Просмотр содержимого документа
«Метапредметные результаты освоения ООП»
Метапредметные результаты освоения ООП
Бондур Н.Г.
Чурилова Т.Г.
МБОУ СОШ № 46 с УИОП
Сегодня, в соответствии с ФГОС, мы должны оценивать у школьников не только предметные, но и метапредметные результаты: познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия .
Примерная ООП основного общего образования http://fgosreestr.ru/
- 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования (стр. 10)
- 1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы
- 1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
- 2.1. Программа развития универсальных учебных действий, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной
- 2.1.7. Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования
- 2.1.8. Планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий
Профессиональная задача: выбор педагогических средств достижения планируемых результатов
Установленные стандартом новые требования к образовательным результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении технологии организации обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Критерии оценивания должны обеспечивать:
критерии оценивания можно сравнить с навигатором, задающим конечную цель, ведущим участников образовательного процесса к этой цели.
Критериальное оценивание
- Во-первых, сегодня для нас критерием «мерилом» для оценивания качества образования являются образовательные результаты обучающегося. Поэтому в качестве критериев мы рассматриваем планируемые предметные и метапредметные результаты.
- Во-вторых, каждый критерий необходимо уточнить через определенный набор показателей , описывающих обобщенные виды деятельности.
- В-третьих, индикаторы... Как правило, параметром, оценивающим качество образования является оценка, выраженная в баллах . Это может быть десяти-, пяти-, трехбалльная шкала... Можно использовать и дихотомическую систему оценивания (да/нет, 1/0, +/-).
Важно помнить, что должно быть установлено взаимно однозначное соответствие между результатом деятельности и индикатором .
Рассмотрим критерий готовности обучающихся к саморазвитию - смысловое чтение .
Определим, с помощью каких показателей мы можем определить сформирован ли этот надпредметный навык у обучающихся?
Определимся с индикаторами
Пр и работе с Интернет-ресурсами такими показателями, согласно стратегии формирования навыков смыслового чтения, описанной в примерной ООП ООО могут быть следующие обобщенные действия обучающегося, его умения:
- определять цель или назначение ресурса;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, сопоставлять разные точки зрения и разные ресурсы по заданной теме;
- выделять главную и избыточную информацию;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение внетекстовых компонентов: карт, рисунков, графиков, таблиц и т. д.;
- выделять главную и избыточную информацию;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- структурировать текст;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы и др.
Определимся с индикаторами
- Мы выбираем показатели, за которыми ведем наблюдение в конкретной учебной ситуации... Допустим, что обучающимся предложено познакомиться с содержанием Интернет-ресурса, составить план-конспект текста, найти ответы на конкретные вопросы.
- Чтобы упростить работу, добавляем описание желаемого результата (модельный результат) и выбираем индикаторную шкалу в формате:
- 2 - результат деятельности обучающегося полностью соответствует ожидаемому (модельному), что позволяет высказать гипотезу, что навык сформирован (принимать это как истинное утверждение можно лишь тогда, когда обучающийся уверенно демонстрирует этот навык в различных учебных ситуациях); 1 - при выполнении задания допущены неточности, ошибки, которые позволяют сделать вывод, что этот навык, умение сформировано частично; 0 - обучающийся не справился с заданием, что позволяет сделать вывод о том, что навык (умение) не сформировано.
- 2 - результат деятельности обучающегося полностью соответствует ожидаемому (модельному), что позволяет высказать гипотезу, что навык сформирован (принимать это как истинное утверждение можно лишь тогда, когда обучающийся уверенно демонстрирует этот навык в различных учебных ситуациях);
- 1 - при выполнении задания допущены неточности, ошибки, которые позволяют сделать вывод, что этот навык, умение сформировано частично;
- 0 - обучающийся не справился с заданием, что позволяет сделать вывод о том, что навык (умение) не сформировано.
Оценочный лист может выглядеть так:
- https:// docs.google.com/spreadsheets/d/1oCCumR5d2ZdtIn31a7k-ohiK8bnXc7L4LbDjKfOD0lk/edit#gid=0
Оценочный лист педагогу позволяет планировать достижение образовательных результатов учащихся, позволяет вовлечь школьников в активную познавательную деятельность, учитель может использовать при оценивании работы ученика, мотивировать, координировать его работу для улучшения качества данного предмета в общем и, в частности, успехи самого ученика.
Оценочный лист для обучающихся дает возможность оценить то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях, дает возможность учащимся проследить поэтапно реализацию поставленных целей, тем самым ответить на вопрос: что у меня не получилось, почему.