Тема | Что такое местоимение |
Педагогическая цель | Формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Формировать умение находить местоимение в предложении; формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении. |
Личностные результаты | Формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на занятии |
Метапредметные результаты | Воспитать интерес к учению, любовь к родному языку; развить положительную мотивацию к процессу обучения; развить прилежание, любознательность в процессе учения; способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей. |
Универсальные учебные действия | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные: проводить анализ учебного материала; делать выводы в результате совместной работы учителя и класса; Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; |
Основное содержание темы, понятия и термины | Части речи, местоимение , существительное, словосочетание |
Образовательные ресурсы | ПК, проектор, электронный учебник, презентация. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент | Приветствие учеников. Создание благоприятной рабочей обстановки. Здравствуйте, ребята!. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Тихо сядут девочки, ещё тише сядут мальчики. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Регулятивные: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II. Актуализация ранее изученных знаний | Минутка чистописания. Отгадайте загадку и узнаете какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Эта буква широка И похожа на жука. И при этом словно жук Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж. (Ответы детей) Правильно, сегодня мы вспомним как пишется буква Ж,ж. Кто напомнит из скольких элементов состоит буква Ж? Напишите в строчку. Самоопределение к деятельности. Прочитайте слова на слайде: ручьи, теплый, бегут, я, весёлые, он, светит, солнце, ты, яркое, они, звонкие, вы, птицы, дует, поют, мы. ветерок. Задание: 1 ряд – выписать имена сущ - ные, 2 ряд – имена прил – ные, 3 ряд – глаголы. Им. Сущ. Им. Прил. Гл. Ручьи тёплый бегут солнце весёлый светит птицы яркое дует ветерок звонкие поют - Кто выполнил задание верно? У кого есть ошибки? Что такое имя существительное? Имя прилагательное? Глагол? - Какие слова лишние? -Знаете ли вы, как они называются? (нет) | Отгадывают загадку , прописывают прописную и строчную букву Ж Пишут слова по рядам подписывая часть речи | Регулятивные Воспринимать на слух речь педагога, понимать смысл Осознанно строить речевое высказывание |
III. Определение темы урока | ( На доске запись.) Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши. - Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова.) - Как можно исправить эту ошибку? ( Заменить слово сова другим словом.) - Прочитайте новые предложения. (Сова – хищная птица. У неё мощные когти и чуткие уши.) - Вместо какой части речи вы употребили словосочетание у неё ? ( Вместо существительного сова.) - Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением. - Назовите тему сегодняшнего урока. (выслушивается мнение детей) - Тема: Что такое местоимение | Читают текст , делают свои предположения . Слушают учителя | Регулятивные Воспринимать на слух речь педагога, понимать смысл Осознанно строить речевое высказывание |
IV Повторение изученного материала | Знакомство с текстом «Достойная замена». (Сказку читает учитель.) - Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное. Я и мы, ты и вы, Он, она, оно ,они – Все слова отличные, Важные и личные. Это без сомнения, Все местоимения. - Прочитайте предложения: Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - Понятно ли вам о чём говорится? Почему непонятно? - Прочитайте второй текст: Помидор – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов. - А этот текст понятен? Почему? Вместо каких слов употреблены слова: он, они? - Место какой части речи они заняли? - Так как они заняли место имени существительного, то они так и называются Местоимения. - Открой учебник на с.102 и прочитай правило!!! - Местоимение называет предмет? (нет, оно на него указывает) Вывод: местоимение - это часть речи которая не называет предмет, а только на него указывает. - А теперь откройте учебник на с.101 и прочитайте правило. Правильно ли мы сделали вывод? - А теперь выполним на с.100 №171 устно первые 2 задания с комментированием. - Еще раз повторим, что же такое местоимение и приведите пример, ответит нам …. | Слушают учителя, Отвечают на вопросы Делают выводы Читают правило Работают с учебником Комментируют свой выбор | Предметные умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; Осознанно строить речевое высказывание |
V. Физминутка | - Ну а теперь пришло время немного отдохнуть! Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали, Ножками потопали, ручками похлопали, Покружились, повертелись, И за парты все уселись. | Выполняют физкультминутку | Регулятивные Осуществляют профилактику утомления |
VI. Закрепление изученного материала. | - А сейчас выполним упр 174 на с.102 в своих тетрадях самостоятельно, затем проверим. - выполним № 176, 177. Работа в парах: (На карточках записаны предложения.) … нарисую белочку. А … что будешь рисовать? … умеешь так вырезать? Какую задачу … решаете ? Куда ... идёшь? Почему … улетают? - Вставьте в предложения подходящие по смыслу местоимения. (Проверка – ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.) | Работают по учебнику Работают в парах Выполняют карточки Вслух комментируя свои ответы | Предметные умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; Воспринимать на слух речь педагога, понимать смысл Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
VII. Рефлексия. | - С какой частью речи мы познакомились? - Какие части речи заменяет местоимение? - Назовите местоимения. - Что особенно понравилось на уроке? - Поднимите руку, если вам было всё понятно на уроке. -Спасибо за работу на уроке. | Отвечают на вопросы | Предметные Осознанно строить речевое высказывание |