СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система подготовки к ЕГЭ на уроках обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система подготовки к ЕГЭ на уроках обществознания»

Система подготовки к ЕГЭ на уроках обществознания

(из опыта работы)

Цель работы: выстроить эффективную модель системы подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. 

Задачи: 

- проанализировать систему работы по подготовке к экзамену

- определить точки риска в подготовке школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ и пути их преодоления; 
- выработать методические рекомендации по подготовке учащихся старшего звена к сдаче ЕГЭ.

-сформировать устойчивый интерес не только к результату экзамена, но и самому предмету «Обществознание»

Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ – процесс оценивания с помощью тестовых заданий знаний учащихся по обществознанию с целью аттестации и конкурсного отбора в ВУЗы.

Основная цель экзамена – оценка качества подготовки выпускников

образовательных организаций среднего общего образования по обществознанию. Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию осуществляется по следующим направлениям:

1. Информационная работа.

2. Содержательная подготовка.

3. Психологическая подготовка.


1.ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА.

В кабинете обществознания имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ЕГЭ, а также  материалы к ЕГЭ по обществознанию:

 

  • демонстрационный вариант КИМ 2022 года, 

  • инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, образцы бланков.

  • спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена;

  • кодификатор экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена;

  • методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по обществознанию (рекомендации для выпускников и их родителей);

  • список литературы и адреса сайтов;

  • расписание экзаменов.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.


При подготовке к экзамену используются:

  • учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ;

  • пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ,

  • пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 25 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 16 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

  • задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов;

  • задание на выявление структурных элементов понятий с помощью схем и таблиц;

  • задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

  • задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.


Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов/


Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически.

Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям


Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

В части I работы:


Задания 1–16 представляют пять тематических блоков-модулей: человек и общество, включая, познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право.

Во всех вариантах КИМ задания данной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока- модуля, находятся под одинаковыми номерами.

Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.


Изменения в КИМ ЕГЭ в 2022году по сравнению с 2021 годом:

ЧАСТЬ 1. Официальные данные от ФИПИ

В работу внесены следующие изменения.

  1. Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.

  2. Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).

  3. В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).

  4. Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.

  5. В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).

  6. В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).

  7. Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).

  8. Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.

  9. Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.

СОКРАТИЛИ ВРЕМЯ ДО 3 ЧАСОВ

Составители убрали 4 задания в тесте, а вторую часть по объему оставили прежней. Изменения теста сэкономят лишь пару минут, в то время как экзамен сократили на целый час

Текущей длительности (3 ч 55 мин) часто не хватало даже умным ученикам. Мы знаем истории, когда ребята не получали 100 лишь по той причине, что просто не успели дописать ответы.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ

во второй части появились 2 новых тематических задания:

  • 21 (экономика): задача на график спроса и предложения. К привычным неценовым факторам добавили равновесную цену, закон спроса и предложения

  • 23 (право): дано положение о Конституции РФ, его нужно пояснить на примере самой Конституции. Вместо неё также могут дать и другие законы

  • 24-25 составное. Задание 24 требует составления плана развернутого ответа по теме. Вопросы и требования задания 25 конкретизируют отдельные аспекты темы (пункты плана), в том числе применительно к реалиям современного российского общества


Принципы подготовки к ЕГЭ по обществознанию


  1. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы я использую различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке.

  2. Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

  3. Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

  4. Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке).

Это основные принципы, которыми я руководствуюсь. Конечно, существует ещё много тонкостей работы с различными типами заданий ЕГЭ.

Такова общая схема подготовки к ЕГЭ.

Далее в схеме 1 я представила то, как можно смоделировать действия по подготовке к ЕГЭ в образовательном учреждении.

Схема 1

Система действий учителя истории и обществознания при подготовке выпускников


















Далее хочу предложить правила для самостоятельной подготовки учеников, их я представила в ви.


Кратко представляю этапы применения технологии подготовки уч-ся к ЕГЭ по обществознанию

I этап. Организационный этап.

II этап. Основной этап: работа учителя работа и ученика.

III этап. Подведение итогов.

I этап – организационный. Действия учителя. Анализ итогов ЕГЭ по обществознанию предыдущего года по школе. Выявление типичных ошибок учащихся по обществознанию. Организация дополнительных занятий по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ. Ознакомление учащихся с информационными ресурсами подготовки к ЕГЭ (сайты ФИПИ, портала поддержки ЕГЭ).Рекомендации по выбору методического и учебного материала по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (учебники, пособия, КИМы ФИПИ

II этап -основной этап. Действия учителя. Профилактика «содержательных» ошибок» «Содержательные» ошибки возникают вследствие незнания учеником основного материала по обществознанию.

  • Ознакомление учащихся со структурой работы ЕГЭ по обществознанию, планом экзаменационной работы, количеством заданий по темам.

  • Повторение тем по содержательным блокам.

  • Основное внимание уделять знанию и пониманию учащимися основных понятий, их смысловому содержанию.

  • Применять: устные зачеты, словарную работу, терминологические диктанты.

  • Включать выполнение заданий ЕГЭ в уроки.

  • Развивать долговременную память учащихся.

II этап - основной. Действия учителя. Профилактика «технических» ошибок

«Технические» ошибки допускаются учащимися вследствие неаккуратности, невнимательности.

  • Ознакомить учащихся с бланками частей 1,2 ЕГЭ по обществознанию. Учить правильно, аккуратно, внимательно их заполнять.

  • Исправление «плохого» почерка (печатные буквы, крупные буквы, тренинги с гелевой ручкой).

  • Обращать внимание на грамотность при выполнении заданий в части 1 и 2.

  • Знание учащимися «стоимости» заданий.

  • Обязательное выполнение заданий всех частей ЕГЭ по обществознанию для получения наиболее качественных результатов.

II этап - основной. Работа учителя и ученика. Профилактика технологических ошибок. «Технологические ошибки» возникают вследствие незнания учащимися выполнения типов заданий, неумение применять логику, эрудированность.

  • Решить демонстрационный КИМ.

  • В части 1 применять «Правило 3 кругов». Пройдя три круга решения в части 1 и 2, можно найти ответы.

  • Не терять время на заданиях, которые не знаешь. Можно к ним вернуться.

  • Распределить время выполнения заданий ( 3 часа в 9 классе и 3 часа 55 минут в 11).

  • Применение римских цифр вместо арабских, заглавных букв вместо прописных.

  • Объяснить, что такое «расположение цифр в порядке возрастания»( 1,3,5).

  • При работе с документом допускается использовать выдержки из документа.

  • При работе с двумя суждениями определять их правильность по отдельности( в 9 классе).

  • При сопоставлении вначале сопоставлять то, что знакомо, а потом применять логику.

II этап - основной этап. «Учительские» ошибки

« Учительские ошибки» возникают вследствие несвоевременной информированности учителя по содержанию ЕГЭ (кодификаторы, спецификации, изменения в КИМах, критериев оценивания и т.д.).

  • Знание Кодификатора и Спецификации ЕГЭ по обществознанию текущего года.

  • Знание демонстрационного КИМа.

  • Анализ материалов на сайтах ФИПИ, портала поддержки ЕГЭ.

  • Знание изменений ЕГЭ по обществознанию в новом учебном году.

  • Знание критериев оценивания заданий ЕГЭ по обществознанию.



Алгоритм действий самостоятельной работы выпускников при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по обществознания.


1.Познакомься с демоверсией (www. ege.edu.ru). Каждый год демоверсия  обновляется, поэтому знакомься с документом последнего года на указанном сайте и получи верное представление об экзаменационной работе.

2. Выполни задания демоверсии, сверяя собственные  ответы с ответами, представленными в демоверсии. Подсчитай баллы, определи,  хватило ли времени на выполнение работы. Это позволит получить представление о трудности работы.

3. Выяви пробелы в своих знаниях – это могут быть разделы, темы, отдельные вопросы. Это поможет ответить  на вопрос: «могу ли я успешно сдать экзамен, есть ли у меня достаточные знания по предмету, какие темы являются проблемными?».

4.Начни подготовку к экзамену. Подготовка должна быть систематической, а не фрагментарной и  требует достаточного количества времени.  Она    проходит  на уроках,   дополнительных занятиях: например выбрав элективный  курс для дополнительной подготовки к экзамену, или в режиме самостоятельной   работе. Немаловажное значение имеет и общая эрудиция ученика, гораздо легче сдать успешно экзамен тому, кто много читает, интересуется современными проблемами общественной жизни, анализирует информацию различных СМИ.

5.Познакомься со спецификацией экзаменационной работы (www. ege.edu.ru). Она определяет структуру и содержание работы, в ней виден  формат работы:  количество частей, заданий, уровень сложности заданий, проверяемые умения, общее количество баллов, время, отводимое   на выполнение работы и т.д. Из этого документа можно узнать, сколько и каких заданий составляют экзаменационную работу.

6.Подбери литературу: учебники - один основной, два дополнительных; Пособия – варианты типовых тестовых заданий (разработанные специалистами ФИПИ), справочники.

7. Проанализируй кодификатор (www.ege.edu.ru ). Повторяй основное содержание курса, ключевые понятия, ориентируясь на элементы содержания, представленные в кодификаторе.

8. Используй опорные конспекты, схемы, таблицы. Они  помогут привести твои знания в систему и повторить содержание курса.

9. Обрати особое внимание на разделы, где ты выявил пробелы в собственных знаниях.  Если испытываешь трудности, обратись к учителям за советом.

10. Заведи тетрадь-словарик, где записывай определения наиболее сложных терминов, понятий, теоретических положений.

11. Повторив материал, познакомься сначала с  примерами заданий первой части. Используй пособия, разработанные специалистами ФИПИ (Федерального института педагогических измерений).

12. Потренируйся, выполнив несколько вариантов заданий.  Так ты сможешь еще раз проверить  свои знания по предмету.

13.  Обнаружив ошибки в своих ответах, вернись к опорным конспектам, схемам, таблицам, словарю.

14. Повторив содержание, исправь свои ошибки, пробелы.

15. Выполни еще несколько вариантов заданий, останавливаясь только на заданиях первой части.  Это позволит приобрести уверенность в том, что ключевые вопросы содержания освоены.

16. Перейди к самой сложной части работы – второй части.  

17. Используй памятки, которые помогут понять назначение каждого задания, выявить модели условий, выработать алгоритм решения.

18. Если встречаешь трудные задания, незнакомые понятия и термины, обращайся за советом к преподавателю.

Дополнительная литература для подготовки к ЕГЭ по обществознанию:


  1. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию (рекомендации)

  2. Краткий курс ЕГЭ по обществознанию: все определения, таблицы и схемы

  3. Экспресс-курс ЕГЭ по обществознанию. Краткая теория для ЕГЭ по обществознанию в таблицах

  4. Задания ЕГЭ А1-А20 по обществознанию с ответами и решениями

  5. Теория ЕГЭ по обществознанию в таблицах и схемах. Вся теория в таблицах и схемах

  6. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В.

  7. ЕГЭ 2014. Типовые тестовые задания ЕГЭ 2014 по обществознанию. Лазебникова А.Ю. и др.

  8. Типичные ошибки, затруднения и сложности на ЕГЭ по обществознанию в 2019 году

  9. Справочник по обществознанию для ЕГЭ. Обществознание в схемах и таблицах

  10. Как правильно написать эссе по обществознанию. 7 основных ошибок в эссе С9 по обществознанию, А. Алероева

  11. Сдаём без проблем ЕГЭ по обществознанию. Автор: Кишенкова О.В

  12. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 2020 по обществознанию. Авторы: Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю

  13. 25 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению .ЕГЭ 2020 по обществознанию. Авторы: Лазебникова А.Ю. и др

  14. Самые распространённые ошибки при написании эссе по обществознанию

  15. Решённые задания С5 по обществознанию

  16. Краткий курс ЕГЭ по обществознанию

  17. Справочник к ЕГЭ по обществознанию.

  18. ЕГЭ 2019. Обществознание. Шпаргалки для ЕГЭ по обществознанию. Карткий и подробный словари, таблицы, планы ответов.

  19. ЕГЭ 2020. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов. Под ред. Рутковской Е.Л.

  20. ЕГЭ 2016. Обществознание. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Рутковская Е.Л.

  21. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ. 2021. Обществознание. Котова О.А., Лискова Т.Е.

  22. ЕГЭ 2019. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. "Право". Баранов П.А., Воронцов А.В.


Важнейшим способом подготовки к экзамену является ИКТ – технологии. Интернет позволяет наиболее эффективно подготовиться к экзамену. Поэтому представляю вашему вниманию адреса сайтов, которые помогут при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

  1. www.ege.edu.ru

  2. http://humanitar.ru/page/11_class

  3. http://ege59.ru/

  4. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98672739

  5. http://ege.yandex.ru/history/

  6. http://info-olymp.narod.ru/prz.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!