Ход занятия
1. Организационная часть
1.1. Проверка присутствия учащихся на занятиях;
1.2. Осмотр внешнего вида учащихся
2. Вводный инструктаж
Наступила золотая осень. Богатая своими красками цветов, чарующая своим разноцветным убором, эта волшебная пора хранит в себе много тайн. И мы, вышивальщицы, постигая ее тайны, переносим осеннюю красоту на полотна своих изделий, радуя всех своим искусством. Осень – это и прекрасное время для стихов, которые так и рвутся из нашей груди, чтобы их могли услышать.
Митрофанская Анжелика
Золотой иглою
Осень вышивала
На холсте из листьев
Травам покрывало.
Серякова Екатерина
Я залюбовалась
Я смотрела долго
Как в листве мелькает
Ловкая иголка.
Ракуцкая Елена
Дай мне вдохновенье,
Дай мне, осень, силы
На холсте обычном
Вышивать картины.
Зубкова Виктория
Сестрицы по изящному искусству,
Подруги по уменью вышивать!
В свои работы вкладывая чувства,
Готовы их другим передавать.
Рожкова Анна
И быт, и жизнь всемерно украшая,
В душе вы поэтессы, как и я,
Мы, рукодельницы, все как семья большая,
Сплочённая и дружная семья.
Нечаева Анастасия
Так пусть удача нас не оставляет,
Пусть будут нам подвластны бисер, гладь.
Мы – рукодельницы! И ясно понимаем:
Мир красками не смог без нас сиять!
Джигеро Маргарита
Стежок стежок ещё стежок…
Что проще может быть,
Когда в кресте наискосок
Укладываешь нить.
Но расцветают под иглой
Волшебные цветы!
Секрет у чуда есть? Какой?
О нём расскажешь ты?
Захаренко Анастасия
- Сестрица, здесь секретов нет,
Но делай всё с душой,
И вышитый тобой букет
Задышит, как живой.
Росу и трепет в лепестках
Ты сможешь ощутить.
А чудо у тебя в руках:
Иголочка и нить!
2.1 Актуализация знаний: Устный опрос учащихся.
У нас в мастерской находится осенний букет, где на лепестках цветов написаны вопросы для повторения правил и норм безопасных условий труда вышивальщицы. Сейчас каждый из вас подойдет к букету, выберет один цветок и ответит на поставленный вопрос:
- Учащаяся работая за швейной машиной очень низко наклоняется. Назовите требования правильной посадки за швейной машиной;
- При работе за швейной машиной вы почувствовали запах гари. Что вы будите делать?
- При работе за швейной машиной сломалась игла. Что вы будите делать?
- Как проверить нагрев утюга?
- Где должны находится инструменты при машинных работах?
- При работе за швейной машиной вы услышали не характерные звуки и вибрацию. Что вы будите делать?
- На чем должна стоять вышивальщица, выполняя влажно-тепловую обработку?
- При работе за швейной машиной закончилась нить в шпульном комплекте. Что вы будите делать?
- Учащаяся передает ножницы лезвием вперед. Правильны ли ее действия?
1) Назовите необходимые инструменты и принадлежности для вышивки на швейной машине.
2) Расскажите как подготовить швейную машину к работе.
Перед началом работы необходимо:
Почистить и смазать всю машину.
2. Снять лапку.
3. Опустить двигатель ткани (дуб. рейка). Так в условиях вышивки двигать ткань вам придется самостоятельно, а автоматический двигатель ткани швейной машины вам будет только мешать.
4. Регулятор строчки необходимо поставить на нулевое положение (по той же причине, по которой мы опускаем двигатель ткани).
5. Ослабляем верхнюю нить.
Вот, пожалуй, и все, можно приступать к первым, самым элементарным упражнениям.
3) Назовите способы перевода рисунка на ткань.
Перевод с оригинала на кальку. Ткань проутюжить.
- Перевод с помощью копировальной бумаги (копирки). ВНИМАНИЕ! Необходимо следить за перекосом ткани. Кальку накалываем английскими булавками на ткань, противоположный край приподнимают и вкладывают между тканью и калькой копирку. (Если копирка новая, то ее предварительно протирают ватой, чтобы отпечаток не был слишком густой.) После чего переводим рисунок. Если цвет оси вышивки красный, то и переводить рисунок лучше через красную копирку. По окончании работы - кальку приподнять и, вынув копирку, проверить все ли перевелось и только после этого снять булавки и кальку.
- Рисунок переводят на кальку с оригинала проколом по контуру через каждые 2 мм, предварительно подложив под кальку мягкую ткань, когда рисунок будет проколот протирают с изнанки нождачной бумагой (для более четкого проявления рисунка). Затем кальку с проколотым рисунком закрепляют на ткани и проводят по ней тампоном, смоченным смесью синьки с керосином для светлых тканей или зубного порошка с керосином для темных тканей, контур получается точечками.
- На темную ткань рисунок можно перевести при помощи мыла. Возьмем кусочек обычного мыла, размочим в малом количестве теплой воды (до состояния густой сметаны). Намажем рисунок с изнаночной стороны (бумагу) и высушим. После чего положим на ткань и тупым карандашом обведем рисунок.
- Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги. Для этого возьмем узор, нанесенный на папиросную бумагу (кальку), закрепим на ткани, после этого ткань запялим и прошьем на машинке по контуру рисунка. Бумагу снимем, на тканеи останется контур узора.
- На тонкие ткани рисунок можно переводить способом на просвет. На кальке с переснятой фломастером или тушью рисунком закрепляют английскими булавками ткань. Затем ткань с калькой прикладывают к оконному стеклу, рисунок обводят карандашом, большие и сложные рисунки удобно переводить через стекло с лампой.
- В некоторых случаях необходимо переснять рисунок на обе стороны. Для этого прикладываем капирку переводным слоем вверх, потом ткань лицевой стороной вверх, снова капирка слоем вниз, затем рисунок после закрепляют булавкой и переснимают рисунок хорошо заточенным карандашом.
Показ видеоролика
4) Как правильно необходимо запяливать ткань в пяльцы ?
Большое кольцо пялец положить на стол, на него - ткань лицевой стороной вверх, затем малый обруч и вдавливаем его, после чего разравниваем ткань по направлению долевых нитей, следя за тем, чтобы рисунок не перекосился. Делаем это с силой, но в то же время аккуратно, так как если переусердствовать, то можно сломать пяльцы. А если запялить ткань не достаточно туго, то шва не получится – верхняя нить не захватит нижнюю.
Если ткань очень тонкая, то по краям до запяливания, накладывают лоскут, оставляя середину с рисунком.
Если полотно ткани для запяливания необходимо увеличить, то при соединении ткани с дополнительным лоскутом швы делают на лицевую сторону.
Показ видеоролика
2.2 Объяснение нового материала.
Ажурная вышивка
Ажурная вышивка очень красива и вместе с тем просто и быстро выполняется, не требуя сложной предварительной подготовки. В этой вышивке применяются: узкий и широкий гладьевой валик, выпуклая гладь с настилом, бриды, паучки, а также украшающие швы (узелки, строчки, бисерный шов). Это придает вышивке нарядный и богатый вид.
Красота ажурной вышивки во многом зависит от качества гладьевого валика. Он должен быть прочным ровным и красивым. Натяжение верхней нити в машине должно быть несколько слабее чем нижней, чтобы при выполнении шва переплетение ниток было с изнанки изделия.
Для того чтобы шов был рельефным и работа прочнее, весь контур обстрачивают на машине частой строчкой два раза и при вышивке прокладывают вдвое катушечную нитку № 10, 20, 30. Шов «Валик» должен получится в виде витого шнурочка.
Вырезные ажуры – это различные переплетения натянутых нитей на месте вырезанного материала. Ажурная вышивка выполняется катушечными нитками, армированными, шелковыми, на таких тканях как хлопчатобумажная, шелковая, белая бязь, шифон, полушерсть, шерсть, драп.
Ажурная вышивка бывает различных видов. Сегодня мы познакомимся с ажурной вышивкой с простыми бридами. Данный вид вышивки обычно сочетается с другими вышивками такими как прорезная белая гладь, выпуклая гладь с настилом, цветная гладь.
Применяется ажурная вышивка с простыми бридами для украшения таких изделий как: дорожка, салфетки, постельное белье, блузы, платья, свадебные платья, жакеты, пальто.
Ажурная вышивка с простыми бридами
Для создания ажурности и скрепления деталей рисунка, расположенных на расстоянии друг от друга, необходимо научится применять бриды. Их выполняют двумя способами.
Первый способ. Натягивают несколько воздушных строчек между деталями на месте расположения брид, а потом обстрачивают их швом «валик».
Второй способ. Переносят рисунок на материал, запяливают в пяльца и приступают к вышивке. Обстрачивают весь рисунок по контуру два раза частой строчкой, закрепляют две прокладочные нити и начинают выполнять шов «валик» по контуру. В местах расположения брид, согласно рисунку, вырезают материал на 0,5 см. с одной и дрогой стороны бриды, а весь остальной материал не вырезается. Затем на местах выреза проводят воздушную строчку к противоположному контуру рисунка (строчка прокладывается там, где должна быть проведена брида), одновременно оттягивают одну нитку прокладки, закрепляют ее и строчку нескольками ударами иглы за противоположный контур рисунка. Затем, соединив первую и вторую прокладочные нитки, продолжают обшивать швом «валик» контур рисунка до следующей бриды. И так до конца выполнения рисунка.
Показ видеоролика.
2.3 Личный показ мастера
2.4 Обсуждение последовательности выполнения вышивки:
- составление последовательности выполнения ажурной вышивки с простыми бридами
- работа с карточками задания
2.5 Подробное выполнение трудовых действий учащимися с целью проверки правильности их выполнения.
2.6 Выдача дневного задания учащимся.
3. Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж)
3.1 Обходы рабочих мест учащихся с целью проверки:
- организации рабочих мест учащихся;
- своевременности начала работы;
- соблюдения требований безопасных условий труда;
- владение приемами и способами выполнения ажурной вышивки с простыми бридами;
- качества выполнения работ.
3.2 Осуществление индивидуального инструктирования отдельных учащихся (при необходимости).
3.3 Обход рабочих мест с целью подготовки к заключительному инструктажу.
4. Заключительный инструктаж
4.1 Анализ результатов выполнения работ учащимися.
4.2 Разбор типичных ошибок в работе, выяснение причин их возникновения, обсуждение способов их устранения.
4.3 Ответы на вопросы учащихся, возникшие в процессе занятия.
4.4 Рефлексия: продолжить предложение:
- Сегодня на уроке я научилась - …
- Самым полезным для меня сегодня было …
- Сегодня я встретилась с трудностями при …
- Сегодня у меня особенно хорошо получилось …
- Сегодня я освоила приемы …
- Сегодня я научилась использовать в работе …
- В дальнейшем я бы хотела …
4.5 Подведение итогов работы и оценки степени достижения учебных целей.
4.6 Задание на дом.
4.7 Уборка рабочих мест.