СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метапердметность на уроках - важнейшая составляющая учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Метапредметность»

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания.


В современной России образование вообще и историко-обществоведческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде.

Роль учебных предметов «История» и «Обществознание» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дают учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Результатом школьного образования на современном этапе должно стать формирование у ребенка целостной картины мира, отношения подростка к себе, к другим людям. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность формирует у учащихся отношение к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Метапредметные результаты изучения истории и обществознания включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

В основе лежит деятельностный подход, интеграция учебного материала и рефлексия. Кратко это можно изобразить так— «знание», «знак», «проблема», «задача».

Иными словами, под метапредметными (межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.


Уровни интеграции содержания учебного материала могут быть разные. Самый высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «человек – общество – природа». На этом уровне рассматриваются всеобщие связи, регулируемые всеобщими законами. Это философский уровень. Раскрытие его – общая задача гуманитарно-эстетического, общественно-исторического и естественнонаучного циклов предметов.

Следующий уровень - общий, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного уровня внутри систем «природа», «общество», «предметный мир».

Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции.

Каждый из этих уровней имеет возможности для формирования метазнаний, метаспособов, метадеятельности.

Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями. Если учитель, работая с определенным предметным понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием.

Например, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.

Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или другого знания.

Метапредметный результат ориентирован на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, речевая способность.

Примером формирования всех видов универсальных учебных действий одновременно на уроках истории можно рассмотреть учебную деятельность по работе с историческим текстом.


Детям дается задание по тексту


Например: Славяне - это тема нашего практического занятия.

Цель - Узнать как можно больше о славянах.


Задание: Прочитайте отрывок. Первыми среди восточнославянских племен летописцы называли племя полян, живших по среднему течению Днепра. К западу от полян в лесистой местности жили древляне, южнее полян - угличи. К северу от полян обитали северяне. По Западной Двине проживали полочане, по рекам Оке и Москве – вятичи, в верховьях Волги, Днепра и Двины – кривичи. Вокруг озера Ильмень жили ильменьские славяне. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». У этого термина довольно много различных объяснений, но вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.


Нарисуйте карту «Племенные объединения восточных славян».


Составьте предложения, используя следующие слова:


Славяне. Сильные, трудолюбивые, Пашут, сеют, выращивают.

Земледелие - основное занятие славян. Собирательство, охота, бортничество.


Так, говоря о глобальных проблемах современности на уроке обществознания, мы неизбежно выходим за рамки предмета, вернее проходим сквозь эти рамки и проникаем в такие предметные области, как биология (проблема устойчивого развития), физика (проблема контроля над производством ядерного сырья, над распространением ядерного оружия и проблема обогащения урана, получения плутония, проблема контроля работы

ядерных реакторов на «легкой» и «тяжелой» воде и т.д.). То есть ученик и учитель должны учиться видеть эти пересечения предметных плоскостей, что придает знанию конкретный, а не абстрактноотвлеченный характер, связывает его с социальной реальностью.

Анализ функционирования избирательной системы конкретного государства в конкретный исторический период на уроке истории должно сопровождаться обращением к курсу обществознания, к политической теории избирательных систем и избирательного права. Наблюдается также пересечение с математикой, когда особенности действия пропорциональной или мажоритарной системы иллюстрируются конкретными математическими выкладками.

На уроках истории, посвященных ВОВ можно обратиться к художественной литературе и привести живые и яркие произведения: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» Симонова, «Василий Теркин» Твардовского, «А зори здесь тихие» Васильева, «Судьба человека» Шолохова и др. Или послушать песни о ВОВ «Священная война». «Темная ночь», «Жди меня», «Смуглянка», «Эх, дороги», «На безымянной высоте» и др.

Деятельностной единицей содержания метапредметного урока может стать понятие.

Понятие «революция» как совокупность быстрых, качественных комплексных изменений в развитии какого-либо явления. Революция Ньютона в физике, революция Дарвина в естествознании, Лавуазье в химии, Коперника в астрономии, Октябрьская революция в России, революция Маркса в общественных науках, химическая реакция как революционный по сути процесс, научно-техническая революция – сравнивая, находя общее и отличительные признаки протекания революционных процессов в обществе, в науке, в протекании конкретных процессов в отдельных сферах, мы постигаем сущность понятия как кризиса в целостной системе взаимосвязей и взаимозависимостей, разрешающегося через распад системы.

Механизмом развития метадеятельности может стать система модных сегодня творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию:

- метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.


В примерной программе основного общего образования изложены следующие требования к метапредметным результатам обучения и освоения содержания курса по истории:

- метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.


Как проводить учебное «метапредметное» занятие?

Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Для передачи учителем универсального способа знаний, он должен показать школьникам выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания.

Без учителя, который применяет новейшие технологии, невозможна реализация приоритетных задач современного образования, ориентированных на качественное образование и формирование у выпускников метапредметных умений и навыков. Они умеют быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет им социализироваться в современном обществе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!