Метапредметные связи на уроках технологии
Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий. Метапредметное обучение на уроках технологии особенно актуально. Кроме рекомендованного материала учитель может самостоятельно подбирать темы различных дисциплин. Хочу поделиться разработкой урока технологии, используя материал уроков изобразительного искусства, связанных с изучением основ композиции и цвета. (Учебник «Технология» под редакцией И.А.Сасовой).
Учитель: Лебедева Галина Викторовна
Тема урока: Основы композиции и цветовое решение.
Класс: 6
Тип урока: комбинированный
Цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности, связанных с изучением основ композиции и цвета.
Задачи:
Образовательная: повторить и закрепить полученные на уроках изобразительного искусства знания и умения по составлению орнамента с выбором определенного цвета.
Развивающая: Развивать творчество учащихся, чувство композиции, художественно – эстетическое восприятие.
Воспитательная: Воспитывать аккуратность, терпение, желание доводить начатое дело до конца, проявлять интерес к декоративной композиции.
Оборудование и наглядность: образцы ленточного и центрического орнамента, мультимедийное оборудование, цветная бумага, ножницы, клей, силуэты платья.
Ход урока
1.Организационный момент.
Приветствую учащихся. Сегодня мы с вами обратимся к урокам изобразительного искусства и поговорим о роли орнамента в украшении изделий. А также определимся с цветовыми характеристиками декоративной композиции.
В течение урока вы выполните две практические работы, которые помогут вам на практике применить полученные знания в выполнении дизайна изделий.
2. Информационный обзор учителя.
Композиция – это обдуманное соединение отдельных элементов изображения в одно художественное целое.
Композиция показывает, в какой части изделия будет расположен рисунок, какие цвета лучше выбрать для его выполнения.
Для того чтобы лучше понять как выглядит композиция, мы обратимся к орнаменту и к его элементу – раппорту. Объясняю материал, показывая на экране различные варианты орнамента и выделяя отдельные его элементы. Таким образом, мы получаем раппорт.
3. Практическая работа.
Чтобы лучше понять составление орнамента, попробуем выполнить его на листе бумаги в клетку, используя какую – либо геометрическую фигуру, расположенную в центре листа. Путем повторения этой фигуры несколько раз, смещая ее то вверх, то вниз получаем орнамент. С помощью дополнительных элементов (простых узоров), которые тоже должны повторяться, усложняем орнамент.
Работа в парах. Выполняем орнамент с помощью цветной бумаги, вырезав различные элементы. Раскладываем их на листе в определенном порядке, закрепляем, используя клей.
Учащиеся выделяют лучшие работы.
4. Цветовое решение в одежде.
Вы обратили внимание, что орнамент, выполненный из цветной бумаги более яркий, выразительный. Как получить красивый, красочный орнамент?
Для этого мы должны обратиться к цвету. В оформлении большинства изделий бытового назначения цвет олицетворяет их принадлежность какой – либо республике, области, району и даже отдельному селу.
Ребята, сейчас мы обратимся к цветовому кругу и рассмотрим теплые и холодные тона, цветовые контрасты. (На экране цветовой круг). Затем вернемся к цветовому тону, насыщенности и светлоте. А также назовем хроматические и ахроматические цвета.
Ребята называют свой любимый цвет и объясняют почему.
Понимая, что несут в себе определенные оттенки и сочетания, каждому человеку будет проще ориентироваться и даже направлять ход событий в нужное русло. Цвет может поспособствовать улучшению своего настроения, дать возможность посмотреть на своих друзей под другим углом.
Делаем вывод: цвет – это то, что ежедневно окружает каждого человека, вызывает особенные эмоции и ощущения.
5. Практическая работа.
Ребята получают листочки с силуэтами платья. Цель практической работы – дополнить данный силуэт дополнительными деталями, придумать орнамент.
По окончании работы вместе выбираем наиболее понравившиеся.
Ребята отмечают, что на первый взгляд может показаться - цвет в одежде не так уж важен. Но на самом деле, правильное сочетание и значение цветов – очень важный элемент для формирования определенного образа.
6. Формулируем тему урока.
7.Рефлексия:
Продолжи фразу:
Еще мне хотелось бы…
Я не понял…
У меня не получилось…
Мне было трудно…
Сегодня я узнал…
Меня удивило...
Я научился…
Оцениваю лучшие ответы и практические работы, добавляя рекомендации.
Молодцы! Вы проявили много старания и фантазии.
Итак, подводя итог сказанному, можно сделать заключение, что на уроках технологии использование наглядности из смежных предметов, повышает доступность усвоения материала, побуждает мыслительную активность.