СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская»

Методическая мастерская.



СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Позвольте представиться, меня зовут Гусейнова Фаизат Азизовна, я учитель русского языка и литературы

МКОУ «Куйсунская СОШ» Магарамкентского района





СЛАЙД 2

Представляю вашему вниманию методическую мастерскую «Использование современных образовательных технологий, как один из факторов развития одаренности и повышения мотивации обучающихся»

- Когда мы готовимся к уроку, в нашем воображении всегда рисуется такая картина: дети с легкостью извлекают информацию, они выполняют тренировочные задания, упражнения, они работают и в группах, и в парах, и говорят, говорят… Вот такие уроки я называю волшебными. Я думаю, что все учителя прекрасно меня понимают, какое это счастье, когда все так прекрасно складывается. Но, к сожалению, иногда случается следующее: на уроке сидит мальчик Ваня, который меня не слушает, а рядом сидит мальчик Никита, который смотрит в окно, а девочка Настя что-то рисует в блокноте…

- Как выдумаете, какая педагогическая проблема здесь возникает?

- У меня, как у учителя не получилось вовлечь Ваню, Никиту, Настю в образовательный процесс.  Не получилось их мотивировать, заинтересовать и, таким образом, дети остались на образовательной обочине…

- Поэтому, передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Включение школьников в учебно-познавательную деятельность реализую с помощью современных образовательных технологий, это ИКТ, кейс-технология, проектная  деятельность, интеграция, игровая технология и многие другие.

Но из всех технологий, которые используются в условиях реализации новых и обновленных стандартов, хочу остановиться на той, которая развивает творческое мышление, побуждает ученика к активной работе, способствует развитию речи и грамотного письма.

- Речь идет о технологии «Развитие критического мышления»



СЛАЙД 3

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, повышается мотивация, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Это одна из технологии, которая дает возможность развивать функциональную грамотность учащихся в процессе учебной деятельности.

Приемы критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию детей. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности.

 

Данная технология появилась в рос­сийском образовании в 1997 году.  Проект первоначально назывался «Чтение и пись­мо для развития критического мышления, который позднее в педагогической литературе получил название «Технология развития критиче­ского мышления». В основе этой технологии лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим».

-Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.



СЛАЙД 4

Технология развития критического мышления включает три стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов - позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, побудить ученика к активной работе. На данном этапе ученики самостоятельно определяют цели и задачи урока, самостоятельно выходят на тему урока и формулируют её.

На данном этапе использую следующие приёмы:

    «Пазлы»

     «Дерево предсказаний»

    «Ассоциации»

    «Корзина идей»

    «Мозговой штурм»

 

Продемонстрирую несколько примеров.





СЛАЙД 5

«Пазлы»

Для этой технологии использую онлайн-генератор пазлов в интернете.

Раздаю каждому ученику по элементу. Задача учеников - найти одноклассников с фактами, относящимися к этому же понятию, что и у них. Например, при изучении темы «Морфемика» детям я раздавала элементы пазла с названием морфем. Дети НАШЛИ свою пару по признаку, объяснили, что их объединяет и вспомнили все, что они знают по этой теме.

Такой прием помогает сгруппировать детей в команду, обучать целенаправленному нахождению информации; развивает  устную речь, коммуникативные навыки, помогает выделять причинно-следственные связи.



Вторая стадия ТРКМ – осмысление.

Цель данной стадии — побудить ребёнка к высказываниям, дать толчок к анализу своих знаний, поддержать интерес учащихся к информации и добиться ее понимания. При этом важно, чтобы дети обменивались мнениями, говорили, ведь это обогащает их словарный запас, вырабатывает гибкость мышления.



СЛАЙД 6

На ЭТОЙ стадии Осмысления использую прием «Стикер под стул», «Рабочий лист», «QR-код», «Литературная страничка героя».

Более подробно остановлюсь на приеме, который называется «Стикер под стул». Записываю слово на стикере. (Это может быть любое определение). Перед уроком помещаю его под стульчик учеников. После актуализации прошу учеников заглянуть под стул и тех, кто обнаружил стикер, выйти к доске и, не называя этого слова, объяснить, что там написано.

-Данный прием хорошо развивает устную монологическую речь, формирует навыки отбора нужной информации,  систематизирует ранее полученные знания по теме.

Третья стадия ТРКМ  — «Рефлексия».

Данный этап способствует целостному осмыслению темы, выработке собственного отношения к изучаемому материалу, выявлению тем и проблем для дальнейшей работы, а также анализу самого процесса изучения материала. Учащиеся самостоятельно делают выводы, приводят сравнения, анализ, соотносят новые знания с имеющимися.

На данной стадии  «Рефлексия» использую приемы

1.     Фишбоун

2.     «Толстые» и «тонкие» вопросы

3.     «Две правды, одна ложь»

4.     «Рецепт приготовления героя /лекарства от проблемы.

 

Приведу несколько примеров



СЛАЙД 7

 

Ф ИШБОУН Я считаю этот методический приём одним из наиболее эффективных, вызывающих интерес у обучающихся. Схему Фишбоун я составляю либо заранее на ватмане, либо рисую на доске, используя цветной мел.  Работа может быть индивидуальная(всем учащимся раздаю для анализа одинаковый текст и перед каждым ставлю цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске) или  в группах (каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп). По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.

Использование технологии Фишбоун развивает у моих учеников логическое мышление, зрительную память, умения работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче. 



СЛАЙД 8

Следующий прием “Рецепт приготовления героя”.

 Составляется список ингредиентов. Ими могут стать, например, черты портретной характеристики, черты характера героя и т.д. Затем пишется способ приготовления.

На уроке литературы, например, в 5 классе при изучении повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» обучающиеся составили рецепт героя Васи. Способ приготовления включил в себя следующие действия: взять Васю, добавить доброты, милосердия, добавить верных друзей, понимания отца и отправить в светлое будущее. Можно также написать рецепт приготовления самого себя, если это вписывается в замысел урока.

Например, на классном часе по теме «Равнодушие-болезнь века», в 5 классе, дети составили рецепт приготовления лекарства от равнодушия. Использовали такие ингредиенты, как: доброта, помощь, сострадание, понимание, поддержка, любовь. Все ингредиенты собрали, смешали и наклеили на портрет равнодушного человека.

Данный прием помогает осуществлять анализ, творческий подход, интерпретацию проблемы, также развивает устную речь и коммуникативные навыки.

Таким образом, использование на всех этапах урока, стратегий и приёмов в технологии критического мышления предполагает сотрудничество учителя и учащихся, активное участие самого ученика, создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности, учиться решать свои проблемы самостоятельно, а так же обучается способам своей собственной деятельности т.е. предполагает развитие функциональной грамотности, являющееся требованием времени.

ТРКМ  развивает речь моих учеников, обогащают их словарный запас, учит находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу, а также  позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом. 

Современных образовательных технологий много, но хочу отметить, что возможность комбинирования технологий также имеет немаловажное значение для педагога –  можно свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.



СЛАЙД 9

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.  В работе важен результат.













СЛАЙД 10

Используя на уроках приемы технологии критического мышления, убеждаюсь, что данная технология позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, снижает утомляемость, повышает мотивацию обучения и интерес к предмету, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывает в детях чувство собственного достоинства, дает им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносит радость. 





СЛАЙД 11

- Закончить свое выступление я хотела бы словами древнегреческого философа Плутарха «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь! А зажечь факел может лишь тот, кто сам горит!» - Я пытаюсь зажечь интерес в сердцах своих учеников, и сама многому учусь вместе с ними.    

Благодарю за внимание!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!