СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный модуль

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный модуль»

   Приёмы и методы формирования метапредметных навыков       Рассказова Виктория Геннадьевна    Метапредметный модуль

Приёмы и методы формирования метапредметных навыков Рассказова Виктория Геннадьевна

Метапредметный модуль

    

 

Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий: развивающее обучение; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование; проблемно-диалогическое обучение; информационно-коммуникативные технологии; технология логико-смыслового моделирования; технология критического мышления; технология сотрудничества многомерная дидактическая технология.  

Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:

развивающее обучение;

коммуникативная дидактика;

эвристическое обучение;

логико-смысловое моделирование;

проблемно-диалогическое обучение;

информационно-коммуникативные технологии;

технология логико-смыслового моделирования;

технология критического мышления;

технология сотрудничества

многомерная дидактическая технология.

 

Технология критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). 3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Технология критического мышления предполагает использование на уроке трех этапов (стадий):

1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа).

2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления).

3 этап — «Рефлексия» (размышление).

Несколько приемов развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: •  чтение — суммирование в парах; •  синквейны; •  чтение с остановками; •  прием «Верите ли вы, что…»; •  мозговой штурм; •  таблица «Знаю, хочу узнать узнал,»; •  работа с вопросниками; •  написание творческих работ; •  создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов; •  логическая цепочка; •  уголки; •  кластер

Несколько приемов развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:

• чтение — суммирование в парах;

• синквейны;

• чтение с остановками;

• прием «Верите ли вы, что…»;

• мозговой штурм;

• таблица «Знаю, хочу узнать узнал,»;

• работа с вопросниками;

• написание творческих работ;

• создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

• логическая цепочка;

• уголки;

• кластер

Стадия «Вызов»

Стадия «Вызов»

Практическое задание  Урок литературы в 5 классе «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства». 1 этап «Вызов» Поиграем в игру «Верите вы, что…» ( составьте четыре вопроса)

Практическое задание

Урок литературы в 5 классе «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства».

1 этап «Вызов»

Поиграем в игру «Верите вы, что…» ( составьте четыре вопроса)

Практическое задание. Урок литературы в 5 классе «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства».

2 этап «Осмысление»

Когда И.С. Тургенев был студентом Петербургского университета, он приехал домой на Рождественские каникулы, и узнал, что его мать решила продать свою крепостную Лукерью, которая была другом детства писателя, и которую он научил грамоте. Луша, как грамотный человек , понимала, что помещики используют крепостных, угнетают и унижают их, и настраивала крестьян подняться против помещичьего произвола.

Иван Сергеевич не мог этого допустить. Он спрятал Лушу.

В это дело вмешалась полиция , но Тургенев с ружьем в руках до тех пор стоял на своем, пока его мать не согласилась оставить Лушу при себе.

То, что писатель сам встал на защиту крепостной девушки, только доказывает, что он был против угнетения бедных крестьян и боролся как мог за то, чтобы крестьяне получили свободу; боролся своими поступками, защищая крепостных; боролся с произволом господ и в своих произведениях. Многие его произведения автобиографичны, т.е. основы сюжетов взяты из его реальной , настоящей жизни. (V уже знал, + новое, - думал иначе, ? интересно)

Практическое задание. Урок литературы в 5 классе «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства». 3 этап «Рефлексия» «Толстые и тонкие вопросы» (составьте по 3 вопроса по рассказу «Муму»). Составьте синквейн про Герасима. (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 4 фраза, 5 заключение).

Практическое задание. Урок литературы в 5 классе «И.С. Тургенев «Муму». Протест против рабства».

3 этап «Рефлексия»

«Толстые и тонкие вопросы» (составьте по 3 вопроса по рассказу «Муму»).

Составьте синквейн про Герасима. (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 4 фраза, 5 заключение).

Вывод: Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий: •  развитию коммуникативных способностей, •  культуры общения, •  умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, •  формированию умения использовать знаково-символические средства для дальнейшего моделирования, •  овладению навыками смыслового чтения, •  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Вывод:

Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию следующих универсальных учебных действий:

развитию коммуникативных способностей,

культуры общения,

умению аргументированно отстаивать свою точку зрения,

формированию умения использовать знаково-символические средства для дальнейшего моделирования,

овладению навыками смыслового чтения,

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Технология сотрудничества на уроках для формирования метапредметных результатов школьников. Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества: 1. Этика вербального обращения к ученику. 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика. 3. Дорисовывание. 4. Доверие ученику.

Технология сотрудничества на уроках для формирования метапредметных результатов школьников.

Приемы, которые способствуют укреплению сотрудничества:

1. Этика вербального обращения к ученику.

2. Стимулирующее общение, вызывающее радость ученика.

3. Дорисовывание.

4. Доверие ученику.

Технология сотрудничества на уроках для формирования метапредметных результатов школьников. 1. Метод « Учимся вместе». 2. Метод «Пила».  3. Метод « Вертушка».  4. Прием «Мудрая сова».

Технология сотрудничества на уроках для формирования метапредметных результатов школьников.

1. Метод « Учимся вместе».

2. Метод «Пила». 3. Метод « Вертушка». 4. Прием «Мудрая сова».

Технология ТРИЗ Цели: 1) развитие творческих способностей; 2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; 3) формирование качеств творческой личности.

Технология ТРИЗ

Цели:

1) развитие творческих способностей;

2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;

3) формирование качеств творческой личности.

Технология ТРИЗ В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции: 1.  вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью; 2.  выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике; 3.  принимать решения, сотрудничать и работать в команде; 4.  использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Технология ТРИЗ

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

1. вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью;

2. выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике;

3. принимать решения, сотрудничать и работать в команде;

4. использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации.

Технология ТРИЗ. Приёмы. Приём «Да-нет» Предложение: Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Учителю задают вопросы: В этом слове два слога? (да) Это служебная часть речи? (нет) Это слово спрягается? (нет) и т.д.

Технология ТРИЗ. Приёмы.

Приём «Да-нет»

Предложение:

Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!..

В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Учителю задают вопросы:

В этом слове два слога? (да)

Это служебная часть речи? (нет)

Это слово спрягается? (нет) и т.д.

Технология ТРИЗ. Приёмы.

Технология ТРИЗ. Приёмы.

Технология ТРИЗ Приём «Лови ошибку»

Технология ТРИЗ

Приём «Лови ошибку»

Технология ТРИЗ Приём «Ложная альтернатива» Приём  “ Ложная   альтернатива ” - универсальный  прием  ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью  альтернативы  

Технология ТРИЗ

Приём «Ложная альтернатива»

Приём  “ Ложная   альтернатива ” - универсальный  прием  ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с помощью  альтернативы  "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Технология ТРИЗ Приём «Ложная альтернатива»

Технология ТРИЗ

Приём «Ложная альтернатива»

Задание. На примере ОДНОГО ЗАДАНИЯ Выбрать дисциплину. Выбрать класс. Выбрать тему. Записать, например, «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку. Виды ССП». Сформулировать цель учебной деятельности. Перечислить планируемые результаты учебной деятельности ( перечень умений). Сформулировать учебные задания для формирования УУД на предметном материале. Прописать формы организации учебной деятельности обучающихся. Работу оформляете в текстовый документ, подписываете работу. Отправляете на проверку до 30.10.2021 viktoriya_rasskazova_72@mail.ru  c пометкой СЛУШАТЕЛЬ

Задание.

На примере ОДНОГО ЗАДАНИЯ

  • Выбрать дисциплину.
  • Выбрать класс.
  • Выбрать тему. Записать, например, «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по русскому языку. Виды ССП».
  • Сформулировать цель учебной деятельности.
  • Перечислить планируемые результаты учебной деятельности ( перечень умений).
  • Сформулировать учебные задания для формирования УУД на предметном материале.
  • Прописать формы организации учебной деятельности обучающихся.
  • Работу оформляете в текстовый документ, подписываете работу.
  • Отправляете на проверку до 30.10.2021 [email protected] c пометкой СЛУШАТЕЛЬ

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!