Евстафьева Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №262 г.
Санкт – Петербурга
Класс: 1 класс.
УМК: «Школа России».
Технологии: здоровьесберегающая, проблемно – поисковая.
Учебный предмет: Математика.
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.
Тема урока: Знакомство с задачей.
Цели урока:
Познакомиться с понятием «задача», научиться выделять части задачи.
Задачи урока:
Предметные:
- Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.
- Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.
- Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.
Метапредметные:
Личностные УУД:
-формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;
- формировать представление о значении математики в жизни человека;
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;
- овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
- формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по коллективно составленному плану;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение
Познавательные УУД:
формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;
- под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;
- под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);
-строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);
- давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в работе парами и группами;
- понимать задаваемые вопросы;
-выражать свою точку зрения;
-адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий.
Оборудование: И К Т и мультимедийная система, слайдовая презентация, диск, раздаточный материал, карточки с надписями, мячик.
Структура (план) урока:
Орг. Момент.
Разработка структура урока.
Устный счёт. Задания на логику и смекалку.
Подготовка к работе на основном этапе
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Работа в тетради
Систематизация знаний.
Итог урока.
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Демонстрационный материал |
1 Орг. момент. Цель: Мотивация к учебной деятельности | - Я рада, что вы собрались здесь, друзья. И думаю, встретились мы не зря. Мы будем учиться сегодня решать, Исследовать, сравнивать и рассуждать, Секрет математики вновь открывать. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытия на этом уроке. | - Приветствие | |
2 Разработка структуры урока. Цель: Мобилизация внимания. | - Перед вами этапы нашего урока, расположите их в привычном порядке, «сконструируйте» свой урок. - Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать. Девиз нашего урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Значит, чему будет посвящён наш урок? - Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать? | Фронтальная работа. (Ответы детей. При этом дети объясняют свой выбор). - Открытию нового знания | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| Уметь - сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы… | | |
3 Устный счёт. Цель: Закреплять знания состава чисел, умение решать примеры в пределах 10, развивать логику и смекалку. | - И так, друзья, в путь! Но для начала, как всегда, нужна гимнастика ума. Сейчас нам предстоит построить площадку перед домом, и «заселить» домик жильцами – вспоминаем состав чисел и решаем цепочку примеров. Игра «Самый точный». Используются примеры из учебника №5 с.81. Учитель бросает мячик и говорит пример. | Дифференцированная работа. Работа в группах. 1группа детей работает с учителем ( у доски). Две бригады (2 и 3 группы) детей работают самостоятельно на индивидуальных карточках. Выбирается мастер бригады. Мастер распределяет, кто строит площадку. Критерии работы: правильность выполнения заданий, скорость, умение руководить, взаимопомощь в бригаде, соблюдение «трудовой» дисциплины и порядка. Ученик возвращает мячик и при этом называет ответ. | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
4 Подготовка к работе на основном этапе. Цель: Актуализация знаний. Подведение к целеполаганию. | -Послушайте два рассказа и сравните их: 1 .Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери? 2 Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Мишутка и белочка – звери, потому что их тело покрыто шерстью. -Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? Такие рассказы в математике называются задачами. - Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? - А какие цели урока вы себе поставите? - Давайте сделаем вывод: главная цель нашего урока: познакомиться с задачами и понять, почему не все рассказы могут быть задачей. | Фронтальная работа. (Ответы детей. При этом дети объясняют свой выбор). | |
5 Физкультминутка №1. Цель: Снять мышечное напряжение, усталость. | Чтобы выполнить задания, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребятки дружно встанем. Раз, два, три, четыре, пять, Надо нам присесть и встать, Руки вытянуть пошире, Раз два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре, | | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| И на месте поскакать, На носки, затем на пятки. Лень отбросить и опять Сесть за парту, взять тетрадку, Выражения решать. | | |
6 Изучение нового материала. Цель: Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала. | - Юные мои математики, не хотите ли узнать ещё что-то о задаче и её составных частях? С этой целью предлагаю провести исследование по теме. - Найдите задачу! Обсудите свой выбор. Сегодня мы познакомимся с составными частями задачи. - Давайте повторим задачу: Мишутка нашёл 6 грибочков, а белочка 1 грибочек. Сколько всего грибов нашли звери? - О чём говорится в задаче? - Что мы знаем о грибочках? Что известно? (На наборном полотне выставляется цифра 3) - Что ещё известно? (На наборное полотно выставляется цифра 1). - То, что нам известно, называется УСЛОВИЕМ. (На листочках – УСЛОВИЕ) - Что же в задаче спрашивается? - А то, что нужно найти - ВОПРОСОМ задачи. (На листочках - | Фронтальная работа. Индивидуальная работа Разбор задачи - О грибочках. - У Мишутки 6 грибочков. - Белочка нашла 1 грибочек. - Сколько сего грибов нашли звери? | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| ВОПРОС). - Прочитайте в нашей задаче условие. А теперь вопрос задачи. - Давайте проверим это знание. Из какой книги вы сейчас можете узнать о задаче? - Исследуйте страницу 80 и найдите подсказку. - Итак, действительно, задача состоит из УСЛОВИЯ, ВОПРОСА. - Что надо сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? - А что значит решить задачу? - Решить задачу – это надо выбрать соответствующее действие. Какое действие надо выполнить? - Почему вы выбрали действие сложение? - Составьте эту запись. Это решение задачи. (На листочках - РЕШЕНИЕ) - Кто же ответит на вопрос задачи? - Это ответ. (На листочках – ОТВЕТ) - Давайте закрепим полученные знание. Послушайте внимательно. | - Из учебника. - Чтение по учебнику чему должны научиться. - Решить задачу. - Сложение. Надо к 6 прибавить 1. Слушают объяснение с диска | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
Физкультминутка №2 Цель: Снять напряжение и усталость с глаз. | Зарядка для глаз. | | |
| - Найдите задачу! Обсудите свой выбор. - А можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает? - Давайте решим их. | Работа в парах. Задание на листочках. Решают задачи | |
7 Закрепление изученного материала. Цель: Закрепить порядок и название составных частей задачи. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. | -Все ли вы запомнили составные части задачи? Сейчас мы это проверим. Расположите по порядку составные части задач. - Можно ли решить задачу, если не хватает чисел? - Если нет вопроса, можно ли считать такую запись задачей? - Посмотрите на доску. Весь собранный материал у нас расположен в строгой последовательности. Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить. | Проблемное задание Работа в парах На парте и на доске карточки с составными частями задачи. | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| Памятка Прочитать задачу. Узнать о чём (ком) задача. Что об этом известно. Найти вопрос задачи. Написать краткое условие. Решить задачу. Написать ответ. Работа по учебнику. Решение задач. - Прочитайте задачу №1 с.80. - Назовите условие в задаче. Что известно? - Назовите вопрос задачи. Что неизвестно? - Прочитайте решение задачи. - Почему к шести прибавляете два? - Сформулируйте ответ задачи. - Прочитайте задачу №2. О чём говорится в задаче? - Назовите условие задачи. Что известно? - Назовите вопрос задачи. Что неизвестно? - Составьте решение задачи. - Дайте ответ на вопрос задачи. | Фронтальная работа. Читают задачу шёпотом, затем один из учеников вслух. - Было 6 карандашей, да ещё 2, поэтому нужно к 6 прибавить 2. Самостоятельная работа по вариантам с последующей проверкой. 1 вариант. - О карандашах. | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| - Прочитайте задачу №3. О чём говорится в задаче? - Назовите условие задачи. Что известно? - Назовите вопрос задачи. Что неизвестно? - Составьте решение задачи. - Дайте ответ на вопрос задачи. Задача №4 - Прочитайте задание. Скажите, что написано? - Что нужно составить? - Составьте задачу, чтобы она решалась так: 5+2=7 | 2 вариант. - О корабликах. - Это решение и ответ. - Условие и вопрос. | |
8 Систематизация и самооценка знаний, полученных на уроке. Цель: Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов деятельности. | Решение задач в рабочей тетради на с.22 Проверка. - Сверьте свою работу с работой на доске. - Красная Шапочка запуталась, где какие части задачи и как они называются. Помогите разобраться Красной Шапочке. Соедините высказывание с названием. | Коллективная работа. Работа у доски и в тетради. Разбор и решение задач. Выполняется схематический рисунок, записывается решение и ответ задачи. На слайде рассматривается другая запись задачи. Проблемное задание. Работа в группах. Игра «Помоги Красной шапочке» Группа получает задание на карточке | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
| | 3 бабочки РЕШЕНИЕ На цветке сидели 5 бабочек, 2 бабочки улетели ВОПРОС Сколько бабочек остались на цветке ОТВЕТ 5-2= 3 УСЛОВИЕ | |
9 Подведение итога урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: Дать качественную оценку работы классу и отдельных учащихся. | Подведение итогов учебного занятия. - Какие умения помогли вам на уроке? -Какие знания вы приобрели? - Как одним понятием назвать математический рассказ? - Из чего состоит задача? Рефлексия. | - Задача. - Условие, вопрос. | |
Евстафьева Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №262 г. Санкт – Петербурга
Список используемой литературы:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика 1 класс 1 часть, М.: Просвещение, 2013
Рабочая тетрадь по математике для 1 класса №1 сост. Моро М.И., Волкова С.И. – Москва Просвещение 2013
Поурочные разработки по математике. 1 класс. сост. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. – Москва «ВАКО» 2009
Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Поурочное и тематическое планирование по математике. К учебнику М.И. Моро и др. «Математика в
2-х частях 1 класс» М.: Просвещение, 2009
Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем. /сост. М.С. Умнова. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008. – (Уроки мастерства).
14