СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по итсрии. От Сталинграда до Берлина. Причины победы в Сталинградской Битве. Значение Сталинградской Битвы.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка.»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Дубовки











Номинация: Мероприятие для детей

(урок)


Название: «От Сталинграда до Берлина.

Причины победы в Сталинградской битве.

Значение Сталинградской битвы.»


Автор: Москалева Дарья Владимировна


Должность: учитель истории и обществознания










Дубовка

2018




Тема:От Сталинграда до Берлина. Причины победы в Сталинградской битве.


Цели урока: - формировать представления об истоках победы Красной Армии под Сталинградом; - развитие навыков исследования и анализа нескольких версий причин победы Красной Армии в Сталинградской битве;


Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Предметные: Научиться исследовать и анализировать причины победы Красной Армии в Сталинградской битве; устанавливать причинно-следственные связи; читать историческую карту, работать с историческими и художественными документами.

Метапредметные:

Коммуникативные:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

Познавательные: формировать умения работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения;

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового; осмысление социально — нравственного опыта предшествующих поколений.

ОБорудование урока:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, настенная карта «Сталинградская Битва» , таблица «Соотношение сил во время Сталинградской битвы» , плакаты художников В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» и Н.Н.Жукова «Бей насмерть!» , раздаточный материал для работы в группах.


Опережающее задание , предварительная работа.

1 этап .Начальный.

1.Определение темя проекта, ее изученности, формулирование основной цели проекта.

2.Подбор рабочей группы.

3.Обсуждение заданий , подбор информации (источников).

2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.

1.Формулирование и уточнение задач; определение средств их выполнения.

2.Знакомство с литературой, уточнение информации(источники).

3.Распределение ролей исследователей в команде.

3 этап. Принятие решения (плана действий) по выполнению проекта.

1.Систематизация собранной информации,ее изучения

1


2.Анализ и синтез идей по реализации задания.

3.Выбор оптимального варианта деятельности рабочей группы.

4.Составление и уточнение плана деятельности.

4 этап. Выполнение проекта

1.Выполнение намеченного исследования.

2.Проведение работы над заданием.

3.Оформление результатов исследовательской деятельности.
5 этап. Оценка результата

Проведение самоанализа,самооценки работы над проектом:

-достигнутые результаты;

-достигнутая цель

Ход урока

Мотивация:Более 70 лет назад на берегах Волги защитники Родины одержали победу в одном из самых кровопролитных сражений в мировой истории. Сталинградская битва была грандиозной по своим масштабам, она длилась шесть с половиной месяцев, двести дней и ночей. «дЛЯ НАС ЗА волгой земли нет!» - таков был девиз тех,кто сражался за каждую улицу, каждый дом превращенного в руины города. Именно с берегов Волги начался победоносный поход Красной Армии, полностью разгромившей фашистскую нечисть и дошедший до Берлина.

В своем специальном обращении президент Международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Борис Шпигель отмечал , что «2 февраля мы, люди мира, вспоминаем и гордимся героической победой под Сталинградом. Весь цивилизованный мир благодарит Советского солдата за отвагу и храбрость, что не сделал ни шагу назад и освободил Европу, оккупированную немецкими нацистами и их приспешниками. Дабы не повторять боевого подвига Красной Армии вновь, каждый глава государства и правительства, мэр города, глава селения от Сталинграда до Берлина обязан вспомнить день Советского солдата героя-освободителя,отдавшего жизнь за мирное небо».

Сталинградской битве посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к тем событиям с высоты сегодняшнего дня, мы должны признать,что о Сталинградской битве сказано далеко не все, до сих пор в ее историографии имеется не мало белых, черных и даже кровавых пятен, а исследователи долго использовали ограниченный круг источников. Все это породило массу мифов и недомолвок. К счастью, в наши дни положение дел меняется. Раскрыты многие архивы, введены в научный оборот новые источники.

Возвращаясь в далекое прошлое, анализируя и изучая события тех дней, пытаясь найти ответы на спорные вопросы, связанные со Сталинградской битвой, мы устанавливаем память о тех, кто завоевал победу и кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.

Знакомство с темой проекта , целями и ожидаемыми результатами работы.


2

План урока:

1.Шансы на победу (характеристика и анализ военно-стратегического положения накануне Сталинградской битвы).

2.Причины победы Красной Армии в Сталинградской битве (анализ различных версий).

3.Значение Сталинградской битвы.

Проблемное задание: В нынешнем Волгограде повсюду можно увидеть постаменты с изображением небольших танков. Это линия обороны. Они показывают, что дальше этого рубежа враг не прошел . Некоторые из них отделены от Волги несколькими десятками метров.

Дадим ответ на вопрос о причинах победы советского народа в Сталинградской битве.

Учащиеся формулируют вопросы, которые будут обсуждаться на уроке:

Какова была военно — стратегическая обстановка накануне битвы?

-Каково было соотношение сил накануне битвы?

-Каков был психологический настрой накануне битвы?

-Что остановило врага?

-Почему так важно знать историю Великой Отечественной войны?

1.Шансы на Победу.

Сейчас проанализируем шансы на победу советских солдат в Сталинградской битве.

Задание. Охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку , сложившуюся на южных рубежах СССР накануне Сталинградской Битвы.

(В результате потери Крыма, поражения наших войск в районе Барвенково, в донбассе и под Воронежем противник вновь захватил стратегическую инициативу и начал быстрое продвижение к Волге и на Кавказ….).

-Оцените сложившуюся обстановку?

(К лету 1942 г. создалась прямая угроза выхода противника на Волгу и Северный Кавказ, угроза потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, потери важнейшего экономического района, снабжавшего нефтью армию и промышленность…).

Задание: Посмотрим на таблицу «Соотношение сил в ходе Сталинградской Битвы», сделайте выводы о степени готовности к битве двух сторон.

(немецко — фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, артиллерии и танках в 1,3 раза, самолетах в 2 раза. Сложность обстановки состояла также в том, что советские войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии. Большинство дивизий, прибывших из резерва ставки, еще не имело боевого опыта , другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить эффективные удары по советским войскам).

2.Причины победы Красной Армии.

Учитель: Вы получили опережающее задание по данному проекту. У вас на партах лежит ресурсный материал к уроку.


3

Сейчас каждая группа предъявит результаты своих исследований, нацеленных на выявление причин победы советских воинов в Сталинградской битве.

1- группа (искусствоведы). Исследование и анализ версии «психологическая готовность к борьбе с врагом».

2-группа (статистики). Исследование и анализ версии «цена победы — большая кровь».

3 -группа (историки).Исследование и анализ версии «Приказ №227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе битвы и помог остановить врага.

4-группа (военные историки). Исследование и анализ «боевая мощь и военное искусство».

5-группа (психологи). Исследование и анализ версии «великое мужество, героизм нашего советского народа. Победа».

6-группа (аналитики). Исследование и анализ версии «не страх , а свобода — главная причина успеха».


Защита проектов и результаты работы.

(в ходе защиты проектов появляется опорная схема)

Причины победы в Сталинградской битве


Боевая мощь и военное искусство полководцев.

Большая кровь.

Приказ №227 «Ни шагу назад!»

Состояние внутренней свободы.

Психологическая готовность к самопожертвованию.

Мужество и героизм участников битвы.


Подведение итогов.

- Все группы представили свои версии. Теперь выполним задания и ответим на вопросы!

1.К каким выводам вы пришли?

2. Дайте ответ на главный вопрос нашего урока: что сыграло главную роль в достижении ее победы, с вашей точки зрения ?

3.Как вы понимаете смысл строк из поэмы, написанной в годы Великой Отечественной войны О.Ф.Берггольц?


В грязи , во мраке, в голоде,в печали,

Где смерть , как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Что внуки позавидовали б нам.





4


- Как вы думаете , осознавали люди в войну свою значимость и ответственность, ощутили настоящую свободу?


-Может быть, поэтому так много у нас в городе памятных мест, посвященных настоящим героям?


3.Значение Сталинградской битвы.

Задание: Познакомившись с публикациями в иностранной прессе и высказываниями современников, сделайте вывод о значении Сталинградской битвы для победы над фашизмом.


Документ


25.09.1942 Газета «Дейли уоркер» сообщала о демонстрации рабочих Нью-Йорка: «Сознавая суровую правду о том, что судьба всего человечества решается на залитых кровью улицах Сталинграда, 40000 тружеников фабрика и заводов Нью -Йорка единодушно присоединили свой голос к декларации Коммунистической партии США, настаивающей на немедленном открытии второго фронта в Европе».

26.09.1942. Лондонское радио передавало : «Наши симпатии к русскому народу растут с каждым днем. Нам хочется сражаться с такой же сумасшедшей энергией, с которой наши союзники ведут бои на улицах Сталинграда».

27.09.1942. Газета «Нью-Йорк Геральд трибьюн» писал : «В невообразимом хаосе бушующих пожаров, густого дыма, разрывающихся бомб, разрушенных зданий6 мертвых тел защитники города отстаивают его со страстной решимостью не только умереть , если потребуется, не только обороняться, где нужно , но и наступать, где можно, не считаясь с жертвами для себя, своих друзей, своего города. Такие бои не поддаются стратегическому расчету: они ведутся со жгучей ненавистью, со страстью, которой не знал Лондон даже в самые тяжелые дни германских воздушных налетов. Но именно такими боями выигрывают войны».

29.09.1942. Английская газета «Рейнольденьюс» написала: «Вторично на протяжении одного поколения Сталинград стал символом воли русского народа к жизни… Эпос Сталинграда будет жить вечно. Героизм вооруженного русского народа, искусство русских командиров будут вызывать восхищение во всем свободном мире. Мы с полным основанием восхищаемся Сталинградом».

09.10.1942 .В докладе правительству о состоянии общественного мнения министр информации Великобритании Бракен назвал события Сталинградской битвы «военной новости №1».



5

14.10.1942.Мэр г.Ковентри А.Р. Гриндлей сообщил в телеграмме : «Ковентри, наиболее пострадавших от войны город Британии, с глубоким восхищением приветствует защитников города Сталинграда, чей пример вдохновляет каждого честного человека, поднявшегося против общего врага. Жители Ковентри никогда не забудут жертв, принесенных Сталинградом, и выражают вам, сталинградцам, чувство особой симпатии и восхищения вашим великолепным мужеством и железной решимостью бороться до победы».

Обсуждение

Учитель:Кто-то, возможно, скажет : «А стоит ли ворошить это страшное былое, в очередной раз бередить раны? Люди, мол,устали от рассказов о войне, да и написано о ней немало…» Нет, недостаточно! Нет, не все мы знаем , а главное, понимаем в нашем семидесятилетнем прошлом. Сегодняшний наш урок тому яркий пример! Может, кто — то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам победа, какую цену мы за нее заплатили… Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались вставить встать на место на наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. А ведь это очень важно! И совершено прав поэт, писавший:


Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь это память — наша совесть,

Она , Как правда, нам нужна.

Ю.В. Воронов


Рефлексия

Заседание круглого стола: учащиеся садятся в круг, записывают на листах вопросы по теме урока и адресуют тем, кто может на них ответить: это могут быть и историки и статисты, командующие фронтами во время Сталинградской битвы.

Подведение итогов:

-Я сегодня узнала……..

-Я хочу узнать………

-Я поняла, что……….


Дом.задание: напишите эссе на тему : « Какие факторы определяют победу Красной Армии в Сталинградской Битве и в Великой Отечественной войне?»








6

Ресурсный материал:

1.Документ «Приказ народного комиссара обороны Союза ССР №227»

2.Докладная записка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР «О реагированиях личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227».

3.Симонов К.С. «Если дорог тебе твой дом...»

4.Плакаты советских художников.

5.Статья «Оплачено кровью»

6.Служебные записки 2-го спецотдела НКВД СССР в УОО НКВД СССР с выдержками….




































7



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 г.Дубовки











Номинация: Мероприятие для детей

(урок)


Название: «От Сталинграда до Берлина.

Причины победы в Сталинградской битве.

Значение Сталинградской битвы.»


Автор: Москалева Дарья Владимировна


Должность: учитель истории и обществознания










Дубовка

2018


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!