Добрый день уважаемые члены жюри и коллеги!
1 слайд. Когда я готовилась к данному конкурсному испытанию, я наткнулась на высказывание Л.Н. Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться». И задала себе вопрос: а легко ли мне учить детей? Ведь для того, чтобы учить – нужно уметь, а, чтобы уметь – нужно иметь какой-то опыт. Из чего же складывается опыт? Мой опыт складывается из тех методов и приемов, которые я использую в своей педагогической деятельности.
Моя педагогическая деятельность началась не так давно, но уже сейчас я могу сказать, что уроки с использованием активных приемов и методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителя. Но бессистемное и непродуманное их использование не даст хороших результатов.
Давайте обратимся к особенностям современного урока. Какой он? Это свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится. Главные участники образовательного процесса – это ученик и учитель.
Ученик – это активный субъект, который проявляет самостоятельность в выработке и принятии решений, он готов нести ответственность за свои действия, уверенный в себе и целеустремленный.
Учитель – это консультант, наставник, партнер.
Главная задача учителя на уроке – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов. Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся, я использую различные формы и методы работы на уроках.
2 слайд. Наиболее продуктивными считаю:
Игровые формы;
Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
Организация самостоятельной деятельности учащихся;
Постановка вопросов, активизирующих диалог.
Развитие креативного мышления школьников.
Более подробно я хочу остановиться на том, какие я использую методы и приемы, которые способствуют развитию креативного мышления. К сожалению, современная система образования сводится к выполнению задания по образцу. А предложение своего варианта решения не приветствуется. Что такое креативное мышление?
3 слайд. Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативное мышление, если говорить простым языком, это смекалка.
Для чего нужно развивать креативное мышление? Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится "подвижным" и "гибким", развивается фантазия, усидчивость и воображение.
4 слайд. И первый метод, с которым я хочу вас познакомить, это метод интеллект-карт. Этот метод помогает показать учащимся связи между предметами или явлениями, разложить объёмную информацию по полочкам, а также дети развивают свои творческие способности.
Для создания таких карт, я использую платформу MindMeister (МайндМестер). Здесь учителю самостоятельно можно выбрать, как будет проходить урок: то есть учитель может работать на платформе, а дети будут создавать интеллект-карту самостоятельно на листе А4, и если вы выбираете второй вариант, то здесь лучше и удобней, чтобы ребята работали в группах, либо в парах, как это делаем мы.
Преимущество платформы в том, что можно аккуратно и быстро вносить исправления, а также прикреплять заметки, сноски, изображения, ссылки на дополнительные материалы.
Независимо от способа создания, интеллект-карта всегда будет обладать древовидной структурой, обозначающей иерархию между элементами.
На примере простой карты с классификацией Мира Древности и с помощью сервиса MindMeister покажу, как выстраивается такая структура.
В центре всегда находится ключевая идея, тема, проблема, задача. Лучше выделить её ярким цветом и записать крупным шрифтом. В нашем примере это «Мир Древности».
Затем переходим к первому уровню — ключевым категориям, подразделам, которые относятся к центральной идее. Лучше всего давать им короткие названия из 1–2 слов. Можно прикрепить к категориям первого уровня изображения, которые ассоциируются с их содержанием. На этом этапе мы определили 3 ключевые категории, это: Древний Рим, Древний Египет и Древняя Греция.
На втором уровне и далее мы переходим к конкретным идеям, детализируем. Чтобы наглядно представить иерархию, рекомендуется использовать для разных уровней разные цвета или уменьшать размер шрифта по мере удаления от центра. Однако не рекомендуется добавлять больше четырёх уровней, иначе карту будет просто неудобно воспринимать, уже будет много лишней информации, она потеряет свою уникальность.
В итоге наша интеллект-карта состоит из двух уровней и выглядит вот так: ФОТО ГОТОВОЙ КАРТЫ.
Мыслительные карты (как их называют еще) помогают развивать креативное и критическое мышление (этот вид мышления позволяет учащимся обрабатывать информацию, систематизировать, быстро и четко выражать свои мысли, а также развивает способность самостоятельно заниматься своим обучением и конструктивно взаимодействовать с другими людьми.), память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке. Сам процесс создания мыслительной карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.
5 слайд. Следующий прием «Буквенные ленты».
Берется непонятная надпись на чужом языке - скажем, иероглифы, либо просто буквы в разбросанном виде. В голове человека, который ее рассматривает, будут рождаться разные ассоциации. Ну, и, соответственно, здесь включается смекалка, воображение и дети расшифровывают загаданное слово. Этот прием я использую, например, при постановке темы урока, или при изучении новых терминов.
Во внеурочной деятельности я использую упражнение «Меняй». По команде все берут листы и рисуют примерно 20-25 секунд, затем передают лист соседу, сосед должен примерно понять, что хотел нарисовать рядом сидящий, дорисовывает, передает следующему и т.д. В конечном итоге мы пригашаем того, кто начинал рисовать рисунок, и спрашиваем, получилось ли у нас воплотить его идею, этот прием удобно использовать по рядам, обычно в начале занятия, для разминки.
Также развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач. При работе со словарными словами детям нравится решать филворды. Это своеобразный кроссворд, в котором нужно найти слова среди написанных букв. В отличие от обычных кроссвордов, в которых нужно записать разгаданное слово по его определению по горизонтали и по вертикали, филворд представляет собой поле из клеток, в которые уже вписаны буквы. Слова в филворде могут размещаться в любом направлении, но нигде не пересекаться, а также не могут располагаться по диагонали. Филворды также можно использовать на любом уроке. Тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
6 слайд. Я считаю, что у меня хорошо получается развивать творческие способности моих учеников. Мы участвуем в конкурсах различного уровня: Всероссийский конкурс творческих, проектных и исследовательских работ «ВместеЯрче», областной конкурс детского рисунка «Охрана труда глазами детей», в районных выставках рисунков и поделок и другие, и самое приятное, что все не зря, мы становимся победителями и призерами, получаем сертификаты и дипломы участников. А это придает стимул для дальнейших успехов!
7 слайд. Конечно, я понимаю: то, что у меня хорошо получается на данный момент- это мизерная часть того, что должен знать и уметь настоящий Учитель, учитель с большой буквы, которым я мечтаю стать. Поэтому я занимаюсь самообразованием, изучаю современные технологии, осваиваю новые методы. А самое главное, я люблю свою работу, люблю детей, которые дают мне стимул не останавливаться на достигнутом, идти вперед, открывать в них новые возможности!
Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы!