Тест интеллектуальной лабильности (сокращенный вариант)
Методика «Интеллектуальная лабильность» используется для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок, прогноза успешности освоения нового вида деятельности. В целях диагностики способностей подростков к деятельности, требующей хорошего переключения внимания (работа бухгалтера, экономиста, секретаря) в данном пособии представлен сокращенный вариант методики, состоящий из тридцати заданий, в то время как традиционный вариант для взрослых включает сорок более сложных заданий. Методика обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.
Учащиеся должны в ограниченный отрезок времени (три секунды) выполнить несложные задания, которые зачитываются в обычном темпе, громко и четко. Ребят следует предупредить, чтобы они не смотрели друг другу в тетради и не просили повторить задание, иначе пропадет его смысл.
Инструкция. Работа, которую вы будете выполнять, требует концентрации внимания и быстроты действия. Перед вами бланк, разделенный на тридцать квадратов. Каждый квадрат — это простое задание, которое вы должны выполнить всего за три секунды. Задание не повторяется. Если вы не успели его выполнить, переходите к следующему.
-
Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца в году.
-
Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике.
-
Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями.
-
Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3.
-
Поставьте в треугольнике «+», а в прямоугольнике — «1».
-
Разделите третий круг на две части.
-
Напишите предпоследнюю букву своего полного имени.
-
Соедините точки прямой линией и поставьте «+» в меньшем треугольнике.
-
Зачеркните гласные буквы.
-
Продлите боковые стороны трапеции до их пересечения друг с другом.
-
Соедините между собой точки 2, 4 и 5.
-
Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные.
-
Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В — стрелку, направленную вверх, под буквой С — галочку.
-
Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус.
-
Поставьте в верхнем левом углу прямоугольника 0, в нижнем правом — плюс.
-
Подчеркните галочки и зачеркните палочки.
-
Если в слове «подарок» третья буква — не «И», запишите сумму чисел 3 и 5.
-
В слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» зачеркните гласные.
-
Разделите 54 на 9 и впишите результат в прямоугольник.
-
Обведите в кружок повторяющиеся цифры.
-
Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните.
-
Под согласными буквами поставьте плюс, а под гласными — минус.
-
Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в прямоугольнике, а последняя — в круге.
-
Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией — стрелку, направленную влево.
-
Заключите букву «М» в квадрат, «К» — в круг, «О» — в треугольник.
-
Напишите в прямоугольнике сумму чисел 5 и 2.
-
Зачеркните цифры, которые делятся на 3.
-
Поставьте в круг галочку, а в прямоугольник — цифру 3.
-
Обведите четные цифры.
-
Поставьте нечетные цифры в скобки.
Обработка теста заключается в подсчете числа ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация осуществляется в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых. Высокий результат коррелирует с выраженными способностями к планово-экономической деятельности.
Профессиональная успешность во многих видах деятельности зависит от внимания. Перечислите их (учитель, секретарь, диспетчер, программист). К какой группе профессий по типологии Климова они относятся? («Знаковая информация»).
Примечание. Обработка результатов производится преподавателем и заключается в подсчете числа ошибок. Пропущенное задание считается ошибкой. Перевод в стандартные шкалы не производится, интерпретация проводится в соответствии с нормами, полученными на конкретной выборке испытуемых. Высокий результат коррелирует с выраженными способностями к офисной и планово-экономической деятельности. Результаты сообщаются учащимся индивидуально.
«Неуловимые числа»
В этой таблице «спрятаны» числа от 1 до 90. За какое время вы сможете их найти?