ШМО учителей истории и обществознания Дуванского района Республики Башкортостан.
Доклад по теме:
« Духовно-нравственное воспитание и образование на уроках истории»
Составил: Ахтямов И. Ш.
учитель истории и обществознания
Ариево 2019
Введение.
Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны, сменой приоритетов и нравственных устоев в сознании людей. При этом российское общество испытывает острую потребность в личностях, наделенных такими духовно-нравственными качествами: как патриотизм, совестливость, доброта, отзывчивость, терпимость, скромность, деликатность и др. Комплекс же гуманитарных предметов, изучаемых в школе, не выполняет в полном объеме своей воспитательной функции. Таким образом, актуальность исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию, в современном обществе особо возрастает.
Сложенный на протяжении многих веков опыт нравственного воспитания, при умелом использовании может оказать положительное влияние на формирование духовности и нравственности граждан современной России.
Правильное соотношение, традиционного опыта воспитания и наиболее часто используемых форм современной воспитательной практики, несомненно, приведет к позитивным изменениям.
Использованию прогрессивных идей прошлого, развитию теории и практики духовно-нравственного воспитания посвящены труды отечественных педагогов В.Г. Белинского, А.И. Герцена, И.А. Добролюбова, А.С. Макаренко, Н.И. Новикова, Н.И. Пирогова, А.Н. Радищева, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, а позже О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, Б.Т.Лихачева, И.С. Марьенко, И.Ф. Свадковского, И.Ф. Харламова, Н.Е.Шуриковой и др.
В психолого-педагогических исследованиях последних лет (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, А.П, Балицкая, Г.Н. Волков, В.П. Зинченко, Н.Д. Никандров) отмечается низкий уровень духовно-нравственного развития у молодого поколения, слабая обеспеченность условий для
духовного развития. Особое беспокойство вызывает отсутствие у подростков желания к освоению нравственных норм.
Цель исследования: теоретический анализ основных положений
духовно-нравственного воспитания и обмен педагогическим опытом.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания школьников.
Предмет исследования: основные положения духовно-нравственного воспитания обучающихся в процессе изучения истории.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания;
охарактеризовать цель и задачи духовно-нравственного воспитания;
дать анализ методов духовно-нравственного воспитания;
обмен педагогическим опытом на примере духовно-нравственного воспитания на уроке истории в 5 классе.
Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации образования (В.Г1. Бездухов, Б.С. Гершунский, А.Н. Хузиахметов, Е.Н. Шиянов и др.); отечественные и зарубежные концепции культуры (А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Ю.А. Жданов, Д.С. Лихачев и др.); культурологический подход к взаимодействию в системе «человек- общество» (А.В. Ахугин, А.А. Вербицкий, Г.Д. Гачев); фундаментальные положения философии, социологии, педагогики о сущности нравственной культуры личности, социальной обусловленности ее развития (Е.В. Никанорова, И.С. Кон и др.).
Некоторые положения этого исследования могут вызвать неоднозначную оценку среди педагогов и историков. Ясно одно: государству в короткие сроки необходимо изменить концепцию исторического образования, учитывая потребность в воспитании высоконравственной личности и патриота своей Родины. И эту задачу в первую очередь придется выполнять нам с вами.
Результаты данного исследования могут быть использованы в школьной практике духовно-нравственного воспитания молодежи на уроках истории.
Сущность духовно-нравственного воспитания
Духовно-нравственное воспитание является стержнем гуманитарного образования, и история занимает основополагающее место в системе духовного воспитания личности. Знакомство с историческим наследием и умение учится у своих предков, черпая духовно-нравственный опыт народов или отдельных личностей, применяя его к собственной жизни, является составной частью нравственной культуры человека, которую необходимо развивать в ученике.
В современных условиях учащиеся столкнулись с потоком исторической информации, в которой часто теряется самое главное ценностное содержание изучаемого факта. Если раньше «белые пятна» истории вызывали огромный исследовательский интерес, то в начале нового тысячелетия люди больше нуждаются не в увеличении исторических знаний, а в их углублении, в постижении смысла тех явлений, которые изучаются большинством исследований. Возрастание объема исторических знаний происходит каждодневно, но оно не делает человечество более духовным, нравственно чище и добрее. Напротив, всевозрастающий интерес к истории больше сводится к поиску исторических подробностей, а не к поиску глубинных причин изучаемых явлений, извлечению уроков из истории. Как-то в одном из интервью патриарх Алексей II сказал о том, что «никогда народы мира в такой полноте не знали своего прошлого, но никогда настолько от него не удалялись».
Таким образом, дело вовсе не в методике преподавания истории, не в отсутствии учебников по изучению предмета, а в целях исторического образования. Ряд педагогов бьют тревогу по вопросу о необходимости срочного пересмотра стратегии исторического образования.
Педагог Л. С. Выготский считает, что нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идет вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Его вывод таков: нравственное воспитание должно идти впереди личностного развития.
Ряд современных ученых проводят диагностику нравственной сферы. Их выводы сводятся к следующему; не смотря на гуманизацию современного образования, на увеличение предметов гуманитарного цикла, нравственное состояние общества продолжает падать, если сравнивать его с советской эпохой. В обществе снижается престиж таких понятий как патриотизм, самопожертвование, альтруизм, гуманизм, коллективизм. Психолог А. Гармаев даже вывел законы, связанные с падением нравственности человека:
в обществе действует закон оскудения нравственных сил, вызванный дефицитом добра, любви в душах людей по причине того, что у них отсутствует источник пополнения нравственных сил,
закон хранения истины, суть которого сводится к попытке отыскать источник нравственного, чтобы выработать духовные ценности;
закон опережения духовно-нравственного развития над умственным.
Вывод А. Гармаева совпадает с точкой зрения Л. С. Выготского:
духовное развитие человека должно опережать интеллектуальное. Практически это означает, что сначала надо воспитывать духовнонравственные чувства в учениках, подключать их к духовно-нравственному опыту человечества, а затем на этой основе наделять их знаниями и учить их добывать новые. Поэтому педагогика духовно-нравственного воспитания должна строится в основном на внутреннем духовном росте ребенка, а педагог должен создать условия для этого роста.
О роли учителя в деле нравственного просвещения рассуждает историк А. Гуревич. По его мнению, педагог-историк должен: 1) развивать в ученике собственное самосознание; 2) научить понимать ученика историческую изменчивость человека; 3) показать ученикам, что любая историческая эпоха является самостоятельной ценностью и уникальной в своем роде. А. Гуревич считает, что учитель должен донести до ученика главную мысль истории о том, что у людей эпохи есть ядро, на котором строятся ценности той или
иной цивилизации. Он считает, что такое ядро есть у каждого человека. Этим ядром являются ценности личности, которые могут совпадать с эпохальными, а могут и не совпадать.
А. Гуревич отмечает, что история помогает человеку понять и развивать свое самосознание. Почему люди не уважают ценности других персон? Ответ очевиден: отсутствует собственное самосознание и потому отсутствует уважение и к другим людям, как к своим современникам, так и предкам. История в состоянии показать, что в разные исторические эпохи существовала разная духовная, умственная, интеллектуальная деятельность. Дело не в незнании истории, а в неумении её слышать. Следовательно, надо научить оценивать исторические эпохи с позиции тех ценностей, которые были ядром исследуемой эпохи. Вот почему нельзя измерять тоталитарную эпоху демократическими ценностями или оценивать средневековую религиозность с позиции общечеловеческих ценностей. Дело ученика - попытаться понять суть происходившего в прошлом и сделать для себя вывод - подходит ли ему этот образец поведения людей, который он изучил. Учитель не должен исключать, что оценка того или иного исторического факта у ученика может измениться, если изменятся ценности ученика. История одна, а оценок истории тысячи. Меняется не история, а её оценка. Вот почему современные учебники так полярно порой подходят к интерпретации известных фактов.
Итак, какие элементы духовно-нравственного воспитания может развивать учитель на уроке истории? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо дать формулировку следующим понятиям: нравственность, мораль, этическая культура, нравственная культура, личность. Сделаем это на основе выводов А. И. Шемшуриной.
Духовность - это особое эмоционально-нравственное состояние личности, которая ориентируется на абсолютные ценности и пытается реализовать их в предметной деятельности и общении.
Под нравственностью следует понимать выработанные личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждения в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.
Мораль - это обусловленная жизненным опытом поколений совокупность норм, принципов и идеалов, определяющая ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающая их как личностное достояние.
Нравственная культура - осознанно выработанный на основе традиций и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно-ценностных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.
Этическая культура — сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентации, духовных потребностей и мотивов, образа жизни, личности, основой которой является служение жизни, человеку, прогрессу.
Все вышеназванные понятия ориентированы на формирование личности, которая является целью всего педагогического процесса.
Личность - это нравственно-ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение того или иного действия, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.
Воспитание - это процесс привития и развития определенного набора чувств и навыков.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс привития и развития духовно-нравственных ценностей.
В последнее время наблюдается тенденция попытки подмены духовнонравственного воспитания религиозным. Определенная религиозная концепция не является абсолютным монополистом в деле сохранения и распространения духовно-нравственного наследия человечества, это лишь определенный сектор человеческой культуры.
Итак, духовно-нравственное воспитание — это привитие и развитие духовно-нравственных ценностей.
Духовно-нравственное воспитание является одним из краеугольных камней российского среднего образования.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания, сущность которого сводится к приобщению обучающихся к духовно-нравственному наследию и традициям народов России.
Педагогическая с тратегия школьного образования должна заключаться в том, что духовно-нравственное воспитание должно опережать интеллектуальное развитие, с одной стороны, и не в коем случае, не должна сводиться к насаждению в школе Закона Божьего, с другой.
Цель и задачи духовно-нравственного воспитания.
Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию духовно-нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым, как духовные ценности. Морально- нравственные ориентиры способствуют складыванию у учеников этической культуры, которая так же может стать предметом исследования на материалах исторического наследия. А вопросы, которые возникают у учащихся, связанные с их моральными установками могут пересекаться с проблемами, которые решали люди в разных исторических эпохах. Так источниками нравственной культуры могут стать: 1) труды выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей; 2) народная педагогика; 3) духовно-Нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд; 4) произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.
Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и в конечном счете на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но ни в коем случае не навязывающей свои ценности.
Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:
действовать в положительном направлении, взывая к лучшим началам в человеке и показывая и их на широком историческом материале;
определить суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них и другие нравственные категории в разные периоды история человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);
взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:
способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.
Можно выделить ряд аспектов духовно-нравственного воспитания на уроках истории:
аксеологический - обращение учащихся к высшим ценностям;
гносеологический - включение учащихся в процесс познания высших ценностей;
когнитивный - познание учащихся через призму высших ценностей самого себя и своих возможностей;
ориентационный - выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношение к миру, людям и самому себе;
результативный - механизм становления структуры человеческого «я».
Главная цель духовно-нравственного воспитания заключается в
следующем: включить учащихся в процесс осознания и переживания духовно-нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Реализация этой цели включает в себя ряд задач воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Многоплановость этого процесса побуждает к созданию системы духовно-нравственного воспитания на протяжении двух концентров при изучении истории. С одной стороны деятельность учителя должна быть направлена на накопление в учениках знаний, умений, навыков, с другой стороны учителю необходимо формировать в учениках отношения к приобретенным знаниям.
Существуют три формы, при помощи которых может осуществляться воспитательный процесс: рационалистическая, эмоциональная и
поведенческо-волевая.
Рациональная форма включает в себя содержание мыслительной деятельности, и само умение мыслить.
Эмоциональная - восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности.
Поведенческо-волевая предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в определении своей позиции по конкретному вопросу.
Рационалистическое и эмоциональное познания должны быть обращены к смысловому обогащению ученика, при помощи которого учение совершает нравственное или безнравственное действие.
Таким образом, главная цель духовно-нравственного воспитания - включение учащихся в процесс осознания и переживания духовнонравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективнозначимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Формы осуществления воспитательного процесса: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая.
Методы духовно-нравственного воспитания.
Маленкова Л.И. выделяет группы методов воспитания, которые необходимо использовать на уроках истории: 1) методы убеждения; 2) методы организации деятельности учащихся; 3) возрастно-оценочные.
Методы убеждения направлены на рациональную сферу отношения Убеждение это процесс логического обоснования какого-либо суждения, умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и сознательное отношение к ней учащихся, воспринимающих информацию исторического характера. Процесс убеждения предполагает изменение сознания ученика, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с нею. Следовательно, необходима явная или скрытая дискуссия, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.
Основное назначение методов убеждения - убеждать учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно-ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающее мира, прошлого.
Существуют 4 группы методов убеждения:
информационные, когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности и ложности, прекрасного и безобразного (например, этика «Домостроя» или «Наука побеждать» А. В.Суворова);
поисковые, когда учащиеся включаются в поиск ответов на поставленные проблемы (например, что есть положительное или отрицательное в изучаемой эпохе, периоде Отечественной истории, деятельности ряда исторических личностей: Ивана Грозного, Петра I, Екатерина II, Сталина, Горбачева и т.д.);
дискуссионные, когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозных проблем (например,
по какому пути могла пойти Россия в 1917 году, если бы не произошла Октябрьская революция и т.д.);
взаимного просвещения, когда понятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы доклады, устные журналы, дневники, выставки творчества, коллективные газеты, диспуты и т.д.).
Выбор и результативность методов убеждения определяется технологией и педагогической техникой их исполнения. Назову некоторые из них:
компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения;
актуальность избранной темы;
опора на имеющийся у ученика опыт;
тщательный отбор содержания, обеспечение активной позиции ученика;
общий позитивный фон (такт, тон, стиль);
учетно-возрастные и половые особенности детей;
ставка на индивидуальность;
оснащенность пособиями и техническими средствами;
этико-эстетическая выразительность педагога (речь, внешний вид, организационная четкость)
Другая группа методов - методы организации деятельности учащихся, которые призваны воздействовать на поведенческую деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель научить учащихся определенным навыкам умениям, формам поведения от простейших действий до сознательных актов. В их основе лежит практический опыт людей, которые приобретали его деятельно. Богатая палитра этих методов выглядит так:
педагогическое требование - перевод воспитания от внешнего к внутреннему и превращение механизма воспитания в самовоспитание. Содержание требования определяется общественными нормами истины, добра, красоты. По форме они могут быть прямыми (предписания, инструкции, памятки) и косвенными (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка);
приучение - организация выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения в логике истины, добра и красоты. Приучения могут осуществляться в форме следования определенным правилам культуры поведения, выраженных в обычаях, традициях, правилах этикета;
упражнения, многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций, в которых ученик становится в ситуацию выбора определенного решения, варианта поведения;
пример из истории в форме социальных правил, предписаний, оценок, традиций, обычаев.
Методические правила позволяют педагогу технологически верно инструктировать различные варианты' методов организации деятельности учащихся. Вот некоторые из них:
цель организации должна быть полезна для общества, других людей и субъективно переживаться как личностно-значимая, приносящая удовлетворение каждому из участников, коллективная деятельность предпочтительнее индивидуальной;
обеспечение активности каждого ученика как участника деятельности, технологическая четкость;
позитивная оценка и постоянный педагогический анализ и корректировка;
скрытая педагогическая позиция учителя, организующего деятельность детей.
Третий вид методов получил название возрастно-оценочных, сущность которых сводится к одобрению и осуждению, поощрению и наказанию. Их
назначение, регулирующее через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности учащихся: стимулирование положительных и торможение отрицательных.
Все методы воспитания опираются на опорные точки: природа, культура, люди, дела, я.
Опорные точки существуют и при изучении истории:
события прошлого и настоящего;
идеалы и ценности и религиозные верования;
отечество;
личность и ее роль в истории;
язык;
семья;
традиции и культура.
Итак, мы выделяем 3 группы методов духовно-нравственного воспитания
информационные;
поисковые;
дискуссионные;
взаимного просвещения;
педагогическое;
приучение;
упражнения многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций;
пример истории;
Духовно-нравственное воспитание на уроках истории в 5 классе.
У истории есть свой воспитывающий потенциал, напрямую зависящий от содержания рабочих программ. Программа по истории в 5 классе обладает огромным воспитательным духовно-нравственным потенциалом, т.к. она закладывает основы духовности и нравственности обучающихся
посредством огромного мифолого-культурного пласта мирового наследия.
По нашему глубокому убеждению теоретический анализ основных положений духовно-нравственного воспитания и обмен педагогическим опытом не возможен без конкретного практического примера, т.к. теория дает лишь абстрагированное понятие, т.е. набор знаний оторванных от практического опыта. Вашему вниманию предлагается разработка одного из уроков истории в 5 классе.
Раздел III: Древняя Греция.
Урок 31.
Тема урока: Поэма Гомера «Илиада».
Цель урока: познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера «Илиада», памятником мировой художественной культуры и мифами, описывающими Троянскую войну.
Задачи:
продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать карту, исторические документы как источник знаний.
на положительных образах гомеровских героев продолжить духовнонравственное воспитание.
Учебное оборудование: карга «Древняя Греция (до середины V в. до н.э.)»
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Микены и Троя»
Подготовка устного ответа по карточке (см. Приложение 1).
Примерный ответ учащегося: Богиню ссор и раздоров греческие боги не пригласили на свой пир. Она бросила среди гостей золотое яблоко. Три богини Гера, Афина и Афродита стали спорить кому оно будет принадлежать. Решили, что спор рассудит царь Трои Парис. Парис увозит Елену Прекрасную из Спарты к себе. Тогда ее муж собирает большое войско и осаждает Трою. Так рассказывает о начале войны миф. Но на самом деле греческим царям нужны были земли на территории полуострова Малая Азия. Таким образом, в 1200г. до н.э. царь Микен повел свое войско в Трою.
Работа с классом по группам (по 4 учащихся).
Тест (см. Приложение 3, тест ).
Соревнование на лучшую четверку.
Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него команд (см. Приложение 2).
Переход к изучению новой темы.
Рассказ учителя.
Более ста лет назад вопрос о Древнейшей Греции еще не ставился. Даже поэмы Гомера считались просто литературными произведениями, совершенно не связанными с действительной жизнью. Весь ученый мир того времени склонялся к мнению, что они — соединения различных мифов. И только археолог Г. Шлиман подошел к ним как к историческим источникам. Вот и мы, на двух наших уроках, будем знакомиться с содержанием этих поэм и попробуем провести простейшие исследования: отделим вымысел от настоящих фактов, которые расскажут нам о жизни древних греков. Информация для учителя
Изучение новой темы
План
Сведения о жизни Гомера.
Поэма Гомера «Илиада».
Поэма Гомера «Одиссея».
На доске тема урока, новые слова: г. Илпион, Гектор, Гомер, Приам, Ахиллес, Алкиной, Навсикая, Демодок, Посейдон, Полифем, Гефест.
Сообщение учащегося о жизни древнегреческого поэта Гомера.
Рассказ учителя.
В основе поэмы Гомера «Илиада» лежит миф о последнем - десятом годе Троянской войны. Ее название происходит от другого имени города Троя - Илион. В наши дни ученые считают, что поэмы созданы были в VIII в. до н.э.
В этих поэмах боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. В «Илиаде» поэт ярко изображает быт военного времени - битвы, подвиги героев, жестокости войны. В «Одиссее» же он рисует главным образом картины мирной жизни. В VI в. до н.э. правитель города Афин Писистрат составил специальную комиссию, которой было поручено записать тексты обеих поэм, что она и сделала. С тех пор изучение текста обязательно в Греции для всех школьников. Высоко оценил эти произведения Платон: «Гомер воспитал всю Грецию».
На берегу Черного моря, в одной из колоний Греции, археологи нашли обломки камня с вырезанным на его поверхности началом «Илиады». Надпись была сделана явно неопытной рукой, так как в ней были найдены ошибки. Археологи предположили, что высек эти строчки начинающий камнерез, которому поэмы была дана в качестве упражнения.
Комментированное чтение текста учебника п. 2, с. 120-122.
Беседа по прочитанному:
Как вы оцениваете поступок Ахиллеса отказавшегося вступить в бой? Приведите доводы.
Как вы думаете, кем восхищается Гомер, Патроклом, Ахиллесом или Гектором. Аргументируйте свой ответ.
Комментированное чтение текста учебника п. 3-4, с. 121-124.
Беседа по прочитанному:
бесчеловечной мести Ахиллеса, вторая группа приводит доводы, осуждающие этот поступок.
Как вы думаете, какое качество личности Ахиллес ценил больше всего? Аргументируйте сою точку зрения.
Закрепление изученного на уроке.
События какой войны отражены в поэме Гомера «Илиада»? (События Троянской войны.)
Кто является одним из сильнейших греческих воинов? (Это Ахиллес.).
Назовите любимого героя Гомера в его поэме «Илиада»? Что, по вашему мнению, греки считали самым ценным в их жизни? Приведите доводы своей точки зрения (Гектор. Служение своему Отечеству. Слова Гектора Андромахе, перед боем с Ахиллесом).
VI Итог урока.
Домашнее задание:
Прочитать §26 учебника.
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Возможно ли человеку стать бессмертным. Каким образом этого достичь»?
Итак, нами была выше изложена технология духовно-нравственного воспитания в 5 классе на примере разработки урока по теме: Поэма Гомера «Илиада».
В данном уроке нами были использованы все 3 вышеизложенные группы методов духовно-нравственного воспитания.
Методы убеждения были осуществлены через поисковую и дискуссионную деятельность пятиклассников.
Методы организации деятельности учащихся были представлены педагогическим требованием, приучением и историческим примером.
Отношением к тем, или иным поступкам героев поэмы «Илиада» выражены возрастно-оценочные методы.
Заключение.
В заключение необходимо подвести итоги.
Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи.
Перед нашим обществом стоит важная цель - формирование духовного и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс привития и развитие духовно-нравственных ценностей.
Учебный предмет история обладает широкими возможностями для духовно-нравственного воспитания, сущность которого сводится к приобщению обучающихся к духовно-нравственному наследию и традициям народов России.
Педагогическая стратегия школьного образования должна заключаться в том, что духовно-нравственное воспитание должно опережать
интеллектуальное развитие, с одной стороны, и не в коем случае, не должна сводиться к насаждению в школе Закона Божьего, с другой.
Главная цель духовно-нравственного воспитания - включение
учащихся в процесс осознания и переживания духовно-нравственных ценностей в качестве потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров на основе исторических фактов.
Задачи духовно-нравственного воспитания:
целенаправленность;
процесс взаимоотношения педагога и ученика;
создание воспитательной среды;
содержание воспитания;
творческий характер воспитания.
Формы осуществления воспитательного процесса: рационалистическая, эмоциональная и поведенческо-волевая.
Мы выделяем 3 группы методов духовно-нравственного воспитания
информационные;
поисковые;
дискуссионные;
взаимного просвещения;
педагогическое требование;
приучение;
упражнения, многократные повторения, закрепления, упрочения и совершенствования социально-ценных и личностно-значимых действий и поступков нравственного поведения;
создание воспитывающих ситуаций;
пример истории;
Нами изложена технология духовно-нравственного воспитания в 5 классе на примере разработки урока по теме: Поэма Гомера «Илиада».
В данном уроке нами использованы все 3 вышеизложенные группы методов духовно-нравственного воспитания.
Методы убеждения осуществлены через поисковую и дискуссионную деятельность пятиклассников.
Методы организации деятельности учащихся были представлены педагогическим требованием, приучением и историческим примером.
Отношением к тем, или иным поступкам героев поэмы «Илиада» выражены возрастно-оценочные методы.
Мы убеждены, что в данной работе нами исчерпывающе достигнуты поставленные в исследовании цель и задачи.
Список используемой литературы:
Арасланова О.В.. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. - М, 2005г.
Барташева Н. А., Воронина М, В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, 2008, № 20.
Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая С.С.. История Древнего мира. 5. -М, 2004.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. - М., 1998.
Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории: Сборник статей /Сост. и науч. ред. Н. И. Элиасберг. — СПб., 2004.
Кочергина Л.Л.. История Древнего мира. 5. Поурочные планы. - Волгоград, 2004г.
Короткова М В., Студенкин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М., 1999.
Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. - С-Пб, 2002.
Ю.Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. - М., 2009.
11 .Маленкова Л, И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.
Методика преподавания истории в общеобразовательной школе / Под общей ред. А. Д. Белявского, И, В. Берельковского. - Нижний Новгород, 2000.
Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2009, № 5
Попов Л. А. Этика: курс лекций. - М., 1998.