СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов на уроках исторического краеведения.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов на уроках исторического краеведения

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов на уроках исторического краеведения.»


МЕТОД ПРОЕКТОВ

НА УРОКАХ ИСТОРИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ


Автор: Шурова Олеся Николаевна


Историческое краеведение – это образовательно-воспитательная работа, которая выражается в ознакомлении учащихся на уроках с природными особенностями, промышленностью, сельским хозяйством, социально-экономическим, историческим и культурным развитием местного края. Предмет «Историческое краеведение» – это один из самых благодатных материалов, как для учителя, так и для учащихся. Почему? Ответ очень прост – история родного края происходит на глазах у учащихся, огромный массив информации они могут получить благодаря собственным наблюдениям, беседам с родителями, знакомыми, бабушками и дедушками. В определенной мере, в будущем творцами истории своего края станут и они сами. Однако, как ни странно, но зачастую учащиеся знают больше о истории других стран, чем о истории родного города, области, деревни. Поэтому очень важным моментом в обучении и воспитании является привитие любви к своей малой Родине, ведь именно с нее начинается патриотизм, гордость за свое Отечество.

Метод проектов на уроках исторического краеведения – это способ повышения мотивации к обучению. Учебный проект предполагает самостоятельную работу учащихся по поиску и обработке, интерпретации информации. В условиях перехода на ФГОС, когда кардинально меняется роль учителя и происходит переход с подачи готовых знаний учащимся на самостоятельный поиск информации, данный метод как никогда актуален [1. С.6].

Результат своей деятельности учащиеся могут увидеть через определенное количество занятий – презентацию, доклад, исследовательскую работу, карту достопримечательностей, учебный фильм, выставку фото по определенной тематике. Защищая свою работу перед классом, учащиеся могут сравнить свои результаты с другими, формируя тем самым у себя и одноклассников способность к критическому и творческому мышлению. Парная и групповая работа учащихся при подготовке проекта создает умение работать в команде, формирует дух сотрудничества и взаимопомощи [2. С.1]. .

Наконец, самым существенным преимуществом метода проектов является создание ситуации успеха. Ученики со слабой мотивацией к обучению, как правило, обладают низкой учебной усидчивостью и рассеянным вниманием. И вот, не прилагая особенно много сил при подготовке, ученик может собрать интересный материал о прошлом своего города, деревни, просто поговорив с родителями, соседями, дальними родственниками, закрепив и оформив полученный материал. Исходя из собственного опыта преподавания исторического краеведения методом проектов в классах, как с сильной, так и слабой учебной мотивацией, могу отметить, что предмет становится привлекательным для всех учащихся. Осуществляется главная цель педагога, которую зачастую сложно достичь традиционными методами обучения, - повышение познавательного интереса к предмету и качества знаний учащегося.

Проект «Города Кузбасса: история и современность»

Авторы: весь класс

Возраст: 9 класс

Рекомендуемая продолжительность: 1 месяц

Тип проекта: внутришкольный, коллективный, средней продолжительности

Итоги проекта: для классов с сильной учебной мотивацией - создание сводной таблицы развития городов Кемеровской области; для классов со слабой учебной мотивацией – каталог презентаций «Города Кемеровской области». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Какой должна быть интересная, информативная презентация?».

Создание опорной таблицы при подготовке презентации.

Совместно с учащимися после устной защиты вырабатываем вопросы, которые должны быть отражены в презентации.

Город Кемеровской области

История возникновения

Достопримечательности

Промышленное

Развитие

Символика

города

Учащиеся выбирают любой город по своему желанию

Основатели, первые поселенцы

Архитектурные и природные памятники

Крупные предприятия, главные отрасли промышленности

Герб,

флаг, гимн (если они есть в наличии)


Учащиеся по своему желанию могут брать дополнительные аспекты при подготовке презентации. Например, национальный состав, численность населения, экологическая обстановка и т.п.

Цель проекта - расширить знания учащихся о городах Кемеровской области; выявление развитых и отстающих городов; сформировать умение презентовать полученные знания

Актуальность избранной темы: на уроках краеведения мы изучаем развитие Кемеровской области, рассматриваем специализацию районов внутри области. Но анализом развития городов занимаемся недостаточно, большинство учащихся знает все об областном центре – городе Кемерово. Остальные города остаются вне зоны их внимания, а ведь многие из городов кемеровской области обладают определенным потенциалом социально-экономического развития. Останавливая свой выбор на определенном городе, учащийся учится самостоятельно анализировать полученную информацию, делать обоснованные выводы, применять компьютерные технологии.

Основные этапы работы учащихся при подготовке проекта:

1. Выбор одного из городов Кемеровской области;

2. Накопление материала – анализ литературы и интернет-источников;

3. Создание презентации

4. Защита проекта – представление презентации и устное объяснение. Основные выводы

Критерии оценки:

1. Логичность построения презентации

2. Глубина разработанности избранной темы

3. Наличие иллюстративного материала (буклеты, плакаты, фото)

4. Музыкальное сопровождение

5. Эффекты анимации

6. Общее владение материалом

Проект «К Юбилею Кемеровской области (1943-2013)». Проект посвящен юбилею создания кемеровской области – 70- летию.

Авторы: учащиеся 5-9 классов

Возраст: 5-9

Рекомендуемая продолжительность: 1 месяц

Тип проекта: творческий, внутришкольный, коллективный, средней продолжительности

Направления проекта:

  • Изобразительное - 5 класс

  • Фотографическое – 6-7 класс

  • Историческое – Чудеса Кузбасса – 8-9класс

Итог проекта по направлениям:

  • Изобразительное – выставка рисунков «Кузбасс - наш общий дом»;

  • Фотографическое – выставка фотографий в школьном фойе «Красота Кузнецкой земли»;

Историческое - карта достопримечательностей Кемеровской области, каталог презентаций «Природные и архитектурные памятники Кемеровской области; Учащиеся должны ответить на вопрос: «Какой должна быть интересная, информативная презентация?». Создание опорной таблицы при подготовке презентации. Совместно с учащимися после устной защиты вырабатываем вопросы, которые должны быть отражены в презентации.

Архитектурный

памятник

Автор, История создания

Территория

Современное состояние

Природный памятник

Территория

Особенности

Легенды, связанные с природными памятниками



Цель проекта - расширить знания учащихся о достопримечательностях Кемеровской области; выявление природных и архитектурных памятников, интересных для посещения туристов; сформировать умение презентовать полученные знания (для исторического направления)

Актуальность избранной темы – каждый учащийся должен знать город, область, в которой он живет. Без знаний мы не можем сказать, чем мы можем гордиться. Юбилей области, пусть и небольшой, позволяет заново переосмыслить историю своего края, подчеркнуть ее уникальность и неповторимость. Проект позволяет развивать умение учащихся логические мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, формирует критическое мышление.

Изобразительное направление: учащиеся создают рисунки по теме «Кузбасс - наш общий дом». В связи с тем, что краеведение – это не урок рисования, желательно использовать следующие критерии отбора рисунков:

  • Самостоятельность исполнения

  • Яркость, четкость изображения

  • Наличие паспорта работы (авторство, класс, избранный объект)

Главное в изобразительном направлении, чтобы учащиеся стремились найти и отобразить красивые, любимые для них места кемеровской области.

Отбор работ на выставку проводится совместно с учащимися, объясняются критерии отбора.

Фотографическое направление. При работе в фотографическом направлении педагог сталкивается с несколькими проблемами: скаченные из интернета фотографии, фотоработы, выполненные родственниками, а не самими учащимися. Исходя из указанных выше проблем, желательно придерживаться следующей стратегии: каждый учащийся представляет свою фотоработу на интерактивной доске – рассказывает, где было снято, что это за объект, как отражает неповторимость кемеровской области по сравнению с другими областями России. При отборе, несомненно, учитывается и качество фото - резкость, расположение объекта, яркость, контрастность. Учащиеся высказывают мнения по поводу фотоработы, вместе с учителем отбирают лучшие. Совместное обсуждение очень важно, т.к. позволяет всем учащимся проанализировать достоинства и недостатки своей работы.

Историческое направление. Ученики по своему желанию выбирали наиболее красивый, на их взгляд архитектурный или природный памятник.

По своему желанию учащиеся могли рассматривать в докладе любые интересные на их взгляд, детали, при этом доклад не должен был превышать 5-7 минут. Во время устной защиты нужно было доказать неповторимость выбранного памятника.

Проект «Секты в Кузбассе».

Авторы: проектная группа

Возраст: 9 класс

Рекомендуемая продолжительность: 1 месяц

Тип проекта: коллективный, исследовательский, внутришкольный, средней продолжительности

Итог проекта: доклад и учебная презентация «Секты в Кузбассе»

Цель проекта - расширить знания учащихся о современных сектах в Кемеровской области, показать на реальных примерах опасность вступления в секты, сформировать умение критически осмысливать и обобщать информацию, презентовать полученные знания.

Актуальность избранной темы – проблема сект в Кузбассе рассматривается в рамках темы «Культура Кузбасса», в которой ей уделено незначительное место. Между тем, история сектантства в Кузбассе имеет глубокие корни. Возрастает количество как региональных, так и международных сект, главная цель которых обогащение за счет новых адептов и раскол общества. На сегодняшний день в Кузбассе 200 сект [3. С.7].

Опасность вступления в секты должны понимать не только родители учащихся, но и сами учащиеся. В данном случае очень хорошо действует принцип «Предупрежден – значит вооружен». Намного легче предупредить вступление в секту, чем потом пытаться вернуть учащегося в русло нормальной жизни. Проект формирует навыки исследовательской работы.

Основные этапы работы учащихся при подготовке проекта:

1. Определение типа проекта, его целей и задач

2. Формирование проектных групп (3 человека в группе), по желанию учащихся

3. Распределение докладов. Примерные темы докладов для проектных групп:

  • Что такое секта (понятие, признаки)

  • Причины распространения сект

  • Секты и Русская православная церковь

  • Основные виды сект в Кузбассе (для нескольких групп)

4. Совместная выработка критериев отбора информации

5. Поиск информации по избранным темам (литература, интернет-источники, интервью с представителями Русской Православной церкви, опросы учащихся)

6. Создание презентации

7. Устная защита докладов

8. Основные выводы проекта, которые подводят итог исследованию - секты опасны для общества, граждане должны быть бдительны.

Итог всех проектов – повышения учебной мотивации учащихся, рост качества знаний по предмету. Ученики с низким уровнем познавательной активности делают значительные рывки вперед. Ученица из класса коррекционного типа обучения успешно выступает на областной конференции с докладом, посвященным деятельности сект в Кузбассе. Как она сказала: «Я впервые почувствовала себя учителем, и мне это нравится». Таким образом, метод проектов, который в буквальном переводе означает брошенный вперед, оправдывает свое название и служит эффективным методом раскрытия и развития потенциальных способностей учащихся и оказывает неоценимую помощь педагогу.

Литература

1. Профстандарт педагога [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://минобрнауки. рф Свободный

2. Лерман С.П. Проект как одна из современных технологий обучения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://открытыйурок.рф Свободный

3. Сектовед ру. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sektoved.ru Свободный

4. Шуранов, Н.П. История Кузбасса [Текст]: учеб. пособие / Н.П. Шуранов – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006.- 360 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!