Алгебра и начала анализа (11 класс)
Тема: Метод координат. Углы в пространстве.
Общая характеристика выбора раздела факультативного занятия.
Одним из видов задач по стереометрии являются задачи на нахождение углов:
Как показывает практика, решение этих задач нередко сопряжено с рядом трудностей.
В частности, основными проблемами для учащихся являются построение на чертеже искомого угла и доказательство того, что именно этот угол искомый.
Избежать подобных трудностей помогает координатно-векторный метод. Его главным преимуществом является то, что построение искомого угла не требуется.
Метод заключается во введении системы координат, определении координат вершин многогранников, а затем – определении углов между нужными векторами. Недостаток метода состоит в том, что при его использовании учащимся не всегда хватает знаний. Но этот недостаток легко устраним в старших классах.
В методе координат главная нагрузка приходится на алгебраические выкладки, однако, их целесообразность базируется на наглядном осмыслении задачи. Как показывает практика, этот метод доступен учащимся даже с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить уровень их подготовки к ЕГЭ.
Надо отметить, что координатным методом разумно пользоваться в задачах, решение которых вызывает затруднение при применении обычного метода, сводящего стереометрическую задачу к ряду планиметрических.
Метод координат – большая и важная тема школьного курса геометрии.
Изучение темы в 11 классе накладывается на уже известный материал, изученный в 9 классе.
Учащиеся имеют определенный опыт, владеют достаточным запасом математических понятий и умений.
При изучении темы мы формируем умение решать простейшие задачи в координатах, используя формулы для вычисления координат вектора, длины вектора, координат середины отрезка.
Изучение скалярного произведения векторов позволяет решать более сложные и интересные задачи:
вычислять углы;
находить расстояние.
Мы развиваем графическую культуру учащихся, пространственное воображение.
Выбор этого раздела не случаен, он позволяет реализовывать:
основные принципы педагогических технологий;
различные типы уроков;
разные формы контроля знаний.
Занятие факультатива «Углы в пространстве».
Рассчитано на 2 часа, но при необходимости его легко разбить на 2 части.
1. Актуализация опорных знаний – повторить понятие угла:
2. Теоретический ликбез:
уравнение плоскости ;
угол между прямыми (угол между направляющими векторами) ;
угол между прямой и плоскостью ;
3. Решение задач 1–6, 1-3
4. Анализ типовых тестовых заданий.
ВЫВОД: В рамках одного проекта нельзя объять необъятное, но для решения задач на вычисление расстояний достаточно знать одну формулу – расстояние от точки до плоскости.
Надо отметить, что методом координат разумно пользоваться в задачах, которые сложно решить обычным способом.
Задачи для самостоятельного решения.
1. В правильной четырехугольной призме АВСДА1В1С1Д1, все ребра которой равны 1, найти косинус угла между прямыми АД1 и СЕ1, где Д1 и Е1 – середины ребер А1С1 и В1С1 соответственно.
2. В правильной шестиугольной призме А…F1, все ребра которой равны 1, найти угол между прямой АF b и плоскостью ВСС1.
3. В правильной четырехугольной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, найти синус угла между прямой ВЕ и плоскостью SАD, где Е – середина SC/
4. В правильной шестиугольной призме А…F1, все ребра которой равны 1, найти угол между плоскостями AFF1 и DEE1.
5. В правильной треугольной призме АВСА1В1С1, все ребра которой равны 1, найти косинус угла между плоскостями АСВ1 и ВА1С1.