Методическая готовность
подготовила: Коренкова Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов первой квалификационной категории
МОБУ «Гимназия № 7»
г. Арсеньев
Ключевую роль в реализации инклюзивного образования учащихся с ОВЗ играют учителя
Основные компоненты методической компетентности в области инклюзивного образования учащихся с ОВЗ
- наличие теоретических знаний и практических умений в области общей и специальной (коррекционной) педагогики, возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей детей, в том числе и детей с ОВЗ;
- ориентация на индивидуальный подход, нацеленность на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка, в частности владение методами диагностики, позволяющими определить уникальные потребности, сильные стороны и потенциальные возможности каждого ребенка в классе;
- владение вариативными образовательными методами и технологиями, в том числе конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в системе инклюзивного и интегрированного обучения;
- осуществление профессионального самообразования по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной среды; совершенствование практических умений, постоянный профессиональный и личностный рост.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя.
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы на уроках русского языка
- Группировка словарных слов по темам, например: «Животные», «Растения», «Мебель», «Посуда», «Транспорт» и т.д.;
- Соотнесение слова с предметной картинкой;
- Выделение в написанном слове «опасного места» другим цветом.
Игра «Шифровка»
3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
– Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
- Работа с сигнальными карточками
- Напиши отгадку на загадку;
- Игры: «Слова, которые начинаются на букву «А», «Б» и т.д, «Первый слог потерялся», «Цепочка слов»;
Решение ребусов, кроссвордов;
Подбор и запись однокоренных слов и синонимов
Игра «Шифровка»
Каждую букву слова найди в данном квадрате по ее шифру.
«Корректурная проба»
Цель: развивать устойчивость, сосредоточенность, объём, переключение и распределение внимания.
«Пары слов»
Цель: развитие памяти
шум – вода мост – река
лес – медведь дичь – выстрел
час – время стол – обед
рубль – копейка дуб – жёлудь
рой – пчела гвоздь – доска
«Исправь ошибки»
Цель: развивать уровень устойчивости внимания.
Старые лебеди склонили горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце выходило до верхушек деревьев и тряталось за ним.
Настоле лежала карта нашего города.
«Морфологическая шарада»
Цель: повторяем состав слова.
Корень тот же, что и в слове сказка,
Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове расход.
«Слова – перевёртыши»
Цель: развитие произвольности внимания.
Ирм, аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, тёломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.
Слова-«приятели» (синонимы)
здание боец
торопиться лошадь
смелый раньше
прежде дом
конь спешить
солдат храбрый
Слова-«неприятели» (антонимы)
Друг, печаль, враг.
Высокий, большой, низкий.
Говорить, идти, молчать.
Ночь, сутки, день.
«Уши»
Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.
«Колечко»
«Кулак-ребро-ладонь»
«Фонарики»
«Лезгинка»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов
с картинками, и он усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания»
Мнемотехника - это система методов и
приёмов, обеспечивающих эффективное
запоминание, сохранение и воспроизведение
информации.
Мнемотехника строится от простого к сложному:
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
Мнемотаблица
Работа в группах