СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка по Гражданскому образованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка по Гражданскому образованию»

Тема: Отечество.

1. Чтение стихотворения:

Если долго-долго-долго В
самолёте нам лететь, 
Если долго-долго-долго 
На Россию нам смотреть. 
То увидим мы тогда 
И леса, и города, 
Океанские просторы, 
Ленты рек, озёра, горы… 
Мы увидим даль без края, 
Тундру, где звенит весна. 
И поймём тогда, какая 
Наша Родина большая, 
Необъятная страна.
-Как вы поняли, что такое Родина?

-А что для Вас является Родиной?


2. Чтение рассказа:
Наше отечество (Ушинский К.Д.)
Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.
Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.
Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.


3. Опрос по группам:

1 группа:
Главная песня страны. (Гимн)

Утренняя команда в армии . (Подъем)

Браслеты для преступников. (Наручники)

2 группа:

Состязание рыцарей. (Турнир)

Защитник Отечества. (Воин, солдат.)

Торжественное прохождение войск. (Парад)

3 группа:

С каким возгласом бегут в атаку солдаты. (Ура!)

Летний головной убор солдата. (Пилотка.)

Какая самая распространенная одежда моряков. (Тельняшка)


4. Тест: "Россия-родина моя"

1. Как называется страна в которой мы живем?

а) Русь

б) Россия

в) Белоруссия

2. Как называются все граждане проживающие в России?

а) Россияне

б) Москвичи

в) Марсиане

3. Как называется должность главы нашего государства?

а) Царь

б) Президент

в) Командир

4. Как зовут нашего президента?

а) Д.А. Медведев

б) А.С. Пушкин

в) В.В. Путин

5. Покажите флаг России

а) б) в)

6. Какой город является столицей нашего государства?

а) Тюмень

б) Санкт-Петербург

в) Москва


5. Задание «Закончи пословицу»

Нет ничего на свете краше ... (чем Родина наша)

Где кто родится ... (там и пригодится)

Родина –мать ... (умей за нее постоять)

Для Родины своей ... (ни сил, ни жизни не жалей)

Одна у человека мать –... (одна и Родина!)

Кто за Родину горой –... (тот истинный герой)

Береги землю любимую, ... (как мать родимую)

Родная сторона —мать, ... (а чужая —мачеха)


Тема: Родной край.

1. Выразительное чтение стихотворений:

И красива и богата 
Наша Родина, ребята. 
Долго ехать от столицы 
До любой ее границы. 
Все вокруг свое, родное: 
Горы, степи и леса: 
Рек сверканье голубое, 
Голубые небеса. 
Каждый город 
Сердцу дорог, 
Дорог каждый сельский дом. 
Все в боях когда-то взято 
И упрочено трудом!
***
Родная земля  
Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.
***

Родимая страна  
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края...
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!

2. Конспект урока по теме "Родной край": можно взять любой другой город
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatii-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschim-kstovo-moi-rodnoi-gorod.html


3. Опрос по теме "Родной край"

Как называется наша страна?

Как называется наш город?

Как называется наш край?

Назовите главную улицу нашего города?

Какой транспорт есть в нашем городе?

Покажите на карте наш город (в зависимости от родного края детей) Например: Кстово.

4. Соедините пословицы:

За край родной - (иди бесстрашно в бой)

Службу твою видят - (в родном краю)

Что край, то обычай; что народ, - (то и вера)

С милым хоть на - (край света идти)

Родной край – и (под елью рай)

Своя земля и в (горсти мила)


Тема: Семья.

1. Чтение стихотворений:

Две бабушки, два дедушки,
Родители и я –
Вот так и получается
Обычная семья.
А если семя в воду
На время положить,
Водою это семечко
Немного размягчить,
То мягкий знак росточком
Раздвинет «эм» и «я» –
Так тоже получается обычная семья.
***

Мама с папою – под ручку,
А со мной идёт – за ручку,
На руках у папы брат,
Сам он топать маловат.
А прохожие проходят,
А прохожие – глядят
И про нас они, похоже,
Меж собою говорят:
– Сразу видно, что семья!
Папа, мама, брат и я!
***

Кто в семье главнее всех?

Я спросила у папули:
«Кто в семье всех поглавней?»
Мне в ответ он улыбнулся
И сказал: «Двуглавый змей!»

«Что за змей?! – я возмутилась, –
Что за шутки у тебя?!»
Папа обнял вдруг мамулю
И сказал: «Она и я!»

Поняла я, это значит –
Равноправие в семье,
И добавила: «Простите,
Вы забыли обо мне!»

Всё с годами изменилось,
Стала я уже взрослей.
Домом ныне управляет
Сам глава – трёхглавый змей!

***

Мы с бабулей очень дружим.
Мы друг другу помогаем.
Мне она … готовит ужин,
Для неё я … всё съедаю.

Я её вожу за ручку.
Не всегда поймёт прохожий,
То ли бабушка мне внучка,
То ли я ребёнок всё же.

Кто кого ведёт в «Молочный»?
Кто кого в «Игрушки» тащит?
Мы живём семьёю прочной,
Дружим дружбой настоящей!

Говорят нам папа с мамой:
– Рядом вы с утра до ночи.
Только спать ложиться рано
Что-то бабушка не хочет.

Не желает мерить лужи
И песок считает грязным!
В остальном – мы очень дружим,
Несмотря на возраст разный.

***


2. Отгадывание загадок.
Кто ставит на пятку заплатку?
Кто гладит и чинит белье?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею
О ком я читаю стихи?   (Бабушка)

***
Он все может, все умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него как, вата
Ну конечно это …(папа)

***

Много их на белом свете.
Всей душой их любят дети.
Только у каждого, она одна.
Всех дороже Вам она
Кто она? Отвечу я… (это мамочка моя)

***
С кем же я ходил на пруд
Там у нас рыбалка.
Только рыбы не клюют
Что, конечно жалко!
Дня четыре или пять не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«На том спасибо!»   (Дедушка)

***

Кто любит и меня, и братца, 
Но больше любит наряжаться? - 
Очень модная девчонка - 
Моя старшая ... (Сестренка)

***

Я у мамы не один, 
У неё ещё есть сын, 
Рядом с ним я маловат, 
Для меня он - старший… (Брат)


3. Фронтальный опрос по группам:

1 группа:

- Какой должна быть семья? (Дружная, крепкая, трудолюбивая, заботливая, ласковая, большая и т.д.)
- Что умеет делать мама?
- Перечислите ласковые обращения к папе (папочка, папенька, батюшка, тятенька и т.д.)

2 группа:
- Перечислите ласковые обращения к маме (мамочка, мамуля, мамулечка, мамуся и т. д.)
- Для бабушки вы кто?
- Перечислите близких родственников.

3 группа:

- Что умеет делать папа?

- Для мамы вы кто?

- Перечислите дальних родственников.


4. Притча о семье "Вязаные куклы":

Муж и жена прожили в браке пятьдесят лет. У них не было секретов друг от друга, кроме одного: жена хранила в шкафу коробку из-под обуви и не разрешала мужу заглядывать внутрь.

Он не думал, что это может быть что-то важное и совершенно забыл о коробке, пока однажды жена не попала в госпиталь. Она чувствовала, что её конец близок и попросила мужа открыть коробку. Он вытащил коробку из шкафа, открыл её и не поверил собственным глазам.

Внутри лежали две вязанные куклы и сто десять тысяч долларов. Он сразу же поехал в госпиталь и спросил жену, откуда у неё всё это. Она сказала:

— В день нашей свадьбы моя бабушка сказала, что секрет крепкого брака — это умение жить без ссор. Каждый раз, когда я злилась на тебя, я брала шерсть и вязала куклу. Мужчина был очень тронут. В коробке было две куклы. Значит, за все годы жена только дважды злилась на него.

Он нежно поцеловал супругу и спросил, откуда в коробке взялись деньги?

— Видишь ли, — сказала она, — эти деньги я заработала, когда продала остальных кукол.


5. Задание «Закончи предложение».
Мама мелет кофе в …(кофемолке)
Белье стирает… (стиральная машина)
Яйца для пирога взбивают…(миксером)
Бабушка гладит белье …(утюгом)
Папа пылесосит ковер…(пылесосом)
Мама прокручивает мясо через…(мясорубку)
Дедушка забивает гвозди…(молотком)
Папа сверлит дырку в стене…(дрелью)



6. Собери пословицы о семье:
1. Яблоко от яблони… …недалеко падает.
2. Яйцо курицу… …не учат.
3. В гостях хорошо, … …а дома лучше.
4. Где любовь и совет… …там и горя нет.
5. Жена приласкает, а мать… …пожелает.
6. Чтобы узнать человека, надо с ним… …пуд соли съесть.
7. Не красна изба углами, … …а красна пирогами.
8. Один с сошкой, а семеро… …с ложкой.



7. - А как вы думаете, каких бы детей хотели иметь родители? Попробуйте отгадать.

Игра –«Выбери подходящий ответ».
Послушных, внимательных, хорошо учатся, едят все подряд, хамят, помогают по дому, не ночуют дома, убегают, пьют, понимающих, сострадающих, равнодушных, эгоистичных, правдивых, честных, трудолюбивых, аккуратных, вежливых, грубиянов, неряшливых, любящих своих близких, вредных, настырных, уважительных, угодливых.



8. Игра с мячом.
Дети под музыку передают друг другу мяч, как только музыка останавливает тот у кого оказался мяч отвечает на один вопрос.
Вопросы:
- Как зовут твоих дедушку и бабушку?
- Какие обязанности ты выполняешь дома?
- С кем интересней в семье? Почему?
- Чем радуешь родителей?
- Чем огорчаешь родителей?
- Как называют тебя дома ласково?
- Почему важно в семье любить друг друга?
- Как вести себя, когда провинился?
- Какое чувство должно всегда жить в семье?
- Кто тебя понимает лучше всех?



9. Кроссворд "Моя семья"

Ответы:
По горизонтали:
1. сын
2. брат
3. тётя
4. дедушка
5. мама
6. внук
По вертикали:
1. сестра
2. бабушка
3. папа
4. дочь

Тема: Человек и общество.

1. Загадки про разные профессии.

Он меню нам принесет, и еду нам подает. (Официант)
Он готовит вкусно все, и всем хочется еще. (Повар)

Он всех лечит, помогает, и лекарства назначает. (Врач)
Учит в школе он детей, чтобы были все умней. (Учитель)

В садике ее всегда, слушает вся детвора. (Воспитатель)

Их работа – всех спасать, и, рискуя, помогать. (Спасатель)

Армия – его призванье, он имеет чин и званье. (Военный)
Голос у него чудесный, он поет красиво песни. (Певец)

Он сыграет чью-то роль, и на сцене он – король. (Актер)
Транспорт он умело водит, аккуратен на дороге. (Водитель)

В небо технику ведет – самолет и вертолет. (Летчик)


2. Кроссворд :


Вопросы:
1. Уборщик улиц.
2. Ремонтирует обувь
3. По горизонтали: Пасет скот. По вертикали: Создает художественные тексты.
4. Специалист по ручной обработке металла, обслуживанию и сборке различных приборов.
5. Проводит операции на теле.
6. Главный на киносъемках.
7. Распорядитель в гостинице, ресторане.
8. По горизонтали: изготавливает хлебобулочные изделия. По вертикали: Делает прически.
9. Служитель закона.
10. Исследователь былых времен.
11. Доктор, который лечит отравления.
12. Формирует образ клиента, подбирает одежду, прическу и другие элементы внешнего вида.
13. Показывает фильмы в кинотеатре.
14. Специалист, который занимается разработкой и внедрением устройств и материалов.
15.Доктор, который лечит раны, ушибы и переломы.

Ответы:
1. Дворник
2. Сапожник
3. Писатель
4. Слесарь
5. Хирург
6. Режиссер
7. Администратор
8. Пекарь
9. Милиционер
10. Историк
11. Токсиколог
12. Имиджмейкер
13. Киномеханик
14. Инженер
15. Травматолог

3. Игра "Кто чем занимается?"
Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.
Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

4. Игра  "Профессии". 
Цель. Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими. 
Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.


5. Отгадывание загадок:

Оно каждому дано

Оно каждому важно.

Много их на свете есть

Всех на пальцах и не счесть (право)

***

Знают взрослые и дети

Права нет важней на свете.

В школе, ВУЗе, ПТУ

Я всегда его найду. (право на образование)

***

У взрослых право на работу,

А у детей есть на ___?___

Есть право на игру и отдых,

Я это говорю для взрослых. (право на заботу)

***

Вот, к примеру, право .__?__

Как же им не дорожить.

Она прекрасна и сложна,

И она нам всем нужна. (право на жизнь)


6. Угадай героя по описанию: (командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь.) Каждой команде по 2 высказывания.

«Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную непри косновенность и жизнь». (Козлёночек)

***

«Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу» (Белоснежка, Спящая красавица)
***

«Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива» (Золушка)
***

«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта» (Старуха)
***

«Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду» (Мальчик-с-пальчик)
***

«Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома» (Заяц)
***







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!