

- Развитие аналитического и критического мышления

- Формирование навыков работы с историческими источниками

- Воспитание гражданской позиции через изучение социальных процессов

Задачи:

- Научить учащихся формулировать гипотезы

- Отработать методы сбора и обработки информации

- Развивать умение презентовать результаты исследования

Методика организации исследовательской деятельности

Этапы внедрения исследовательского подхода

1. Мотивационный этап – постановка проблемы, создание интереса.

2. Планирование – определение целей, методов, источников.

3. Исследование – сбор и анализ данных.

4. Оформление результатов – написание работы, создание презентации.

5. Защита и рефлексия – обсуждение, оценка, выводы.

Методы и приемы

- Проблемное обучение (дискуссии, кейсы)

- Проектная деятельность (групповые и индивидуальные проекты)

- Работа с историческими документами (анализ, сравнительная характеристика)

- Игровые технологии (ролевые игры, исторические реконструкции)

Примеры исследовательских заданий

1. История:

Создание видео в рамках регионального конкурса «Без срока давности» на тему «Вся жизнь – одна трагедия. Кучерова Анфиса Дмитриевна» (анализ источников) - https://disk.yandex.ru/i/XW_fVLWpz_Sghw

«Сохранение исторической памяти: жизненный путь Нины Макаровны Щепиной – блокадницы Ленинграда и труженицы тыла» - https://disk.yandex.ru/i/-5p6lmyrAqS2qg С данной работой участвовали в научно-практической конференции «Забвению не подлежит», посвященной 80-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Обществознание:

«Права животных или безопасность людей правовые и этические конфликты» (опрос, статистика) https://multiurok.ru/files/prava-zhivotnykh-ili-bezopasnost-liudei-pravovye-i.html

Оценка эффективности исследовательской деятельности

Критерии оценки:

- Самостоятельность выполнения работы

- Глубина анализа и достоверность источников

- Оригинальность выводов

- Качество презентации и защиты

Заключение

Исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания способствует развитию ключевых компетенций учащихся, повышает мотивацию к обучению и формирует научное мировоззрение.



Автор: Бурбоева Д.Ж.

Должность: учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение: МКОУ Березовская СОШ

Маслянинского района НСО