Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Дубовки
Номинация: Мероприятие для детей
(урок)
Название: «От Сталинграда до Берлина.
Причины победы в Сталинградской битве.
Значение Сталинградской битвы.»
Автор: Москалева Дарья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Дубовка
2018
Тема:От Сталинграда до Берлина. Причины победы в Сталинградской битве.
Цели урока: - формировать представления об истоках победы Красной Армии под Сталинградом; - развитие навыков исследования и анализа нескольких версий причин победы Красной Армии в Сталинградской битве;
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Предметные: Научиться исследовать и анализировать причины победы Красной Армии в Сталинградской битве; устанавливать причинно-следственные связи; читать историческую карту, работать с историческими и художественными документами.
Метапредметные:
Коммуникативные:самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения.
Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
Познавательные: формировать умения работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения;
Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового; осмысление социально — нравственного опыта предшествующих поколений.
ОБорудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, настенная карта «Сталинградская Битва» , таблица «Соотношение сил во время Сталинградской битвы» , плакаты художников В.Б.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» и Н.Н.Жукова «Бей насмерть!» , раздаточный материал для работы в группах.
Опережающее задание , предварительная работа.
1 этап .Начальный.
1.Определение темя проекта, ее изученности, формулирование основной цели проекта.
2.Подбор рабочей группы.
3.Обсуждение заданий , подбор информации (источников).
2 этап. Планирование деятельности по выполнению проекта.
1.Формулирование и уточнение задач; определение средств их выполнения.
2.Знакомство с литературой, уточнение информации(источники).
3.Распределение ролей исследователей в команде.
3 этап. Принятие решения (плана действий) по выполнению проекта.
1.Систематизация собранной информации,ее изучения
1
2.Анализ и синтез идей по реализации задания.
3.Выбор оптимального варианта деятельности рабочей группы.
4.Составление и уточнение плана деятельности.
4 этап. Выполнение проекта
1.Выполнение намеченного исследования.
2.Проведение работы над заданием.
3.Оформление результатов исследовательской деятельности.
5 этап. Оценка результата
Проведение самоанализа,самооценки работы над проектом:
-достигнутые результаты;
-достигнутая цель
Ход урока
Мотивация:Более 70 лет назад на берегах Волги защитники Родины одержали победу в одном из самых кровопролитных сражений в мировой истории. Сталинградская битва была грандиозной по своим масштабам, она длилась шесть с половиной месяцев, двести дней и ночей. «дЛЯ НАС ЗА волгой земли нет!» - таков был девиз тех,кто сражался за каждую улицу, каждый дом превращенного в руины города. Именно с берегов Волги начался победоносный поход Красной Армии, полностью разгромившей фашистскую нечисть и дошедший до Берлина.
В своем специальном обращении президент Международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Борис Шпигель отмечал , что «2 февраля мы, люди мира, вспоминаем и гордимся героической победой под Сталинградом. Весь цивилизованный мир благодарит Советского солдата за отвагу и храбрость, что не сделал ни шагу назад и освободил Европу, оккупированную немецкими нацистами и их приспешниками. Дабы не повторять боевого подвига Красной Армии вновь, каждый глава государства и правительства, мэр города, глава селения от Сталинграда до Берлина обязан вспомнить день Советского солдата героя-освободителя,отдавшего жизнь за мирное небо».
Сталинградской битве посвящено большое количество литературы. И тем не менее, обращаясь к тем событиям с высоты сегодняшнего дня, мы должны признать,что о Сталинградской битве сказано далеко не все, до сих пор в ее историографии имеется не мало белых, черных и даже кровавых пятен, а исследователи долго использовали ограниченный круг источников. Все это породило массу мифов и недомолвок. К счастью, в наши дни положение дел меняется. Раскрыты многие архивы, введены в научный оборот новые источники.
Возвращаясь в далекое прошлое, анализируя и изучая события тех дней, пытаясь найти ответы на спорные вопросы, связанные со Сталинградской битвой, мы устанавливаем память о тех, кто завоевал победу и кто навсегда остался лежать в нашей многострадальной земле.
Знакомство с темой проекта , целями и ожидаемыми результатами работы.
2
План урока:
1.Шансы на победу (характеристика и анализ военно-стратегического положения накануне Сталинградской битвы).
2.Причины победы Красной Армии в Сталинградской битве (анализ различных версий).
3.Значение Сталинградской битвы.
Проблемное задание: В нынешнем Волгограде повсюду можно увидеть постаменты с изображением небольших танков. Это линия обороны. Они показывают, что дальше этого рубежа враг не прошел . Некоторые из них отделены от Волги несколькими десятками метров.
Дадим ответ на вопрос о причинах победы советского народа в Сталинградской битве.
Учащиеся формулируют вопросы, которые будут обсуждаться на уроке:
Какова была военно — стратегическая обстановка накануне битвы?
-Каково было соотношение сил накануне битвы?
-Каков был психологический настрой накануне битвы?
-Что остановило врага?
-Почему так важно знать историю Великой Отечественной войны?
1.Шансы на Победу.
Сейчас проанализируем шансы на победу советских солдат в Сталинградской битве.
Задание. Охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку , сложившуюся на южных рубежах СССР накануне Сталинградской Битвы.
(В результате потери Крыма, поражения наших войск в районе Барвенково, в донбассе и под Воронежем противник вновь захватил стратегическую инициативу и начал быстрое продвижение к Волге и на Кавказ….).
-Оцените сложившуюся обстановку?
(К лету 1942 г. создалась прямая угроза выхода противника на Волгу и Северный Кавказ, угроза потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, потери важнейшего экономического района, снабжавшего нефтью армию и промышленность…).
Задание: Посмотрим на таблицу «Соотношение сил в ходе Сталинградской Битвы», сделайте выводы о степени готовности к битве двух сторон.
(немецко — фашистские войска превосходили советские в личном составе в 1,7 раза, артиллерии и танках в 1,3 раза, самолетах в 2 раза. Сложность обстановки состояла также в том, что советские войска испытывали острый недостаток в противотанковой и зенитной артиллерии. Большинство дивизий, прибывших из резерва ставки, еще не имело боевого опыта , другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной характер местности позволял вражеской авиации производить эффективные удары по советским войскам).
2.Причины победы Красной Армии.
Учитель: Вы получили опережающее задание по данному проекту. У вас на партах лежит ресурсный материал к уроку.
3
Сейчас каждая группа предъявит результаты своих исследований, нацеленных на выявление причин победы советских воинов в Сталинградской битве.
1- группа (искусствоведы). Исследование и анализ версии «психологическая готовность к борьбе с врагом».
2-группа (статистики). Исследование и анализ версии «цена победы — большая кровь».
3 -группа (историки).Исследование и анализ версии «Приказ №227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе битвы и помог остановить врага.
4-группа (военные историки). Исследование и анализ «боевая мощь и военное искусство».
5-группа (психологи). Исследование и анализ версии «великое мужество, героизм нашего советского народа. Победа».
6-группа (аналитики). Исследование и анализ версии «не страх , а свобода — главная причина успеха».
Защита проектов и результаты работы.
(в ходе защиты проектов появляется опорная схема)
Причины победы в Сталинградской битве |
Боевая мощь и военное искусство полководцев. | Большая кровь. | Приказ №227 «Ни шагу назад!» | Состояние внутренней свободы. | Психологическая готовность к самопожертвованию. | Мужество и героизм участников битвы. |
Подведение итогов.
- Все группы представили свои версии. Теперь выполним задания и ответим на вопросы!
1.К каким выводам вы пришли?
2. Дайте ответ на главный вопрос нашего урока: что сыграло главную роль в достижении ее победы, с вашей точки зрения ?
3.Как вы понимаете смысл строк из поэмы, написанной в годы Великой Отечественной войны О.Ф.Берггольц?
В грязи , во мраке, в голоде,в печали,
Где смерть , как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Что внуки позавидовали б нам.
4
- Как вы думаете , осознавали люди в войну свою значимость и ответственность, ощутили настоящую свободу?
-Может быть, поэтому так много у нас в городе памятных мест, посвященных настоящим героям?
3.Значение Сталинградской битвы.
Задание: Познакомившись с публикациями в иностранной прессе и высказываниями современников, сделайте вывод о значении Сталинградской битвы для победы над фашизмом.
Документ
25.09.1942 Газета «Дейли уоркер» сообщала о демонстрации рабочих Нью-Йорка: «Сознавая суровую правду о том, что судьба всего человечества решается на залитых кровью улицах Сталинграда, 40000 тружеников фабрика и заводов Нью -Йорка единодушно присоединили свой голос к декларации Коммунистической партии США, настаивающей на немедленном открытии второго фронта в Европе».
26.09.1942. Лондонское радио передавало : «Наши симпатии к русскому народу растут с каждым днем. Нам хочется сражаться с такой же сумасшедшей энергией, с которой наши союзники ведут бои на улицах Сталинграда».
27.09.1942. Газета «Нью-Йорк Геральд трибьюн» писал : «В невообразимом хаосе бушующих пожаров, густого дыма, разрывающихся бомб, разрушенных зданий6 мертвых тел защитники города отстаивают его со страстной решимостью не только умереть , если потребуется, не только обороняться, где нужно , но и наступать, где можно, не считаясь с жертвами для себя, своих друзей, своего города. Такие бои не поддаются стратегическому расчету: они ведутся со жгучей ненавистью, со страстью, которой не знал Лондон даже в самые тяжелые дни германских воздушных налетов. Но именно такими боями выигрывают войны».
29.09.1942. Английская газета «Рейнольденьюс» написала: «Вторично на протяжении одного поколения Сталинград стал символом воли русского народа к жизни… Эпос Сталинграда будет жить вечно. Героизм вооруженного русского народа, искусство русских командиров будут вызывать восхищение во всем свободном мире. Мы с полным основанием восхищаемся Сталинградом».
09.10.1942 .В докладе правительству о состоянии общественного мнения министр информации Великобритании Бракен назвал события Сталинградской битвы «военной новости №1».
5
14.10.1942.Мэр г.Ковентри А.Р. Гриндлей сообщил в телеграмме : «Ковентри, наиболее пострадавших от войны город Британии, с глубоким восхищением приветствует защитников города Сталинграда, чей пример вдохновляет каждого честного человека, поднявшегося против общего врага. Жители Ковентри никогда не забудут жертв, принесенных Сталинградом, и выражают вам, сталинградцам, чувство особой симпатии и восхищения вашим великолепным мужеством и железной решимостью бороться до победы».
Обсуждение
Учитель:Кто-то, возможно, скажет : «А стоит ли ворошить это страшное былое, в очередной раз бередить раны? Люди, мол,устали от рассказов о войне, да и написано о ней немало…» Нет, недостаточно! Нет, не все мы знаем , а главное, понимаем в нашем семидесятилетнем прошлом. Сегодняшний наш урок тому яркий пример! Может, кто — то из нас впервые задумался о том, как и почему пришла к нам победа, какую цену мы за нее заплатили… Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались вставить встать на место на наших предков, понять, что двигало ими в те далекие дни. А ведь это очень важно! И совершено прав поэт, писавший:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь это память — наша совесть,
Она , Как правда, нам нужна.
Ю.В. Воронов
Рефлексия
Заседание круглого стола: учащиеся садятся в круг, записывают на листах вопросы по теме урока и адресуют тем, кто может на них ответить: это могут быть и историки и статисты, командующие фронтами во время Сталинградской битвы.
Подведение итогов:
-Я сегодня узнала……..
-Я хочу узнать………
-Я поняла, что……….
Дом.задание: напишите эссе на тему : « Какие факторы определяют победу Красной Армии в Сталинградской Битве и в Великой Отечественной войне?»
6
Ресурсный материал:
1.Документ «Приказ народного комиссара обороны Союза ССР №227»
2.Докладная записка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР «О реагированиях личного состава частей Сталинградского фронта на приказ №227».
3.Симонов К.С. «Если дорог тебе твой дом...»
4.Плакаты советских художников.
5.Статья «Оплачено кровью»
6.Служебные записки 2-го спецотдела НКВД СССР в УОО НКВД СССР с выдержками….
7
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя школа №2 г.Дубовки
Номинация: Мероприятие для детей
(урок)
Название: «От Сталинграда до Берлина.
Причины победы в Сталинградской битве.
Значение Сталинградской битвы.»
Автор: Москалева Дарья Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Дубовка
2018