СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов в обучении физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов в обучении физике. 

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов в обучении физике»

Метод проектов в обучении физике

Под методом проектов понимают систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Метод проектов позволяет решать задачи по формированию и развитию интеллектуальных умений. Совместная или индивидуальная работа над той или иной проблемой, имеющая цель не только постараться решить эту проблему и доказать правильность ее решения, но и представить результат своей деятельности в определенном продукте, предусматривает необходимость в разные моменты познавательной, экспериментальной, творческой деятельности использовать совокупность интеллектуальных умений.

Применение в обучении проектной деятельности помогает студентам осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа, энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы над поставленной проблемой у студентов возрастает мотивация к изучению предмета, что позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Метод проектов предусматривает развитие познава­тельных навыков студентов, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием преподавателем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а студента - ответственным и целеустремленным.

В основу «Метода проекта» положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания. К общенаучным методам относятся аналогия, наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, конкретизация. «Метод проектов» может быть использован как при изучении нового материала, так и при закреплении и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от изучаемого материала.

Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность студента, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность студентов - индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Для достижения поставленной цели, студенты используют научно-популярную литературу, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования, проводят эксперименты. Участники проекта свои работы оформляют в виде мультимедийных презентаций, в виде рефератов. Метод проектов предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения задачи;

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнёром;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач:

- навыки делового партнёрского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников;

- умение проектировать процесс (изделие);

4. Коммуникативные умения:

- умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

5. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль преподавателя в проектной деятельности

Проектирование в учебном процессе невозможно без организационной поддержки преподавателя. На практике это ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов.

Творческий, нестандартный подход преподавателя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи. Проектная деятельность позволяет преподавателю осуществлять более индивидуальный подход к обучаемому.

В работе над проектом преподаватель:

  1. помогает студентам в поиске нужных источников информации;

  2. сам является источником;

  3. координирует весь процесс;

  4. поощряет студентов;

  5. поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы студентов над проектом.

Роль студента в проектной деятельности

Они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». Они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать. Таким образом, включаясь в реальную деятельность, студенты овладевают новыми знаниями. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение.

Центральным принципом проектной работы является совместная работа (педагог - обучающийся).

Использование метода проектов в учебной деятельности позволяет выделить следующие положительные моменты:

  1. Этот метод позволяет студентам приобрести коммуникативные навыки общения, практические умения, возможность использования широких человеческих контактов и знакомство с различными точками зрения. Студенты овладевают умениями использовать исследовательские методы получения информации. Метод проектов помогает формировать у студентов критическое и творческое мышление.

  2. Если студент сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

В процессе проектной деятельности у учащихся формируются и развиваются общеучебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой проект. В настоящее время одним из приоритетных методов повышения профессиональной компетентности учащихся является использование компьютерных технологий.

Проект «Отражение и преломление света»


Визитная карточка проекта


Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Балабанова Ольга Ивановна

Регион

Нижний Новгород

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Отражение и преломление света

Краткое содержание проекта

Проект "Отражение и преломление света" по дисциплине "физика" для студентов первого курса техникума. В процессе реализации проекта студенты знакомятся с явлениями отражения и преломления света, с законами отражения и преломления, с устройством и принципом действия оптических приборов, действие которых основано на явлениях отражения и преломления света. В ходе проекта студенты проводят групповые исследования и оформляют результаты своих исследований в виде презентации.


Предмет(ы)

Физика

Класс(-ы)

1 курс техникум

Приблизительная продолжительность проекта

Проект рассчитан на 14 учебных часов – 3 недели.

Основа проекта

Образовательные стандарты

После участия в проекте у студентов формируются общие компетенции:

1.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

2. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

3. Осуществлять поиск и использование информации,необходимой для эффективного выполнения поставленных задач.

4. Использовать информационно-коммуникационные технологии.

5. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с сокурсниками, преподавателем.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Цели проекта:

формирование умений находить нужную информацию и обрабатывать ее, работать в группе;

развитие логического мышления, творческих способностей;

понимание значимости физики для научно-технического прогресса;

создание условий для самостоятельности, творчества.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

По каким законам мы живем?

Проблемные вопросы учебной темы

1. Где применяются законы и явления геометрической оптики?

2. С помощью какого прибора можно изучить законы отражения и преломления света?

3. Как окружающая среда влияет на изображение предмета?

Учебные вопросы

1.Что называется действительным (мнимым) изображением точки?

2.Что собой представляет линза? Какие виды линз вам известны?

3.Какие характерные точки, линии и плоскости у линзы вам известны?

4.Как построить изображение предмета с помощью линзы?

5.Что называется показателем преломления одной среды относительно другой?

6.Какое вещество называется оптически более плотным (оптически менее плотным)?

7.Определить показатель преломления стекла.

8.Определить показатель преломления воды.

9.Как расположены лучи: падающий, отраженный и преломленный?

10.Как формулируются законы отражения света?

11.Как формулируются законы преломления света?

12.Разработайте и сконструируйте прибор для демонстрации законов отражения и преломления света.

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

стартовая презентация учителя;

мозговой штурм; критерии оценивания

листы планирования работы в группах;

листы самооценки и взаимооценки;

журналы участников проекта;

статьи;

написание выводов;

рефлексия

конференция;

листы самооценки и взаимооценки;

итоговая рефлексия

Описание методов оценивания

Работа над проектом начинается с оценки имеющихся знаний, для этого используется стартовая презентация учителя, мозговой штурм.

В ходе работы над проектом студенты заполняют листы самооценки и взаимооценки, что дает возможность учащимся оценить свою работу и исправить недочеты, заполняют журналы участников проекта, выполняют рефлексию.

По результатам работы над проектом проводится конференция, на которой учащиеся представляют результаты своей работы в виде презентации, также на данном этапе используется листы самооценки и взаимооценки, проводится итоговая рефлексия.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знания по теме проекта из курса физики.

Знания ПК, умение работать с текстовыми, табличными, графическими редакторами, умение создавать презентации.

Умение работать с различными источниками информации, поиск информации в сети Интернет, пользование электронной почтой.

Учебные мероприятия

В процессе работы над проектом студенты рассматривают явления и законы геометрической оптики. Получают навыки обработки информации. Студенты исследуют законы отражения и преломления света, делают прибор для проверки законов.

1. Подготовительный этап: подготовка руководителем проекта необходимых материалов и оборудования.

2. Основной этап: знакомство учащихся с целями проекта, методами работы над проектом, проведение исследования учащимися.

3. Заключительный этап: представление результатов исследования; подведение итогов работы и награждение участников проекта.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Очень важно для проблемного ученика - заинтересовать его. Сформулировать задание так, чтобы ему стало интересно работать и соответствовало его уровню, а в дальнейшем постепенно усложнять. Результаты обучения можно проверять в виде игры, например кроссворд или викторина (ученик сам составляет кроссворд или викторину, или отвечает на кроссворд преподавателя).

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Ученикам, для которых язык преподавания не родной, нужно давать посильные задания, с которыми они могут справиться. Хорошо, если более сильные учащиеся группы будут помогать им при работе над проектом. Можно применять иллюстрированные тексты.

Одаренный ученик

Для одаренного ученика нужны более сложные задания.

Таких учеников назначают ответственным в группе, где они помогают другим ученикам.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц- оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

Перельман Я.И. Занимательная физика/Я.И.Перельман. - М.:АСТ, 2007. - 473, [7]с.: ил.

Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1992. - 272 с. - (Б-чка "Квант". Вып. 82.)

Шишкин Н.Н. Клуб юных физиков: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. - 144 с.: ил.

Интернет-ресурсы

Оптические приборы

http://geo...tPrib1.htm

http://e-s...eory/?t=11

Оптика-Википедия

http://ru....0%B8%D0%BA


Памятка по организации исследования

Тема исследования: «Отражение и преломление света».


Основополагающий вопрос: По каким законам мы живем?


Группа Теоретики


Проблемный вопрос: Где применяются законы и явления геометрической оптики?


Учебные вопросы:

  1. Что называется действительным (мнимым) изображением точки?

  2. Что собой представляет линза? Какие виды линз вам известны?

  3. Какие характерные точки, линии и плоскости у линзы вам известны?

  4. Как построить изображение предмета с помощью линзы?


Группа Исследователи


Проблемный вопрос: Как окружающая среда влияет на изображение предмета?


Учебные вопросы:

  1. Что называется показателем преломления одной среды относительно другой?

  2. Какое вещество называется оптически более плотным (оптически менее плотным)?

  3. Определить показатель преломления стекла.

  4. Определить показатель преломления воды.


Группа Конструкторы


Проблемный вопрос: С помощью какого прибора можно изучить законы отражения и преломления света?


Учебные вопросы:

  1. Как расположены лучи: падающий, отраженный и преломленный?

  2. Как формулируются законы отражения света?

  3. Как формулируются законы преломления света?

  4. Разработайте и сконструируйте прибор для демонстрации законов отражения и преломления света.


Критерии оценивания презентации



Критерии оценки

Да

Нет

Содержание презентации

1. Название презентации соответствует содержанию.



2. Презентация отражает поставленные цели и задачи исследования.



3. Логичное изложение материала.



4. Информация достоверна.



5. Даны ответы на основополагающий и проблемный вопросы исследования.



6. Используется научная терминология.



7. Тема раскрыта полностью.



Оформление презентации

1. Единое стилевое оформление.



2. Текст читаемый, не сливается с фоном.



3. Текст не содержит грамматических ошибок.



4. Слайды сопровождаются иллюстрациями, схемами.



5. Материал оформлен лаконично и закончено.



6. Указаны источники.



Представление презентации

1. Автор хорошо владеет материалом.



2. Автор смог заинтересовать аудиторию.




Оценка за презентацию:

0 – 6 ответов «Да» – не заслуживает положительной оценки

7 – 9 ответов «Да» – оценка «3»

10 – 12 ответов «Да» – оценка «4»

13 – 15 ответов «Да» – оценка «5».





Критерии самооценки работы группы

Группа_________________________________

Участник группы______________________________



Критерии

(За каждый критерий – от 0 до 5 баллов)


Самооценка


Оценка группы


Комментарий учителя


Сформулированы гипотеза и цели исследования






Составлен график работы над проектом






Организовано активное обсуждение хода исследования в группе






Использованы достоверные источники информации






Исследование отвечает на направляющие вопросы.






Выводы соответствуют поставленным целям.





Результаты представлены в виде презентации, вики-статьи. Авторские права соблюдены.






Выступление соответствует теме проведенного исследования. Результаты аргументировано обоснованы. Ответы на вопросы четкие и полные.




Сумма баллов





Источники

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Сост  Е. С.  Полат. – М.: Просвещение, 2000.

  2. Тарасова Н.В. Сущность и технологии применения метода проектов в системе среднего профессионального обучения: Учебно-метод. пособ. Для повышения квалификации работников профессионального образования. – М., 2006.

Ресурс удалённого доступа:

  1. Программа Intel Обучение для будущего [Электронный ресурс] / Метод проектов.- Режим доступа: http://www.iteach.ru/abo/news/749/