СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Методическая разработка по использованию методов и приемов при формировании регулятивных и коммуникативных УУД на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.

Хазиева Эндже Миннехановна

Учитель английского языка

МБОУ «Красногорская СОШ»

ВВЕДЕНИЕ


Современный подход к обучению ориентирован на внесение в процесс обучения новизны, что вызвано особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства, в выработке у обучаемых социально-полезных знаний, убеждений, черт и качества характера.

В соответствии с реализацией требований ФГОС можно говорить и смене образовательного вектора. В предшествующем стандарте процесс изучения иностранного языка представлен как процесс обучение иностранному языку, в котором цель формулируется, как умение общаться. Новый образовательный вектор смещает акценты в сторону процесса иноязычного образования, в котором цель представлена как вклад в становление человека как индивидуального субъекта диалога культур. То есть иноязычная культура выступает как содержание иноязычного образования, так и средством иноязычного образования. В новом образовательном поле иноязычная культура рассматривается как часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (социокультурном), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Стандарты второго поколения основного общего образования ориентируют на достижение результата: развитие личности учащихся на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Стандарт определяет переход к стратегии социального проектирования на основе разработки содержания и технологий образования. Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также дей­ствия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.

Актуальность интерактивного обучения ориентировано на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие учителя и учащихся и позволяет выстроить образовательное пространство для самореализации учащихся. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.

Новизна данной рекомендации заключается в практической значимости методов и приемов интерактивного обучения, как один из способов формировании регулятивных и коммуникативных УУД направленной на формирование мотивированного интереса школьников к английскому языку, более эффективному усвоению учебного материала учащимися, развитию социокультурного образования, обогащению коммуникативного опыта.





Теоретические аспекты интерактивных методов и приемов обучения устной и письменной коммуникации в условиях реализации ФГОС

1.1. Эффективность интерактивных методов и приемов обучения

Основная образовательная программа направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Согласно ФГОС нового поколения эффективность современного учебно-воспитательного процесса обеспечивается инновационной образовательной средой - системой ресурсов, инструментов и технологий, обеспечивающих достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы образовательного учреждения. Новые технологии требуют изменения роли участников образовательного процесса. Так, учитель теперь должен не просто транслировать информацию, но организовать деятельность ученика в инновационной образовательной среде. Ученик не получает готовую информацию, но осуществляет: поиск, выбор, анализ, систематизацию и презентацию информации. Интерактивные методы обучения английскому языку соответствуют требованиям ФГОС.

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большой объём информации и высокие требования к знаниям и умениям школьника – всё это современные условия образовательного процесса. Для удовлетворения таких высоких запросов необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Поэтому сегодня в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности – интерактивному подходу.

Интерактивный ("Inter" – это взаимный, "act" – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Обучение базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Глава 2. Интерактивные методы и приемы обучения на уроках английского языка

2.1. Эффективные методы и приемы интерактивного обучения

Метод “Fishbone”. Его применение обеспечивает учащимся способность разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Ученик сначала определяет проблему, выявляет причины происходящих явлений, событий, и обосновывает свои предположения, ссылаясь на информацию, представленную в тексте, после чего делает самостоятельный вывод.

Метод «Ажурная пила». Этот подход в организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning) был разработан проф. Элиотом Аронсоном (Elliot Aronson) в 1978 году и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила».

Этапы работы:

  1. Новый материал разделить на равные части

  1. Все учащиеся делятся на группы :

Учащиеся организуются в группы по 3-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы находит материал по своей части.

- групп столько, сколько частей материала

- каждый участник получает одну из частей материала

- он становится экспертом по данному вопросу

- каждый член группы самостоятельно находит и изучает материал по своей части (на изучение отводится 10 минут)

3. Работа в экспертной группе. Учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу («встреча экспертов»). Участники обсуждают как этот материал лучше преподнести другим (конспект, план ответа, выводы) , работают 15 минут.

Метод «Карусель / Merry-go-round или Круглый стол / Round Таblе». Каждый ученик на отдельном листе бумаги записывает 3-5 неправильных глаголов на русском языке (во избежание частых повторов глаголов учитель может сам заранее распределить все изученные глаголы на несколько групп). Каждый раз по сигналу учителя (стук карандашом по парте, хлопок, свисток и т. д.) все передают свои листы сидящим рядом ученикам (по часовой стрелке). Получив от соседа лист, ученик заполняет следующую колонку: 2-й ученик - I-ю форму глагола (инфинитив). 3-й ученик - 2-ю форму глагола (прошедшее неопределенное время). 4-й ученик - 3-ю форму глагола (причастие II). 5-й ученик - составляет и записывает предложения с каждым глаголом в Past Simple. 6 - й ученик - озвучивает все предложения (остальные учащиеся слушают, если предложение составлено неверно, исправляют его) и ставит в листе знаки «+" или «-» напротив каждого предложения. Другой вариант: 6-й ученик сам проверяет правильность предложений и выставляет 5-му ученику отметку. Прuмечание: Можно попросить 5-го и 6-го учеников подписать свои имена, чтобы учитель мог собрать листочки с выполненным заданием и выставить некоторым учащимся отметки в журнал. Таким образом, каждый ученик поочередно будет заполнять все колонки таблицы, а умение составлять предложения можно оценить.

Прием “Лингвистический конструктор”. Каждый элемент лингвистического конструктора имеет по 4 слова. Вы можете крутить элементы, составляя предложения, но нельзя менять их местами. Такой лингвистический конструктор примечателен тем, что как ни крути элементы, получится правильное предложение. И есть еще один интересный факт. Используя конструктор можно составить более 300 предложений.

Метод ЗФСКФ (закодированых фраз, содержащих комбинации фигур). Если говорить об истории возникновения закодированных фраз в качестве приема обучения, то автором принято считать английского художника и гравёра Томаса Бьюика. В 1783 году в лондонской типографии Т.Ходжсона он печатает необычную Библию для детей, содержащую закодированные слова и выражения. Это было первое собрание основных комбинационных фигур его современности. Существуют также сложные формы. Например, когда учащиеся составляют конечные слова и фразы не из начальных букв, а из букв, находящихся в середине или конце слова. Или же целое слово может быть закодировано одной фигурой. Подобные задания достаточно эффективны не только на этапе выявления темы, но также на этапе актуализации знаний учащихся или первичного закрепления изученного материала.

Если в начальном звене мы используем закодированные лексические единицы и фразовые глаголы, а в среднем предложения, пословицы и идиомы, то на уроках в старших классах целесообразным будет использование текстов, содержащих комбинационные фигуры.

Также весьма продуктивной является групповая работа учащихся по самостоятельному составлению закодированных фраз.

Хотелось бы добавить, что прием ЗФСКФ в отличие от традиционных форм имеет ряд преимуществ:

1) Активизация мыслительной деятельности учащихся

2) Формирование познавательного интереса

3) Развитие творческого и логического образного мышления.

Метод «Поздоровайся глазами».

Ребята должны поздороваться с учителем и друг с другом не словами, а молча - глазами. При этом постараться глазами показать, какое у них сегодня настроение.

С этого упражнения можно начинать любой урок. Также на этом этапе можно использовать еще один метод «Скажите друг другу комплименты». Учитель заранее заготавливает карточки с приятными рожицами, можно в виде смайликов, на каждой карточке написан комплимент, например, «Ты сегодня прекрасно выглядишь» или «Мне очень нравится твоя прическа» и т.д. Карточка достается каждому ученику группы. Ученик встает, называет имя, кому предназначен комплимент, проговаривает комплимент и прикрепляет карточку на доску с помощью магнитика. В итоге на доске появляются комплименты каждому ученику. Повторять имя ученика, кому достался комплимент нельзя два раза. Получается каждому ученику группы сказали что-то приятное. Урок начинается с позитивного настроения.


Метод «Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. лист с перечнем вопросов-заданий: «Узнай, сколько человек в твоем классе любят мороженое и т.д!» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Модернизация образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Поиск путей повышения познавательного интереса учащихся к изучению языка перед преподавателями иностранного языка в школах является актуальной проблемой.

Качество урока во многом зависит от организации учащихся и мобилизации их внутренних сил на овладение материалом урока. Это достигается, в том числе и посредством использования технологии интерактивного обучения.

Интерактивное обучение побуждает участников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям. В интерактивном обучении каждый успешен, каждый вносит свою лепту в общий результат работы, процесс обучения становится более осмысленным и интересным. Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», мы делаем вывод, что интерактивный методы и приемы обучения – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме.

Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся, поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку.

























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Полат Е. С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. – 2000. - № 1

2. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка. - 2005. № 6. – С. 49-54

3. Егорова Л.М. Нетрадиционные формы урока – один из способов повышения интереса к предмету // ИЯШ 1991 № 3. - С 46 – 48

4. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М., 1998

5. Коротаева Е. В. Хочу могу умею! Обучение, погружённое в общение - Мн., 1997

6. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Ред. Леонтьев А.А. М., 1991.

7. Венцель К. Н. Свободное воспитание: сб. научных трудов. - М., 1999

8. Величко В.В., Карпиевич Д.В., Карпиевич Е.Ф., Кирилюк Л.Г. Иновационные методы в гражданском образовании. - Мн., 1999.

9. Мещерякова, Е. Летний лингвистический лагерь/Е. Мещерякова,Е. Исакович //Воспитательная работа в школе.-2005.-№ 2. - С. 27

10. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php

11. http://www.phil.pu.ru/depts/02/anglistikaXXI_01/0.ht














































ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение. Конспект урока. Английский язык.

1.1. Конспект урока. Английский язык. 6 класс (использование метода “ЗФСКФ” на этапе выявления темы)

Цель: формирование умения составлять рецепт приготовления блюд на английском языке.

Задачи:

  1. Изучения новых ЛЕ по теме «ЕДА»

  2. Формирование умений и навыков говорения

  3. Повторение ЛЕ (глаголы) по теме: «Приготовление еды»

  4. Составление фраз при помощи глаголов и имен существительных

  5. Развитие умений и навыков письменной речи.

  6. Формирование умений и навыков восприятия иноязычной речи

  7. Организация групповой работы

  8. Рефлексия

Планируемые результаты:

Предметные: повторение изученного и освоение нового учебного материала; усвоение учащимися способа составления рецепта приготовления блюда.

Метапредметные: формирование коммуникативных УУД (осуществление самоконтроля, коррекции, оценивание результата своей работы), регулятивных УУД (самостоятельное определение темы урока и целей), познавательных УУД (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий).

Личностные УУД: развитие учебно-­познавательного интереса и активизация деятельности учащихся.

Ход занятия

I ОРГМОМЕНТ.

T: Good morning, children (дети здороваются)

I’m glad to see you, sit down, please! My name is Ramilya Sabirzyanovna. I’ll be your English teacher at this lesson.

T: Dear, children, look at the screen. I prepare a crossword’s puzzle for you! It helps to define a theme of our lesson (дети называют слова и приходят к теме)

Tell me the theme of our lesson.

T: (Food) Well done!

II ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

I want to show you one video. Watch it attentively (смотрят видео) So, what are these people doing? (they are cooking/making a dish/meal)

What do they need for cooking? (a recipe) How do you think what is the aim of our lesson? (to learn how to make up a recipe)

Right you are! What will help us to rich this aim? ( learning of new words, phrases and sentences, making a text)

III РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Everyone has his favorite food. So, tell me please. What do you like? the sentences on the screen help you to express likes and dislikes (проговариваем выражения)

Now look at me. I like apples, yummy! What is your favourite food? Now ask your shoulder partner. (опрос по цепоке)

IV ВВЕДЕНИЕ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

T: Look at the screen, please. There are some new words on it. Repeat after me 1 time (проговариваем слова) Say the words with translation (произносят слово и перевод). Let’s check! Is it right? Yes, well done!

V РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ.

T: Come here all of you! Make 2 groups. There are names of fruits and vegetables on the blackboard. Your group should find fruits and your group should find vegetables. Your answers must be full. For example, Pumpkins are vegetables.

V ВВЕДЕНИЕ ЛЕ-ГЛАГОЛОВ.

Look at the screen. There are some verbs on it. Repeat after me (проговариваем)

VI ФИЗ. МИНУТКА.

Listen to me and repeat the actions (музыка, глаголы: cut, boil, add, mix, fry)- 2 times

VII СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

The next task is in your pink cards. Take the pink cards. Match the verbs and the nouns. You have 30 seconds for doing the task (смотрим результаты)

VIII ЗАДАНИЕ НА ОРАНЖЕВЫХ КАРТОЧКАХ.

There are orange cards on your desks. Take them. You can see the dishes on it for each group. There are nouns and the table with 2 columns. Choose the food for your dish and write them down in the first column. You have one minute.

The time is over. What is your dish? Begin your answers with the phrase “We need…” (прослушиваем)

Listen to the verbs and circle only the words that you need for making your dish. Let’s check. Begin with the phrase “We will …” (проверяем)

IX НАПИСАНИЕ РЕЦЕПТА.

T: Great job! I think you are ready to make up a recipe. I’ll give you the dishes. Group № 1, your dish is the fruits’ salad. The second group, your dish is the vegetables’ salad. The third group, your dish is the fried chicken. You have 3 minutes. Start doing the task! (делают)

T: The time is over! Present your mini-projects to the class.

Well done, my friends. Let’s set our table.

Х РЕФЛЕКСИЯ.

T: Well, look at our table. We have got fried chicken, fruits’ salad, vegetables’ salad. What is absent here? (a desert, Yes, right you are, IT’S A CAKE)

T: There are small pictures of fruits and vegetables on your desks. If you have learnt how to make up a recipe take fruit. If you haven’t learnt take vegetable. Come to the blackboard and decorate this cake by those pictures.

ХI ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

T: Home work: (на доске): «5» - 3 recipes, “4” – 2 recipes, “3” – 1 recipe

T: Dear children, thank you for your work. All of you were great at our lesson.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!