Работая над развитием творческого потенциала учащихся, ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность. Под методом проектов понимается способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся; в образовательной области «Технология» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими способами преобразования материалов, информации, технологиями их обработки. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который можно охарактеризовать , по словам Дж.Дьюи, как и обучение через делание, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс:
- самостоятельно формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации;
- планирует варианты решения проблемы;
- делает выводы;
- анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление учителя «напичкать» своего подопечного стандартным набором готовых знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к неизведанному.
Мои занятия отличаются тем, что ребенку предлагается задание не учебного характера, занятия принимают форму игровой деятельности, где ученик сам оценивает свои успехи. Что создает положительный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Используемые мной приемы и методы обучения углубляют знания ребят. Весь урок проходит в эмоциональном и интеллектуальном подъеме, что дает выход творческой энергии учащихся, создает атмосферу сотрудничества, сотворчество учителя и учащихся заряжают друг друга творческой энергией. Урок создает для каждого ученика возможность проявить себя в зависимости от умения и желания учиться, поскольку все учащиеся задействованы в различных видах и формах учебной деятельности ( индивидуальная, групповая, фронтальная, игровая, художественная, коммуникативная и т. д.)
На моих уроках: - мыслительно-поисковая деятельность учащихся стимулируется различными средствами и приемами;
- используются методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания;
- учащиеся стремятся прийти к самостоятельному поиску и решению учебной проблемы; - учащиеся адекватно реагируют на творческие и нестандартные ситуации;
- я создаю проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, обогащая учащихся информацией и творческое поле урока;
- учу детей заботиться об этике взаимоотношений, об эстетике оформления помещений;
- в результате у всех появляется желание работать, закрепляется момент сотворчества.
Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер учащегося, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого учащегося для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.
В своей работе стараюсь не давать детям готовое, а направляю на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На уроке систематически использую материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету, опираюсь на основные принципы современных образовательных задач с учетом запросов будущего в условиях реализации ФГОС ООО.
Все используемые мной методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у школьников интуиции. Образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.
Такая работа благоприятно отразилась и на успеваемости, и на качестве усвоения знаний.