СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.Н. Островского»

городского округа Кинешма

155800, г. Кинешма Ивановской области, ул. Им. Крупской, д. 7,

факс/тел. 5-38-23,адрес э/почты E-mail: [email protected]

ОКПО 46183023; ОГРН 1023701273760;ИНН/КПП 3703012414/370301001



Методическая разработка

как педагогическая квалификационная работа



По теме: « Изменение имен прилагательных по числам и родам»

Работу выполнила

Учитель начальных классов

Малкова Д.С.

2022



Содержание





  1. Аннотация

  2. Введение

2

3

  1. Основная часть

  2. Конспект урока

4-6

7-16

  1. Заключение

17

  1. Приложение

  2. Список литературы

18-22

23

















Аннотация

Если урок с каждым днем похож на предыдущие, то это, как правило, неинтересно. Но если же, на каждом уроке ученики пытаются решать посильные им задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер.

Данная методическая разработка посвящена проблеме понимания детей, как имена прилагательные изменяются по родам и числам, как определять род и число, и как обозначать на письме. На сегодняшний день проблемой остаётся и эффективное формирование умения написания правильных безударных падежных окончаний имен прилагательных. Поэтому, этот материал может быть интересен и полезен не только молодым учителям начальных классов для проведения уроков русского языка , но также и учителям с опытом работы.

















Введение

В настоящее время все более практичным и значимым в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения. Главной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е., умение учиться.

Проблемное обучение как раз и предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, которые способствуют активной самостоятельной деятельности учеников, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Учащиеся научатся формулировать своё отношение и позицию по тому или иному вопросу. Дети научатся самостоятельно искать пути решения задачи, для которого они не имеют готового, заранее рассказанного способа.

















Основная часть.

К третьему классу у учащихся уже сформированы понятия «имя прилагательное, как самостоятельная часть речи», «главные члены предложения», «второстепенные члены предложения», «грамматические признаки имен прилагательных (род и число). Но наряду с этим, в данном разделе учащиеся получают достаточно большое количество новых знаний. Связь имён прилагательных с существительными, согласование прилагательных с существительным, какие признаки берут они у имени существительного. Поэтому основная задача учителя заключается в построении урока с опорой на имеющиеся знания.

Актуальность разработки заключается в том, что использование проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах поможет ребенку усвоить знания в теоретическом виде, а также отработать грамматические умения и навыки на практике. Актуальность проблемного обучения состоит в том, что в преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новых знаний, умений, навыков. При разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроках, развивается познавательный интерес, создаются благоприятные условия для развития коммуникативных способностей, индивидуальности и творческого мышления детей.

Цель: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Не объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам, а дать возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие.

Объект - процесс проблемного обучения учеников начальных классов русскому языку.

Задачи.

  1. Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

  2. Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность.

Основная идея. Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности учащихся, т.е. создание ситуации успеха, как способ достижения личностных результатов учащихся. Я ищу главную идею, которая сделает мой труд результативным, интересным, удовлетворяющим запросы моих учеников. Учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Как сделать так, чтобы заинтересовать учеников предметом? Как сделать так, чтобы в течение 40 минут они все работали? Как сделать так, чтобы знания, полученные на уроках, использовались и в повседневности?

Приходя на урок, хочется, чтобы ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали. Приняв как аксиому тезис «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться», я знаю, что мне нужно каждый день решать проблемы мотивации, поддержания дисциплины. Сочетать интересы вундеркиндов и тех, для кого учёба стоит низко в рейтинге интересов. Мне удается этого достичь путем использования технологии проблемного обучения. Соблюдение принципов организации проблемного обучения позволяет мне достичь неплохих результатов. Эти результаты выражаются не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными в учебной деятельности, формирует потребность в познании, в общении.

В основе моей работы является позиция, что роль учителя - быть не над учеником, а рядом с учеником. Для себя я определила, что прогнозирование положительного результата является одним из ведущих принципов моей педагогической деятельности, но для достижения позитивного итога работы необходимо не только глубокое знание предмета и широта кругозора, но и серьезное, уважительное, партнерское отношение к ученику, честность и искренность во взаимоотношениях. Степень познавательной активности учащихся на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель.

Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивации у детей. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывает передо мной большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.



























Урок русского языка в 3 классе

Тема:  Изменение имён прилагательных по числа, по родам

Основная часть

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок объяснения нового материала.

Цель для учителя: формировать представления об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде и числе)

Цель для учащихся: научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.

Методы и приемы: наглядный, практический

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование:1.Мультимедийный проектор, компьютер, экран; 2. Карточки к рефлексии; 3. Учебник для 3 класса 2 часть авторы Н. А. Чуракова, М.Л. Каленчук. ; 4. Презентация к уроку.

Планируемые результаты:

1.  Коммуникативные:

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью распределения по признакам.

3. Личностные:

- самоопределение;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

- планирование своей деятельности на уроке;

- формирование самоконтроля;

- осознание качества и уровня усвоения знаний.









Технологическая карта урока



Дидактическая структура занятия, задачи этапа

Методическая подструктура занятия

Деятельность
преподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитания)

Деятельность учащихся (формы и способы организации деятельности)

Примечания

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.


Я приветствую вас на уроке русского языка. А начнём мы наш урок… с короткого мультфильма. Посмотрите и подумайте, почему мне захотелось показать его вам?



Действительно, сила команды – каждый её участник. Сила каждого участника – команда, наш класс.

И, как говорил Уолт Дисней: «Лучший способ взяться за что-то - перестать говорить и начать делать». Пожелайте друг другу хорошей работы.


Слушают учителя. Смотрят мультфильм «Преимущества работы в команде». Отвечают на поставленный вопрос.


Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Хорошей работы! (прикосновение всей ладонью)


Приложение 1

2.Актуализация опорных знаний Цель: актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
- Какие слова можно составить?

-Составьте слова, запишите. Обратите внимание на получившийся ряд слов.

-Назовите «лишнее» слово

 -Что общего у оставшихся слов?

- Что вы знаете об имени существительном?

Определите  род  и  число  имен  существительных.  


Записывают в тетрадь. (На вес  лан  дыш  тёп соллоенце

(весна, ландыш, солнце, тёплое))


(тёплое).

(это имена существительные)


Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? Имеет грамматические признаки: род, число, падеж

Изменяется по родам и числам

  1.    Ландыш –  м.р., ед.ч.

  2.    Трава –,ж.р.,ед.ч.

  3.    Солнце – с.р.; ед.ч.

  4.    Ветерок – м.р.; ед.ч.

Приложение 2

3.Выявление места и причины затруднения Цель: выявление места (шаг, операция) затруднения; фиксирование во внешней речи причины затруднения.

  -А теперь давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним» слово  тёплое.  

 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?

Почему возникло затруднение?

Какой  частью  речи  является  наше  слово  

ТЁПЛЫЙ?

 Что мы уже знаем о прилагательном? 



( Другая  часть  речи).





(прилагательное)  

(самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)


4.Постановка цели и задачи Цель: фиксация темы и цели урока.

Сформулируйте тему и цель урока.




Формулируют тему: Изменение имён прилагательных по числа, по родам

Формулируют цель: научиться сравнивать окончания имен прилагательных между собой и определять родовые окончания.


5. Физминутка Цель: снятие физического и эмоционального напряжения

Проводит физминутку

Чтобы всё у нас с вами получилось, необходимо провести гимнастику для ума. Эти упражнения развивают мышление, воображение, память, внимание, умение принимать решения.

Следит за правильностью выполнения упражнений детьми.


Выполняют упражнения.

1. И.п – стоя. Руки к плечам, кисти сжаты в кулаки, голову наклонить назад, повернуть руки локтями кверху, одновременно сделать вдох. Вернуться в и.п., выдох. Упражнение выполняется 4–6 раз.

2. И.п. – сидя. Наклон головы вправо, и.п., наклон головы влево, и.п., поворот головы вправо, и.п., поворот головы влево, и.п.


6.«Открытие» новых знаний.

Цель: выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; понимать и сохранять в памяти учебную задачу.

Связь имён прилагательных с существительными.

Звучит «Оранжевая песня» (муз. К. Певзнера, сл. А. Арканова).

Оранжевое небо,

Оранжевое море,

Оранжевая зелень,

Оранжевый верблюд.

Оранжевые мамы

Оранжевым ребятам

Оранжевые песни

Оранжево поют.

– Какое имя прилагательное повторяется в тексте песни? Что происходит с прилагательным «оранжевый»? С чем это связано?

-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные  А. Толстой в своём стихотворении (у каждого ученика на парте).

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это?

- Что вы видите? 

-Почему же прилагательные связаны именно с существительными?

-Послушайте сказку «Скромные просители».

-В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

 -Давайте понаблюдаем.

 -Подберите к  слову яркий существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа

- У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что  заметили?

 -Как определяется род имени прилагательного?

Сформулируйте вывод по следующему плану:

Как изменяются имена прилагательные?

Как определяется род имени прилагательного?

На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

-Давайте проверим полученные знание.

Откройте учебник на странице 102. Упражнение 114.


У имени прилагательного «оранжевый» изменяется окончание, поскольку это имя прилагательное согласуется в тексте с разными именами существительными.

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.



Находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

( Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.)





яркий…свет  (м.р., ед.ч.)

яркая …лампа (ж.р., ед.ч.)

яркое…солнце (ср.р., ед.ч.)

яркие …лучи (мн.ч.)








Вывод. Имена прилагательные изменяются по родам, числам. Чтобы определить род имени прилагательного, надо найти имя существительное, от которого оно зависит. Затем Вам надо определить род этого существительного. В каком роде имя существительное – в таком же роде и прилагательное.

В предложении прилагательные обычно выполняют роль второстепенного члена предложения - определения. 

Приложение 3













Приложение 4 (применение в задании)







Приложение 5

(применение в задании)



7.Первичное  закрепление  с проговариванием.

Цель: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам.

-Предлагаю, составит кластер для определения числа и рода у прилагательного.

- На какой вопрос отвечают имена прилагательные, имеющие окончания -ые-ие? В каком числе они употреблены?

–Приведите примеры имен прилагательных
в этом числе. Запишите.

–Имена прилагательные, имеющие окончания …..

Предлагаю вам поработать в группах и вставить разные имена прилагательные в нужной форме. Можно придумывать свои, а можно использовать прилагательные из слов для справок.

Тексты на карточках:

На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы.


Слова для справок. Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.


Фронтальная проверка работы

На маленькой планете жили маленькие человечки, у них были большие глаза, красивые волосы, большие уши. Зато очень приятный характер.


Домики у человечков были маленькие, с крышами. Возле каждого домика сидела добрая собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что маленькие домики охраняли верные дракончики и смешные страусы.


-ые-ие, отвечают на вопрос «какие?». Они употреблены во множественном числе.

Приводят примеры и записывают имена прилагательные во множественном числе.

Какие? Умн  красив  чист  бел  


Приложение 6












Приложение 7

(применение в задании)

8.Самостоятельная работа.

Цель: выполнять грамотно самостоятельно различные задания

-Самостоятельная работа по учебнику

-Проверка работы по ключу

Упражнение 115.

Выполняют задание, проговаривают свои действия во внешней речи.


Приложение 8

9.Информация о домашнем задании

Цель: Дать информацию о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учебник упражнение 116. Страница 103 выучить правило

Внимательно слушают учителя, записывают домашнее задание в дневник.


10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: фиксирование нового содержания урока;

организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию деятельности.

Какую ставили перед собой цель в начале урока? Мы достигли поставленной цели?

Для чего это важно знать?


Ответьте на вопросы

1.Имя прилагательное обозначает:

1) слово 2) признак предмета 3) действие предмета

2.С какой частью речи связано имя прилагательное?

1) с глаголом 2) с именем существительным 3) с местоимением

3.Как изменяется имя прилагательное.

1) по родам 2) по числам 3) падежам

Оцените свою работу на уроке при помощи «рефлексивной мишени». Подпишите листки. Вам нужно поставить точку соответственно оценке результата в каждом из 4-х секторов. Чем ближе к «десятке», тем лучше.


Посмотрите на самооценку своей работы на уроке.

Какую бы отметку себе поставили?

Выставляет отметки, соглашаясь или не соглашаясь с мнением ребёнка.

Подводит итоги урока

Вспоминают поставленную цель.

Высказывают мнения.




Оценивают работу на уроке










Оценивают свою работу на уроке отметкой.



Подводят итоги урока

Приложение 9









Заключение

Благодаря использованию проблемного обучения на уроках русского языка, мои учащиеся стали лучше успевать на уроках русского языка. Повысился интерес к уроку, не на много, но улучшилась успеваемость. Технология проблемного обучения привлекла, прежде всего, своей универсальностью: она применима на любой ступени и на любом предметном содержании. 

























Приложение

Приложение 1.

https://ok.ru/video/207728020076

Приложение 2

















Приложение 3.

https://muzebra.net/track/74713903268256/irma-sohadze-oranzevaa-pesna-pevzner-arkanov-i-gorin.html

Приложение 4

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт

Снег (какой?) последний,

пар (какой?) тёплый,

кувшинчик (какой?) синий,

лес (какой?) юный,

дым (какой?) зелёный,

гроз (каких?) летних.



Приложение 5

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа. А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба. -Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

Приложение 6

Приложение 7

Текст на карточках:

На _______ планете жили _______ человечки, у них были __________глаза, _______волосы, ________уши. Зато очень ______ характер. Домики у человечков были с _________крышами. Возле каждого домика сидела _______ собачка. Собачки на этой ________ планете были вместо кур, потому что __________домики охраняли _______дракончики и _________ страусы.

Слова. Голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, веселый, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, горячий, разноцветный, волшебный, шелковый и т.д.













Приложение 8













Приложение 9









Список литературы

  1. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. - М., 2013. -212 с.

  2. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977.

  3. Развитие учащихся в процессе обучения: Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1963.





9