Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 1 им. А. С. Пушкина» нарушения ПИСЬМЕННой РЕЧи
Подготовил учитель-логопед
Бекетова Ольга Борисовна
Нижневартовск, 2024г
Письменная речь
Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка.
«Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков».
(Русский язык: Энциклопедия. М., 1979. С.205)
Становление письменной речи в онтогенезе
Становление письменной речи в онтогенезе
Главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира - это активное осязание руками вместе со зрением и выделение ведущей руки.
Алексей Николаевич Леонтьев, 1903-1979
По А.Н. Леонтьеву, (1983)
письмо включает три основные операции:
- а) символическое обозначение звуков речи, т. е. фонем,
- б) моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов
- в) графо-моторные операции.
Каждая из них является как бы самостоятельным навыком (подсистемой) и имеет соответствующее психологическое обеспечение.
детей с логопедическими проблемами за последнее время в процентном отношении стало больше.
Причины возникновения нарушений письменной речи
- наследственный фактор;
- у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек;
- двуязычие в семье;
- отрицательная связь “мать – ребенок”;
- экран телевизора, современные технологии.
Нарушения письменной речи
Что такое дизорфография? Лень, невнимательность или дизорфография?
Дизорфография - специфическое системное расстройство формирования и автоматизации орфографического навыка письма, препятствующее полноценному овладению школьниками письменной речью и совершенствованию их лингвистических способностей.
Классификация дисграфий
Виды дисграфических ошибок по Р.И. Лалаевой
В каких случаях отправлять ребёнка к логопеду?
Специфические ошибки при чтении и письме
как изменить структуру урока? добавить новых упражнений для предупреждения дисграфии и дислексии?