СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая работа «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный опыт работы может быть использован учителями начальной школы, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая работа «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».»

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения».



1. Условия возникновения опыта.

Сегодня в обществе особенно остро ощущается потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению насущных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом демократическом обществе и быть полезными этому обществу. Одним из наиболее перспективных направлений в новообразовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.



2. Актуальность темы.

Актуальность опыта вытекает из потребностей совершенствования системы начального обучения, современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной, нешаблонностью, помогая людям увидеть необычное в казалось бы, обычных явлениях. Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития.

Исходя из этого цель моей деятельности

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться

В соответствии с этим мною поставлены задачи:

1. Выявить уровень творческого мышления, используя различные творческие задания.

2. Разработать творческие задания для развития творческого мышления на различных этапах обучения.

3. Организовать деятельность учащихся на уроках русского языка и литературного чтения по развитию креативного мышления.

4. Формировать устойчивую положительную мотивацию к урокам русского языка и чтения.

3. Теоретическая база опыта.

Русский язык и литературное чтение в школе – это инструмент познания, мышления, развития. Эти предметы обладают большими возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». «Все дети способны» - такова моя ведущая педагогическая идея в учебно-воспитательном процессе. Своими уроками я создаю почву для появления ростков творчества. У детей появляется потребность обмениваться впечатлениями, появляются мысли, чувства, которые они стремятся высказать. Способность и готовность к творчеству становится чертой личности человека, креативностью. Вот поэтому на уроках я использую различные творческие задания, которые оказывают благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся.



4. Практическое применение

В моей практике обучения русскому языку сложились вполне определённые виды творческих работ. Большое внимание в изучении русского языка уделяется правописанию словарных слов. Учащимся трудно даются темы по правописанию непроверяемых или труднопроверяемых написаний слов. Поэтому я в своей работе ввожу творческие задания, которые способствуют не только лучшему запоминанию правописания данных слов, но и проявлению у учащихся креативного мышления. Так, например, работу над словом я стараюсь разнообразить различными приемами.

  1. Даю детям задание подобрать как можно больше прилагательных к данным словарным словам: ворона, воробей, корова, молоко

Эта работа проводится в группах. Дети каждой группы заполняют схемы, которые потом вывешиваются на доску для выполнения следующего задания: составить текст, используя данные слова с подобранными именами прилагательными.

На данном этапе эффективна работа в группах: объяснить фразеологизмы с данными словами, сделать дословные зарисовки:

* Считать ворон на уроке. (Ответ: не слушать, быть невнимательным)

* Походит, как корове седло. (Ответ: вещь к чему – либо не подходит)

Подобные виды деятельности я стараюсь дополнить и другими заданиями:

- нарисовать рисунок, объединив данные слова общим сюжетом

- придумать загадки или составить ребусы, составить кластеры для данных слов.

Данная работа позволяет не только отрабатывать правописание словарных слов, но и помогает расширить собственный словарный запас ученика, его умение составлять предложения более полные, а также раскрывает творческие способности детей.

Немаловажное значение в развитии творческого мышления имеет технология кроссенс - «пересечение смыслов». Важность кроссенса заключается в том, что он отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Если не пожалеть на это времени, то организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть тему или проблему с другой стороны, с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции. Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.

Для оптимального развития творческого мышления детей с разными учебными возможностями в своей педагогической практике использую элементы интегрированного урока.

При изучении темы по русскому языку "Имя прилагательное" и тем по литературному чтению «Творчество А.С.Пушкина. Сказки», предлагаю задания в группах (дети выбирают из конвертика отрывок из «Сказки о мертвой царевне…» и выполняют задание):

Подобрать прилагательные из данных отрывков к словам: царевна, яблоко.

После чего предлагаю ребятам обыграть сюжеты, над которыми они работали, используя выбранные слова: разговор царицы с зеркальцем, обращение богатырей к царевне, общение царицы и царевны около дома богатырей.

Задания способствуют более быстрому запоминанию текста, развитию беглости чтения. У учащихся со слабым уровнем техники чтения возрастает интерес к чтению, желание читать больше, так как чтобы участвовать в инсценировке, необходимо знать, о чем текст. Речь детей становится более полной, красочной.

Еще один вид уроков с элементами интегрирования по развитию творческих способностей я использую при изучении тем по русскому языку «Взаимосвязь имени существительного и имени прилагательного», «Однокоренные слова» и тем по литературному чтению «Творчество С.Есенина, стихотворение «Береза»», предлагая задания:

*назвать в тексте имена существительные и зависимые от них имена прилагательные, подобрать однокоренные слова к слову береза, добавив свои

*сделать зарисовки к стихотворению

*подобрать (возможно исполнить) строки из песен о березе из устного народного творчества

*придумать свои рифмы к словам из стихотворения

*написать свое четверостишие о березе

С помощью этих слов учащиеся определяют отношение поэта к природе и сами учатся видеть прекрасное, учатся говорить полными предложениями, используя имена прилагательные, анализируют текст.

Стихотворения пейзажной лирики С. Есенина помогают учащимся вглядеться в «очарование русского пейзажа», испытать радость от общения с родной природой, более красочно оформлять свою речь. В поэтических строчках заключены большие возможности приобщения юных читателей к «чуду родной речи», восприятия тонкости звучания слова.

А также ввожу элементы исследовательской деятельности:

*учащиеся находят различную информацию о слове береза.

Итогом работы является следующее:

- дети составляют кластер (работа в группах)

- пишут мини – сочинения о березе

Данная работа позволяет задействовать эмоции учащихся. Она основывается на индивидуальных особенностях каждого ребенка и ориентирована на развитие каждой личности.

Чувства детей и результаты систематического обучения творчеству особенно ярко проявляются при написании сочинений. Тема одна, но насколько по разному ребята раскрывают ее: здесь и художественное описание березы, и береза как символ российской красоты и чистоты, и что береза дает человеку. Но при этом каждое сочинение пронизано переживаниями ребенка, его неравнодушием к окружающему.

В качестве домашнего задания учащимся предлагаю выучить стихотворение, подобрать свои имена прилагательные к данным именам существительным.

Например, при изучении темы по чтению «Былины», я считаю, что эффективно провести урок – сочинение по картине И.Васнецова «Богатыри», который позволит приобщить учащихся к культуре русского народа, даст возможность каждому ученику проявить свои творческие способности.

При подготовке к сочинению целесообразно провести работу по драматизации прочитанного произведения, что предполагает воссоздание реплик главных героев, их диалога.

Я предлагаю учащимся следующие задания:

*придумать подвиг, который мог бы совершить кто – либо из богатырей (каждый ученик озвучивает свой сюжет разными голосами)

*изобразить богатырей в своем видении (одежда, доспехи…)

В написании сочинения учащиеся используют данные материалы, что позволяет учащимся во время написания чувствовать себя более раскрепощенно. Они откровенно делятся своими переживаниями, ярко и красочно рассказывают о переживаемом.

Особый интерес у меня вызывают темы по литературному чтению в разделе «Устное народное творчество». Именно здесь дети открывают и развивают свои самые яркие способности.

Большую ценность в обучении представляет работа с загадками. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Сочиняя (составляя) загадку, они получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете.

Тему «Загадки» из раздела «Устное народное творчество» я ввожу с темой по русскому языку «Части речи». Работа в группах (у каждой группы свое слово). Дети заполняют таблицу с задуманным словом – отгадкой (медведь):

  1. Подобрать признаки (схожие с признаками данного слова) к именам существительным.

Например, большой – слон, белый – снег, бурый – уголь и т.д.

2. Составить загадку, используя полученные пары слов, продолжая по образцу. Загадка: большой, а не слон, бурый, а не уголь.

Ведение тетрадей для творческих работ– неотъемлемая часть нашей деятельности. Здесь дети могут записывать стихи, загадки, кроссворды, частушки собственного сочинения, сопровождая их иллюстрациями, а также свои высказывания по прочитанным произведениям. Такая работа способствует развитию воображения, чувства слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.

Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. На уроке может царить радость сотворчества, если дать каждому почувствовать, что он способен, что у него есть своя "искорка".

Такие «искорки» загораются практически на всех уроках, когда идет работа по сказкам. На основе прочитанных сказок ребята создают свои практические работы: рисунки, поделки, загадки, книжки – малышки. Здесь нет границ творчеству детей.

Уроки превращаются в один большой театр:

*инсценировки сказок

*театр кукол (куклы говорят языком персонажей из сказок)

*импровизация (дети придумывают продолжение сказки с дальнейшим обыгрыванием)

А также учащиеся сочиняют свои сказки и оформляют их в самых различных видах и формах.



4. Результативность.

Для того, чтобы получить положительный результат в работе по развитию творческих способностей, необходимо:

*организовывать выставки творческих работ, конкурсы, что повышает у учащихся интерес к творчеству.

Результаты доказывают, что работа в данном направлении даёт положительный результат, как по русскому языку, так и по литературному чтению. Желание читать больше книг, расширять свой читательский кругозор возрастает. Повышается уровень техники чтения, орфографическая зоркость. Развитие творческих способностей учащихся неразрывно связано с положительной мотивацией учения и формированием познавательных интересов и способностей.

Как итог каждого вида творческой деятельности мы с детьми отмечаем на «плодоносном дереве» развития творческих способностей в виде яблочек двух цветов: желтые – работа не совсем удалась, красные – работа удалась. При этом дети сами выбирают, какого цвета будет на его «дереве» «яблочко». В конце каждого учебного года мы «собираем урожай», считаем, каких «яблочек» больше (желтых или красных). А как итог нашей деятельности в конце года делаем общий подсчет и выясняем, на каком уровне творческие способности всего классного коллектива. В данном случае нельзя делать итог по каждому ученику, так как уровень творческого развития детей различен. Важно то, что творческие способности есть у каждого ребенка.

В результате моей деятельности повысилось качество знаний обучающихся, активное результативное участие в олимпиадах, творческих конкурсах разного уровня.

Немаловажное значение в успешности моих уроков имеют здоровьесберегающие технологии, которым я уделяю особое внимание. Необходимое чередование видов работ, разноуровневые творческие задания, соблюдение объемов всех видов письменных творческих работ также способствуют сохранению здоровья учащихся. Во время физминуток ребята могут сами придумать и показать как прыгает, бегает, передвигается, охотится и т.д. какое – либо животное.

На уроках передо мной стоит еще одна очень важная задача - создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, атмосферы творчества, в которой дети «купаются» и радостно творят. Поощрение со стороны учителя - это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству.

Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно даёт и ученику и учителю.

Творите сами, проявите в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши ученики.



5. Адресная направленность.

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы
1 ступени любого общеобразовательного учреждения на уроках русского языка и литературного чтения, педагогическая деятельность которых направлена на развитие творческого потенциала обучающихся.



6. Список использованной литературы.

  1. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе
    выполнении экспериментов/Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 56-60.

  2. Битянова М. Групповая работа в школе.//М., 2001.

  3. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников.//Журнал
    «Начальная школа». 2005 № 9.

  4. Орлова Л. А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. //Журнал «Начальная школа». 2007 № 3, с. 28-33.

  5. Савенков А. И. Маленький исследователь: Как научить младшего школьника приобретать знания.//Ярославль, 2002.

  6. Степановская В. М. Воспитание творчеством.//Журнал «Начальная школа». 2007 № 6, с. 60-62.

  7. Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей.//Ярославль, 1996.

  8. Якиманская И.С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе.//М.,1996