СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

При разработке программы важно: обеспечить удовлетворение биологической потребности учащихся в двигательной активности, предусмотреть рациональное содержание двигательности. Программа предусматривает серьёзная тренировочная работа, лёгкие нагрузки и непродолжительный кросс, дни отдыха.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА

ГОРОДА ДОНЕЦКА


ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР















Использование здоровьесберегающих технологий на урокаx физической культуры


Учебно-методический комплекс
























Из опыта работы

учителя физической культуры школы № 140 г. Донецка

Малеева Ивана Николаевича















Донецк



«Утверждено»

методический Совет УМЦ отдела образования

администрации Пролетарского района г.Донецка


Протокол от ___.___.2018 г. № ___




Председатель ___________________ С.А. Малякова

Секретарь __________________ Н. Н. Гутолос

Рецензент _______________ О. И. Костина




Краткая аннотация опыта.

При разработке программы важно: обеспечить удовлетворение биологической потребности учащихся в двигательной активности, предусмотреть рациональное содержание двигательной деятельности. Программа предусматривает серьёзная тренировочная работа, лёгкие нагрузки и непродолжительный кросс, дни отдыха. Внедрение индивидуальных программ развитие спортсменов практикуется в течении многих лет. Призвана осуществлять физкультурно – оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие. Способствовать самосовершенствованию познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению высокого уровня спортивных результатов. В соответствии с социально – экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием, исходя из сущности общего среднего образования, цель физического воспитания в школе состоит в том, чтобы содействовать формированию всесторонне развитой личности. Основное средство достижения этой цели – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей, мотивов, оптимальный уровень здоровья. Укреплением здоровья несравненно целенаправленное следует вести работу по воспитанию ценностных ориентаций на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов. Полноценное физическое развитие детей возможно лишь при комплексном использовании средств физического воспитания: природных факторов, гигиенических мероприятий и физических упражнений.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредств вам внедрениям в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровьем обучающихся.

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимает первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребёнка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накаливание отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость. Тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам и отбивают желание быть активным.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом « Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённом мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся, - это предмет «Физическая культура»

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьясбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики;

  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми;

Работа с детьми занимает особое место в моей педагогической деятельности, создавая условия, способствующие мотивации старшеклассников к занятиям физической культуры и осознанному отношению к своему здоровью. Решение проблемы я нашла в выборе средств физического воспитания:

  • утренняя гимнастика до занятий;

  • занятия в спортивных секций;

  • внеклассные мероприятия физического воспитания;

  • уроки физической культуры;

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 10 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект. Основными в подготовительной части являются: упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия, беговые упражнения не высокой интенсивности, дыхательные упражнения, игры с элементами дыхательной гимнастики. В основной части урока у детей формирую навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. Создаю такие условия, чтобы у ребёнка « появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. В заключительной части ( 5 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющие в медленном темпе, объясняется домашнее задание.

Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках удачно комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно

Тема: « Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках физической культуры»

Состояние здоровья школьников – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий будущее. Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в разные годы, практическими здоровыми можно признать не боле 15% нынешних школьников. Наиболее частные паталогии у школьников – нарушение остроты зрения, паталогия опорно – двигательного аппарата ( нарушение осанки и искрывление позвоночника, заболевание сердечно – сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления. Особое место занимают заболевания нервной системы и психической сферы.

К важнейшим причинам неблагоприятного здоровья учащихся относится:

- Стресогенные технологии проведения урока и оценивание знаний;

- Недостаток физической активности учащихся, приводящих к гиподинамии и другим нарушениям здоровья;

- Невозможность реализовать индивидуальный подход;

- Несоблюдение элементарных норм гигиены и психологии;

- Низкий уровень культуры здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим системам и подхода. Её главная особенность – приоритет здоровья, о здоровье как обязательном условии общеобразовательного процесса.

Цель УМК « Принципы здоровьесберерегающей педагогики»:

  1. Не навреди. Приоритет действенной заботы о здоровье;

  2. Единство физического. Психического и духовного здоровья;

  3. Непрерывность и преемственность;

  4. Связь главной задачи школы с заботой о здоровье учащихся;

  5. Гармоническое развитие;

  6. Ответственность учащихся за свое здоровье.

На уроках физкультуры я решаю проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью. Учебные нагрузки школьников заставляют их часами просиживать над тетрадями и книгами, увлечение компьютерными играми. Интернетом – главные причины малоподвижного образа жизни, распространения гиподинамии. Это приводит к задержке роста и развития, снижению адаптационных возможностей организма школьников, общему ухудшению состояния здоровья.

Задачи УМК По характеру действия различают следующие технологии:

Стимулирующие. Они позволяют активизировать собственные силы использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – температурное закаливание, физические нагрузки.


Компенсаторно – нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы которые в какой – то мере нейтрализуют неблагоприятные воздействия статичности уроков.


Информационно – обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности необходимый для эффективной заботе о здоровье. В обязанности учителя входит умения и готовность видеть явные нарушения гигиенических условий проведения урока физкультуры.


Учитель физической культуры должен:

- осуществлять контроль за состоянием рабочих мест, учебного оборудования, пособый, спортивного инвентаря;

- не допускать проведение учебных занятий, работы кружков и секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях;

- перед началом занятий провести тщательную проверку места проведения занятия, убедится в исправности инвентаря, надежности и установки и крепление его.

Образовательные технологии оцениваются как здоровьесберегающие при следующих условиях:

- разработана система оперативного, текущего и этапного контроля за состоянием контроля здоровья учащихся;

- в содержание преподавания включены вопросы, связанные с охраной здоровья;

- процесс обучения строится с учетом анатомо – физиологических и психических особенностей организма;

- отдаётся предпочтение, значимому осмысленному материалу;

- учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Построение уроков физической культуры в интересах здоровья полностью лежит на плечах учителя физической культуры. Физическая активность должна быть организована двумя направлениями:

  1. Занятия больших форм – уроки физкультуры и работы в спортивных секциях внеурочное время;

  2. Занятия малых форм ( гимнастика до занятий, физкультминуты, физические упражнения на удлиненной перемене).

Реализация данного УМК опирается на следующие методы физического образования:

  1. Изменить содержания уроков физкультуры ( каждый урок должен быть тропинкой здоровья).

  2. Использование между уроками малых форм физической активности;

  3. Проведение специальных физкультурных занятий для детей с ограничениями по здоровью.

  4. Взаимодействие учителя физкультуры и учителей – предметников;

  5. Предоставление школьникам возможности заниматься в спортивном зале, спортивных площадках во внеурочное время.


Здоровьесберигающие технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств, отличающегося физического здоровья, тренированного человека от физически слабого.


Учитель физической культуры должен:

Оценка состояния здоровья должна включать результаты:

  1. Предоставляемые учителями.

  2. Родителями.

  3. Учащимися.

  4. Результат медицинский осмотр.

« Однажды персидский шах собрал мудрецов и спросил: « Что движет Человеком!» Десять лет думали мудрецы, исписали сотни томов. « Изложите проще « потребовал шах. Через тридцать лет мудрецы принесли одну, но объемную книгу. Снова прогнали их Шах: ответ должен быть ясен и понятен каждому. Прошло еще много лет. И к умирающему властелину пришел единственный оставшийся в живых мудрец « Я умираю, - едва вымолвил шах. _ Скажи одним словом, что движет Человеком! « Выживание – ответил мудрец.


















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры


Дидактический материал к урокам физической культуры

по программе В.И. Ляха «Физическая культура 4-6 классы»


Разработанные мною карточки с теоретическими и практическими заданиями, помогают не только в освоении новых знаний по физической культуре ученикам, по каким-либо причинам пропускающим занятия или освобожденным после болезни, но и помогают в новой форме закрепить пройденный на уроке материал.

Карточка №1.

  1. Прочитай «Правила поведения во время игры», вставь подходящие по смыслу слова в предложения: проиграл, отстаивай, играй, не унижай, выиграл, поддерживай.



Правила поведения во время игры

  1. _______________ честно, по правилам.

  2. ________________ игроков своей команды.

  3. __________________ соперников.

  4. ________________ свои пpава не кулаками и криком, а спокойно, терпеливо.

  5. ___________________ - не зазнавайся.

  6. ______________- не плачь. Будь настойчивым, и в следующий раз обязательно победишь.


  1. В
    се ли ребята, изображенные силуэтами на рисунке, занимаются спортом? Назови эти виды спорта. Подбери каждому спортивный инвентарь.

Номер на рисунке

Вид спорта

инвентарь




























Карточка №2. Тема: Осанка

  1. Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

Человек с правильной осанкой прямо держит голову, спина у него прямая, плечи на одном уровне и слегка отведены назад, живот втянут, а грудь немного выдвинута вперед.

Укажи , у кого из ребят правильная осанка?
















  1. Какие причины нарушения осанки ты знаешь? Назови их.(Если не сможешь сам, то тебе могут подсказать картинки)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что нужно делать для улучшения осанки?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка №3.Тема: Гимнастика

  1. Разгадай кроссворд






1







По горизонтали:

  1. - Расскажите вот о чем,
    Как вы стали силачом?
    Улыбнулся он в ответ:
    - Очень просто. Много лет,
    Ежедневно, встав с постели,
    Поднимаю я ...

  2. Подтянуться мне непросто,

Я же небольшого роста.

Знает каждый ученик,

Что подтянет нас...

  1. Ростом мал, да удал,
    От меня ускакал.
    Хоть надут он всегда –
    С ним не скучно никогда

4.В пол упираются две пары ног,

А сам он высокий, почти что с меня.

Я оседлать его только что смог.

Мы прыгали классом через...

  1. Воздух режет ловко-ловко,

Палка справа, слева палка,

Ну а между них веревка.

Это длинная...

Спортивный снаряд этот две жерди,

На стойке шарнирами прикреплены.

С ними сильным стану я.

Снаряд называется коротко — ...

  1. Мышцы — просто напряжение —

Сам себя поднять я смог.

Подо мной постелен мат,

Вверх я влез. Помог...

  1. Первый — прыг! Второй пошел.

А снаряд зовут...

  1. Здесь валяться я так рад,

Потому что это...

По вертикали:

Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.

Красоту и пластику Дарит нам …


2















3









4









5












6










7


























8










9








  1. Какие названия гимнастического инвентаря и гимнастических снарядов не встретились в кроссворде? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4. ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА

  1. Во все времена Олимпийские игры были и остаются самым значимым спортивным событием в мире. Олимпиада традиционно собирает миллионы болельщиков и зрителей, а новые рекорды и достижения спортсменов вписывают новую страницу в историю развития и становления спорта. Список олимпийских видов спорта постоянно меняется: одни дисциплины добавляются, другие – исключаются из него. Соответствующее решение принимает Международный Олимпийский комитет (МОК), руководствуясь несколькими критериями:

  • популярность конкретного вида спорта в стране, где проводится Олимпиада;

  • степень его распространенности;

  • интерес рекламодателей к конкретной дисциплине.

Распредели зимние виды спорта на группы: командные и индивидуальные

К


И

О

конькобежный спорт

Н

М

фигурное катание

Д

А

шорт-трек (на коньках);

И

Н

бобслей

В

Д

керлинг

И

Н

скелетон

Д

Ы

фристайл (на лыжах);

У

е

прыжки с трамплина (на лыжах);

А


санный спорт

Л


сноубординг

Ь


горнолыжный спорт

Н


лыжное двоеборье

Ы


лыжные гонки

е


хоккей



  1. Перечисли талисманы 22 зимней Олимпиады в Сочи

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Нарисуй Олимпийский символ, подпиши олимпийский девиз.


Карточка №5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 1)

  1. Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам

Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, ll - мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.

  1. Нарисуй баскетбольный мяч.

  2. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом. Запиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 2)

  1. Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам

Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, ll - мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.

  1. Нарисуй баскетбольный мяч.


  1. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом? Запиши

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечисли, какие еще командные игры с мячом ты знаешь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка№5. Тема: Знакомство с баскетболом (вариант 3)

  1. Прочитай историю возникновения игры «Баскетбол». Подготовься пересказать ее своим одноклассникам

Баскетбол -(Оm англ. -корзuна, ll - мяч.) История появления этой игры весьма забавна: дело было так. Зимой 1891 г. в CШA студентам колледжа, вынужденным выполнять бесконечные гимнастические упражнения, считавшиеся в то время едвали не единственным средством приобщения молодежи к спорту, было очень скучно на занятиях физического воспитания. Однообразию таких занятий необходимо было положить конец, надо было придумать что-то новое, чтобы разнообразить занятия. Выход нашел преподаватель Джеймс Нейсмит. 21 декабря 1891 г. он привязал две корзины из-под персиков к перилам балкона спортивного зала и, разделив 18 студентов на две команды, предложил им игру, смысл которой сводился к тому, чтобы забросить большее количество мячей в корзину соперников. Такая коллективная игра понравилась студентам. Постепенно правила игры понемноry менялись, она становилась более динамичной, и теперь она является одной из самых попyлярных в мире.

  1. Нарисуй баскетбольный мяч.

  2. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать на занятиях баскетболом? Запиши

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Перечисли, какие еще командные игры с мячом ты знаешь? Какие из них являются Олимпийскими видами спорта? Подчеркни. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Карточка №6.Тема : «Осанка»

  1. Разгадай кроссворд

о










с








  1. Я его кручу рукой,
    И на шеи и ногой,
    И на талии кручу,
    И ронять я не хочу.


3. Громко музыка играет.

Класс движенья выполняет.

Не просты движения,

Это упражнения.

Гимнастика под музыку

Оздоровляет нас.

Скажите-ка название

Ее мне дружно, класс!


5. Мы, как будто акробаты,

Делаем прыжки на мате,

Через голову вперед,

Можем и наоборот.

Нашему здоровью впрок

Будет каждый...

2. Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…


4. В футбол команды две играли.
Играли, но не проиграли.
«0:0» – таков был матча счёт.
Кто результат мне назовёт?


6. Если кашель или грипп,
Или голос Ваш охрип
Если плохо человеку -
Мы торопимся ...

а








н








к








а









  1. Выучи комплекс упражнений для укрепления мышц живота и спины:

  1. Лежа на спине, руки в стороны, поднимать и медленно опускать ноги.

  2. Лежа на спине, делать движения ногами, как при вращении педалей велосипеда.

  3. Лежа на животе, поднять ноги вверх, подержав несколько секунд, медленно опустить.

  4. Лежа на спине, зацепиться стопами за край шкафа, дивана; садиться и ложиться без помощи рук.



  1. Проверь себя!!!

За каждое правило, которое ты постоянно выполняешь, поставь себе 1 балл, за каждое невыполненное - 0 баллов (только честно!) :

  1. Знаю, что такое правильная и неправильная осанка. ________

  2. Сплю на плоской подушке и жестком матраце.____________

  3. Ношу учебники в рюкзаке на обоих плечах.____________

  4. Сижу всегда прямо.__________________________

  5. Каждый день выполняю упражнения для укрепления мышц спины, живота, ног.___________

Количество баллов ____________________________.





Использованная литература:

    1. Физическая культура. 4-6 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.И.Лях. - 12-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.










Введение


Волейбол – одна из наиболее распространенных игр в мире. Массовый, подлинно народный характер волейбола объясняется его высокой эмоциональностью и доступностью, основанной на простоте правил игры и несложности оборудования.

Особым достоинством волейбола как средства физического воспитания является его специфическое качество – возможность самодозирования нагрузки, т.е. соответствие между подготовленностью игрока и нагрузкой, которую он получает. Это делает волейбол игрой, доступной для людей всех возрастов.


Содержание:


Правила игры; Прием и передача мяча; Нападающий удар; История волейбола. Волейбол — спортивная командная игра, в которой участвуют две команды.


Дидактический материал индивидуальной образовательной программы по изучению темы: Спортивные игры

«Волейбол» с отстающими детьми.

Цель: Содействие гармоническому развитию личности, формирование представлений о волейболе, расширение двигательного опыта путем овладения новыми двигательными действиями по волейболу.

Задачи:

1. Изучить правила соревнований по волейболу.

2. Обучить техническим действиям по волейболу: стойкам и передвижениям игрока; передачам мяча сверху и снизу; приему мяча; верхней и нижней подачам мяча; нападающему удару.

3. Развивать координацию движений.

4. Совершенствовать навыки самообразования и самостоятельных занятий физической культурой.

План работы:

Актуализация знаний.

Вопрос 1: Каковы ваши представления о волейболе? (Волейбол – это игра с мячом через сетку, в которой основными двигательными действиями являются передачи мяча, прием мяча, подача мяча, нападающий удар и блокирование удара…)

Вопрос 2: Знаете ли вы правила соревнований по волейболу?

(В волейбол играют две команды по 6 человек в каждой. Игра начинается с подачи мяча из-за лицевой линии. После того, как мяч перелетел через сетку, его можно коснуться только три раза …)


1 занятие

Изучение новой темы

А) Объяснения учителя

Раскрытие понятия о волейболе. Объяснения правил игры в волейбол.

Б) Подготовительная часть занятия

---Упражнения в ходьбе;

---Медленный бег;

---ОРУ на месте;

---Упражнения в движении.

В))Основная часть

Объяснение учителя

Стойки и передвижения игрока.

Игроки в волейболе передвигаются на полусогнутых ногах, на полной стопе, в различные стороны. Внимание игрока должно быть сосредоточенно на мяче (смотреть на мяч).Двигаться необходимо заранее, наблюдая за полетом мяча, не дожидаясь его касания (показать).

Обучение техники выполнения стоек и передвижений:

---Передвижения по диагонали правым боком;

---Передвижения по диагонали левым боком;

---Передвижения по диагонали попеременно правым и левым боком;

---Передвижения спиной вперед.

Обучение технике выполнения верхней передачи мяча.

---Имитация верхней передачи мяча;

---Броски мяча партнеру с движением рук и ног, как при передаче;

---Передача мяча партнеру с последующей ловлей;

---Передачи мяча в парах до 10 раз.

Г) Самостоятельная работа с мячом

1. Передачи мяча над собой до 15 раз;

2.Верхние передачи мяча о стенку с передвижением до 10 раз непрерывно.

Д) Заключительная часть

---Построение. ---Подведение итогов занятия;

---Домашнее задание.


2 занятие

Изучение новой темы

А) Объяснения учителя

История волейбола. Повторное объяснение правил игры в волейбол с уточнениями.

Б) Подготовительная часть занятия

---Упражнения в ходьбе;

---Медленный бег;

---ОРУ на месте;

---Упражнения в движении.

В) Основная часть

Объяснение учителя

Стойки и передвижения игрока.

Игроки в волейболе передвигаются на полусогнутых ногах, на полной стопе, в различные стороны. Внимание игрока должно быть сосредоточенно на мяче (смотреть на мяч).Двигаться необходимо заранее, наблюдая за полетом мяча, не дожидаясь его касания (показать).

Обучение технике выполнения стоек и передвижений:

---Передвижения по диагонали правым боком;

---Передвижения по диагонали левым боком;

---Передвижения по диагонали попеременно правым и левым боком;

---Передвижения спиной вперед.

Обучение технике выполнения приема мяча с низу.

---Имитация приема мяча;

---Броски мяча партнеру с движением рук и ног, как при приеме мяча снизу;

---Передача мяча партнеру с последующим приемом мяча;

---Прием мяча в парах до 10 раз.

Г) Самостоятельная работа с мячом

1. Передачи мяча снизу над собой до 15 раз;

2.Нижние передачи мяча о стенку с передвижением до 10 раз непрерывно.

Д) Заключительная часть

---Построение. ---Подведение итогов занятия;

---Домашнее задание

3 занятие

Изучение новой темы

А) Объяснения учителя

История волейбола. Объяснения тактических действий игры в волейбол .

Б) Подготовительная часть занятия

---Упражнения в ходьбе;

---Медленный бег;

---ОРУ на месте;

---Упражнения в движении.

В) Основная часть


Стойки и передвижения игрока.


Закрепление техники выполнения стоек и передвижений:

---Передвижения по диагонали правым боком;

---Передвижения по диагонали левым боком;

---Передвижения по диагонали попеременно правым и левым боком;

---Передвижения спиной вперед.

Обучение технике выполнения нижней подачи мяча.

---Имитация нижней подачи мяча;

---Нижняя подача мяча с более близкого расстояния к сетке(5-6 шагов);

---Нижняя подача мяча партнеру с последующей ловлей мяча;

---Нижняя подача мяча в парах из-за лицевой линии.

Г) Самостоятельная работа с мячом

1. Нижняя подача о стенку с расстояния до 5 метров.

Д) Заключительная часть

---Построение.

---Подведение итогов занятия;

---Домашнее задание.


Дидактический материал по физической культуре “ Волейбол»

Выбери правильный ответ

1. Размеры площадки в классическом волейболе:

а) 8м на 16м; б) 7м на 9м; в) 9м на 18м.

2. Сколько игроков одной команды могут одновременно находится на площадке во время игры?

А) не более 6 чел; б) 6 чел. ; в) все, кто хочет.

3. Как называется прием, который вводит мяч в игру?

а) стартовый; б) подача; в) передача.

4. Сколько очков нужно набрать команде, чтобы выиграть партию?

а) 25; б) 26; в) 29.

5. Если в первой партии игру начинала команда А, которая из команд соперников ( А : Б) будет начинать вторую партию?

а) победитель первой партии; б) команда Б; в) это определить судья.

Каждый правильный ответ: 1 балл.

6. Какой из мячей которыми играют олимпийцы тяжелее?

а) футбольный; б) волейбольный; в) гандбольный; г) баскетбольный.

7. Сколько человек входит в состав судейской бригады, обслуживающей волейбольный матч?

а) три человека; б) четыре человека; в) шесть человек.

8. Какова окружность волейбольного мяча?

а) 68 -71 см; б) 68 – 70см; в) 65 – 68 см.

9. Что означают желтая и красная карточки , показаны волейболисту?

а) желтая – предупреждение; б) красная – удаление; в) ничего не значат.





Дидактический материал для применение теоретических вопросов

из истории физической культуры и спорта на уроках .

1.В каком году в какой стране появилась игра гандбол?

а) 1846 Англия; б) 1895 США; в) 1898 Дания; г) 1891 Россия.

2. Общие вопросы физической культуры и спорта. К основным физическим качествам относятся:

а) рост, вес, объем бицепсов, становая сила; б) бег, прыжки, метания;

в) сила , выносливость, быстрота, гибкость; г) скоростно – силовые, способственно – скоростные.

3. Разминка на уроках физической культуры предполагает:

а) чередование беговых и общеразвивающих упражнений; б) чередование легких и трудных общеразвивающих упражнений; в) подготовку организма к предстоящей работе в основной части урока; г) организацию учащихся на уроке.

4. Ловкость – ЭТО:

а) способность осваивать и выполнять сложные двигательные действия, быстро их перестраивать в соответстви с изменяющимися условиями;

б) способность управлять своими движениями в пространстве и времени;

в) способность управлять двигательными действиями в зависимости от уровня развития двигательных качеств человека; г) способствовать выполнять движения быстрее других.

5. К группе акробатических упражнений относятся:

а) упражнения в балансировании, бросковые упражнения, акробатические прыжки; б) поточные и слитные комбинации движений танцевального характера; в) лазание, перелазания, переползания; г) упражнения с предметами, на гимнастических снарядах под музыку.



6. Подводящие упражнения применяются:

а) если обучающийся недостаточно физически развит; б) если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы; в) если необходимо устранять причины возникновения ошибок; г) если применяется метод целостно – аналитического упражнения.

7.Как называется способ выполнения прыжка в высоту с разбега, где после отталкивания спортсмен преодолевает планку спиной?

а) = перекидной=; б) = фосбюри – флоп=; в) = перешагивание=; г) = простой=.



Вопросы и ответы школьной Олимпиады по физической культуре .

1.Положение занимающегося, при котором согнутые в коленях ноги подтянуты

руками к груди и кисти захватывают колени, в гимнастике обозначается как:

  1. Хват ; 2) Захват; 3) Перекат; 4) Группировка.



2. Положение занимающегося, когда его плечи находятся выше точек опоры, в гимнастике называется

1) Хват2) Захват3) Упор4) Вис

3.Вращательное движение через голову с последовательным касанием

опорной поверхности отдельными частями тела в гимнастике обозначается как …

  1. Кувырок ; 2) Перекат; 3) Переворот; 4) Сальто.




4.За мелкие ошибки в гимнастике сбавка судей равняется…

1) 0.1 балла; 2) 0.2 балла; 3) 0. 3 балла ; 4) 0.4 балла.

5.Умение учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну,

круг, а также перестраиваться в них,  в гимнастике называется…

1) Строевыми приёмами ; 2) Передвижениями;

3) Размыканиями и смыканиями ; 4) Построениями и перестроениями .




5.В волейболе игрок, находящийся в 1-ой зоне, при «переходе»

перемещается в зону…

1) 2 ; 2) 3 ; 3) 5 ; 4) 6.

6. Можно или нет вносить изменения в протокол, подписанный

тренером и капитаном волейбольной команды?

1) Да ; 2)Нет ; 3) Иногда.

7. "Либеро" в волейболе - это…

1) Игрок нападения; 2) Капитан команды ; 3) Запасной игрок;

4) Игрок защиты.









8. Можно ли менять расстановку игроков в волейболе?

1) Да, по указанию тренера ; 2) Нет;

3) Да, по указанию судьи ; 4) Да, но только в начале каждой партии.

9. Высота волейбольной сетки для мужских команд:

1) 2м 44см ; 2) 2м 43см ; 3) 2м 25 см ; 4) 2м 24 см.

10.Укажите количество игроков волейбольной команды,

находящихся одновременно на площадке:

1) 5 ; 2) 6; 3) 7 ; 4) 8.

11. Игра в баскетболе заканчивается…

1) Когда звучит сигнал секундометриста, указывающий на истечение

игрового времени;

2) Уходом команд с площадки;

3) В момент подписания протокола старшим судьёй;

4) Мяч вышел за пределы площадки.

12. Игровые часы в баскетболе включаются в следующих случаях:

1) Когда мяч, после того как он достиг своей высшей точки во время

спорного броска, отбит первым игроком;

2) Когда мяча касается игрок на площадке, если штрафной бросок неудачен,

и мяч должен остаться в игре;

3)Когда мяча касается на площадке первый игрок, после того,

как он был отбит во время спорного броска;

4) Когда мяча касается игрок на площадке, если игра возобновляется

вбрасыванием из-за её пределов.

13. Размеры площадки для игры в баскетбол должны быть следующих

размеров (длина -  ширина – высота):

1) 30 на 20 ; 2) 22 на 15 ; 3) 28 на 15 ; 4) 28 на 15 .

14. Старший судья выбрал для игры в баскетбол мяч, предложенный

хозяевами, которым уже играли. Может ли команда гостей потребовать,

чтобы ей для разминки был предоставлен этот мяч?

  1. Да ; 2) Нет ; 3) Иногда ; 4) На усмотрение судьи.

15. Что обозначает в баскетболе термин «пробежка»?

1) Выполнение с мячом в руках более одного шага;

2) Выполнение с мячом в руках более двух шагов;

3) Выполнение с мячом в руках более трёх

шагов;

4) Выполнение с мячом в руках более пяти шагов.






















16.Укажите количество игроков баскетбольной команды,

одновременно находящихся на площадке:

1) 5 ; 2) 6; 3) 7 ; 4) 4






17.Укажите количество игроков футбольной команды, одновременно

находящихся на площадке:

1) 10; 2) 11; 3) 12 ; 4) 13






18.Укажите аббревиатуру Международной федерации футбола:

1) УЕФА ; 2) ФИФА; 3) ФИБА; 4) ФИЛА.

19.Сколько замен в одной команде разрешается во время проведения

официальных встреч по футболу?

1) 2 ; 2) 3; 3) 4 ; 4) 5.

24. С какой периодичностью проходят Чемпионаты мира по футболу?

1) Каждый год ; 2) 1 раз в 2 года; 3)1 раз в 3 года; 4)1 раз в 4 года.






19.Какая дистанция в лёгкой атлетике не является классической?

1) 100м ; 2) 200м; 3) 300м ; 4) 400м.

20. Кросс – это ... ?

1) Бег с ускорением ; 2) Бег по искусственной дорожке стадиона;

3) Бег по пересечённой местности; 4) Разбег перед прыжком










































Список научно-методической литературы.

1.Баршай, В.М. Гимнастика : учебник / В.М. Баршай, Н.В. Курысь, И.Б. Павлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2011.

2. Лях, В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – М. : Просвещение, 2011

3. Иванов, К.М. Строевые упражнения на практических занятиях по спортивным дисциплинам : учебное пособие для студентов физкультурных учебных заведений / К.М. Иванов, Б.П. Кашеваров. – Л. : Изд-во Ун-та Лесгафта, 2008

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!