СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для проведения уроков производственного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»

ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ЛИЦЕЙ №4

«ОДОБРЕНО»

на заседании метод. комиссии

протокол №

Председатель метод. комиссии

______________Пичко Н.И.








«УТВЕРЖДАЮ» Зам.директора по УПР


__Кесаева З.С.

«____»___________2008 г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ.



ТЕМА: «УПРАЖНЕНИЯ ПО ЗАПРАВКЕ ШВЕЙНЫХ МАШИН.

ВЫПОЛНЕНИЕ МАШИННЫХ СТРОЧЕК И ШВОВ».

ЗАНЯТИЕ: «КЛАССИФИКАЦИЯ МАШИННЫХ ШВОВ. ВЫПОЛНЕНИЕ

МАШИННЫХ ШВОВ. ТЕРМИНОЛОГИЯ МАШИННЫХ РАБОТ».








Автор: мастер производственного

обучения Асатурянц Р. А.

г. Владикавказ, 2018 г.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. ЛИТЕРАТУРА:

Труханов А.Г. «Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды».

Труханов А.Г. «Технология женской и детской легкой одежды».

Практикум по производственному обучению профессии «Портной».

Дашкевич Л.М. «Швея, портной легкой женской одежды». Учебное пособие.


  1. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ:

Схемы, чертежи, образцы обработки по последовательности, образцы готовых изделий, оформленная доска.


  1. ОБОРУДОВАНИЕ:

Рабочие столы, швейные машины 97-А и 1022-М кл., спецмашины 51 и 25 кл., утюги М-2 и М-5.


  1. ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

Ножницы № 10-12, игольница с портновскими булавками, иглы машинные № 100-110, иглы ручные № 3, 5, 7, наперсток, сантиметровая лента, резец, портновский мел, шкатулка.


  1. МАТЕРИАЛЫ:

Различные виды тканей для верха, прокладочные и подкладочные материалы, нитки: х/б № 40-50, шелковые № 20, армированные № 35.

















П Л А Н


проведения занятия по производственному обучению




Наименование темы: «Упражнения по заправке швейных машин. Выполнение

машинных швов».


  1. Наименование занятия: «Классификация машинных швов. Выполнение

машинных швов. Терминология машинных работ».

  1. Учебно-воспитательные цели:

    1. Научить учащихся правильно выполнять машинные швы,

соблюдая технологическую последовательность.

    1. Формировать и развивать творческое отношение к труду, прививать любовь к

профессии.

    1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к оборудованию,

инструментам, материалам приспособлениям.

    1. Прививать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль качества выполняемых работ.

    2. Научить учащихся экономично расходовать все виды ресурсов, соблюдать технику безопасности и требования противопожарной безопасности.


  1. Время на задание: 6 часов.


  1. Место проведения занятия: Учебно-производственная мастерская.


  1. Метод поведения занятия: Практическое занятие методом рассказа и показа,

демонстрации наглядных пособий и образцов, схем,

плакатов.


ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Наименование вопросов и их краткое содержание

Методические указания

1

2

3


I Организационная часть


1.1

Приветствие учащихся


1.2

Отчет общественного мастера о наличие учащихся, их готовности к уроку, комплектности инструментов и приспособлений.

Отметить отсутствующих в журнале. Выявленные недостатки по возможности устранить.

1.3

Отчет общественного механика о наличие и состоянии оборудования



II Вводный инструктаж


2.1

Сообщить тему занятия: «Классификация машинных швов. Выполнение машинных швов. Терминология машинных работ».


2.2

Опрос учащихся по материалу предыдущего занятия: «Безопасность труда, эл. безопасность и п/п безопасность в учебных мастерских лицея» и закрепление знаний уч-ся из спецпредметов.

Раздать карточки-задания, задать несколько вопросов по прошлым темам индивидуально, провести фронтальный опрос по терминологии и технике безопасности.


1. Как правильно организовать рабочее место?

Под рабочим местом понимается участок производственной площади, пред­назначенный для определенной работы и оснащенный в соответствии с харак­тером этой работы. Правильная организация рабочего места способствует по­вышению производительности труда и высокому качеству работы.

Размеры рабочих мест различны: они зависят от вида изделия и выполняе­мой операции. Ручные работы могут выполняться стоя и сидя. Для повышения производительности труда и качества выпускаемой про­дукции необходимо обеспечить правильную посадку рабочего за столом. Расстояние от глаз работающего до изделия должно быть равно 25 — 30 см, а ноги следует держать на подставке или перекладине. Необходимые для ручных работ инструменты должны находиться справа от работающего.



2. Какие инструменты необходимы для работы портному?

Инструменты:

1. Ручные иглы №№ 5,7

2. Наперсток предназначен для предохранения пальца от укола при прокалывании иглой ткани.

3. Ножницы

4. Сантиметровую ленту применяют для снятия размерных признаков с фигуры человека и измерения деталей изделия

Приспособления

1. Манекен используют для проверки правильности изго­товления изделий в процессе обработки и в готовом виде

2. Лекала

3. Кольцо с ножом с применяют для обрезки ниток после окончания работы.

4. Колышек применяют для выправления углов борта, во­ротника, петель, различных фигурных швов и т. п.

5. Булавки используют для скалывания деталей.

6. Линейки, угольники

7. Резцы применяют для перенесения контура деталей на ткань.

8. Мел используют для нанесения линий и знаков при примерке и раскрое.


  1. 3. Какие правила т/б, п/п и эл. безопасности необходимо соблюдать при выполнении ручных работ на рабочем месте?

Иголки должны находиться в игольнице, на пальце-наперсток по размеру, выполнять работу на рабочем столе, наличие спецодежды. Резиновый коврик, тапки на резиновой подошве, визуальный осмотр розетки, вилки, шнура и корпуса утюга.


Собрать карточки-задания. Объявить оценки за устные ответы.

Оценки выставить в журнал.

2.4

Объяснение новой темы: «Классификация машинных швов. Выполнение машинных швов. Терминология машинных работ».

Тему написать на доске.

2.5

Разъяснение цели: на данном занятии познакомиться с классификацией машинных швов, терминологией машинных работ. К концу занятия каждый должен выполнить машинные швы.

Довести до сведения учащихся, что они будут выполнять на занятии, чему научатся.

2.6

Объяснение и показ приёмов и способов выполнения изучаемой

операции:

Все машинные швы делятся на СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ, КРАЕВЫЕ и ОТДЕЛОЧНЫЕ.

Соединительные – на стачные, настрочные, накладные, бельевые.

1. Стачные

1.1.Взаутюжку (а) 1.2.Вразутюжку (б) 1.3.На ребро (в)

При выполнении стачно­го шва две детали скла­дывают лицевыми сторо­нами внутрь, уравнивают срезы и соединяют ма­шинной строчкой парал­лельно срезам. Затем при­пуски заутюживают, разу­тюживают или приутюжи­вают на ребро. Ширина шва 0,5— 1,5 см и

более. Используют для выпол­нения всех основных швов. Швом стачным на ребро соединяют кли­нья «годе», подкладку кармана, соединитель­ные складки.

1.4. Расстрочной-детали складывают лице­выми сторонами внутрь и соединяют стачным швом (1) вразутюжку и по ли­цевой стороне проклады­вают отделочные строчки (2 и 2') по обе стороны на равном расстоянии от строчки стачивания. Используют при изготов­лении спортивных изде­лий из кожи, при обра­ботке боковых карманов, вытачек и т. д.

2. Настрочные

2.1. С открытыми срезами-детали стачивают строч­кой /, шов заутюживают и прокладывают отделоч­ную строчку 2 по лицевой стороне изделия швом шириной по модели. Используют для соеди­нения боковых, плече­вых срезов, средних сре­зов спинки и др.

2.2. С закрытым срезом-детали складывают лице­выми сторонами внутрь таким образом, чтобы срез нижней детали выступал за срез верхней на шири­ну отделочной строчки плюс 0,4—1,0 см, и со стороны верхней детали на расстоянии 0,5 — 0,7 см от среза верхней детали про­кладывают стачивающую строчку 1. Далее шов вы­полняют так же, как и настрочный с открытыми срезами, т. е. прокладыва­ют отделочную строчку 2. Используют для соеди­нения и отделки деталей изделия.

3. Накладные

3.1. С открытыми срезами-на лицевую сторону де­тали накладывают вторую деталь лицевой стороной вверх и прокладывают прямую или зигзагооб­разную строчку, отступив от срезов на 0,5 см. Используют для соедине­ния частей прокладки, на­страчивания тесьмы, вта­чивания нижнего воротни­ка в горловину (на машине зигзагообразной строчки)

3.2. С закрытым срезом-край верхней детали за­утюживают (или заметы­вают и приутюживают). На нижнюю деталь на­носят линию, с которой совмещают подогнутый край верхней детали и соединяют машинной строчкой. Используют для соедине­ния прямых, чаще фигур­ных кокеток.

4. Бельевые

4.1. Двойной-детали складывают из­наночными сторонами внутрь, стачивают (строч­ка 1) на расстоянии 0,3 — 0,4 см от срезов, затем вывертывают на ли­цевую сторону, выправля­ют шов и выполняют вто­рую строчку 2 на расстоя­нии 0,5 — 0,7 см от края. Используют при изго­товлении верхней одеж­ды, для стачивания под­кладки карманов в изде­лиях без

подкладки; для соединения деталей в ра­бочей одежде.

4.2. Запошивочный-детали складывают лице­выми сторонами внутрь так, чтобы нижний срез выступал из-под верхне­го на 0,5 — 0,7 см. Срез верхней детали огибают припуском нижней и прокладывают строчку на расстоянии 0,1—0,2 см от среза нижней детали (строчка 1); шов расправ­ляют, огибают его верх­ней деталью так, чтобы необработанный срез ока­зался внутри. Настрачива­ют обработанный при­пуск на расстоянии 0,1 — 0,2 см от сгиба (строчка 2).

Используют при изготов­лении постельного белья, спецодежды, в костюмах без подкладки и т. д.

4.3. Шов взамок-на одноигольной маши­не выполняют сначала накладной шов с откры­тым срезом (строчка 1). Затем перегибают детали так, чтобы срезы оказа­лись внутри, и проклады­вают первую строчку (2) на 0,1 — 0,2 см от сгиба, вторую (3) на 0,5 — 0,8 см от первой строчки. Используют при изго­товлении мужских соро­чек, белья, джинсовых изделий

Краевые – обрабатывают края деталей

1. Обтачные

1.1. В простую рам­ку-деталь рамки заутюживают (изнаночной стороной внутрь) и притачивают к изделию, затем перегиба­ют ткань около строчки и приутюживают. Ширина рамки 0,4—0,7 см. Используют при обра­ботке карманов и обтач­ных петель.

1.2. В сложную рамку-Обтачку из основной ткани и изделие складывают лицевыми сторонами внутрь и притачивают обтачку (строчка 1) ши­риной шва 0,4 — 0,7 см, затем шов разутюжива­ют, огибают его обтач­кой и закрепляют строч­кой в шов притачивания рамки (строчка 2).

1.3. В кант-детали складывают лице­выми сторонами внутрь и соединяют машин-ной строчкой; шов выправля­ют и выметывают с кан­том (0,1 — 0,3 см); затем закрепляют кант детали вспушиванием или отде­лочной строчкой. Используют при обра­ботке воротников, бор­тов, карманов и т. д.


1.4. Враскол-шов обтачивания дета­лей располагают точно по середине обтачивае­мых деталей, закрепля­ют отделочной строчкой или вспушными стеж­ками. Используют при обра­ботке борта и обтачных деталей.


2. Вподгибку

2.1. С открытым срезом-срезы подгибают на из­наночную сторону и зак­репляют строчкой. Используют при обра­ботке низа изделия, сре­зов обтачек легкой одеж­ды и т. п.






2.2. С закрытым срезом-срезы подгибают: пер­вый раз на 0,7 см, вто­рой — на величину, пре­дусмотренную моделью, и закрепляют строчкой на 0,1 — 0,2 см от сгиба. Используют при обра­ботке подкладки юбок, низа платьев и т. п.




3. Окантовочные

3.1. С открытым срезом-на лицевую сторону де­тали накладывают полос­ку отделочной ткани ли­цевой стороной вниз, выкроенную по косой или поперечной нити основы шириной 2,0 — 2,5 см. Уравнивают срезы и про­кладывают строчку 1 на 0,3 — 0,5 см от среза; за­тем срезы огибают по­лоской, образуя кант, ширина которого равна ширине шва обтачива­ния. Кант закрепляют машинной строчкой 2 в шов притачивания по­лоски ткани. Применяют для предо­хранения ткани от осы­пания и для отделки.

3.2. С закрытыми срезами-срез обрабатывают обтач­кой (строчка 1) аналогич­но окантовочному шву с открытым срезом, но сво­бодный срез окантовочной полоски подгибают и закрепляют машинной строчкой 2 в шов прита­чивания полоски. Используют для обработ­ки пройм, горловины в легкой женской одежде.

3.3. С тесьмой-тесьму перегибают вдоль так, чтобы одна сторона выступала на 0,1 см от­носительно другой, и приутюживают. Затем в заутюженную тесьму вкладывают обрабатыва­емый срез детали и на­страчивают на 0,1 см от края тесьмы. Используют для обра­ботки срезов и отделки изделия.


Отделочные – служат отделкой деталей и изделия в целом.

1. Складки

1.1. Односторонние-у односторонних складок с лицевой стороны все сги­бы направлены в одну сто­рону, а с изнаночной — в противоположную. Намечают складки тремя линиями с изнаночной стороны изделия (рис. а): средней 1, боковой 2 и перпендикулярной к ним 3 (ограничивающей ко­нец стачивания складки).




При выполнении деталь перегибают лицевой сто­роной внутрь, сметывают по боковой линии по всей длине складки, затем ста­чивают по линиям 2 и 3 (рис. б).





Строчку заканчивают по овальной или прямой ли­нии. Складку заутюжи­вают (рис. в). Используют для отделки и обеспечения свободы движения.




1.2. Встречные- у встречных складок все сгибы с лицевой сторо­ны направлены друг к другу, с изнаночной — друг от друга. Намечают, как и односто­ронние, тремя линиями (7, 2 и 3) (рис. а). При­пуск для обеих складок равен глубине одной складки, умноженной на четыре. При выполнении деталь перегибают лицевой стороной внутрь по сред­ней линии 1 и стачивают по боковой линии 2 до линии 3

Далее складку раскладыва­ют по обе стороны от строчки стачивания (шов стачивания складки дол­жен совпадать с линией середины складки); при­утюживают (рис. б). Используют для отделки и обеспечения свободы движения.


1.3. Сложные-намечают с обеих сторон двумя параллельными линиями: средней (внут­ренний сгиб складки) и боковой (наружный сгиб складки).

При выполнении склад­ки с изнаночной сторо­ны (рис. й) под среднюю линию подкладывают по­лоску ткани, ширина ко­торой зависит от ширины отделочной строчки, и прокладывают машинную строчку точно по линии середины складки (строч­ка 1). Перегибают деталь по боковой линии, фикси­руют (утюгом или строч­кой временного назначе­ния) в таком положении. Затем прокладывают отде­лочную строчку (рис. б), она же закрепляет склад­ку (строчка 2). Используют для отделки изделий.

2. Рельефы

2.1. Вытачные-намечают одной лини­ей; под нее подклады­вают полоску ткани ши­риной 2 — 3 см и прокла­дывают строчку 1 по намеченной линии. За­тем полоску ткани отги­бают вдоль строчки в одну сторону, а деталь верха — в другую; про­кладывают строчку 2 на 0,1 — 0,2 см от первой по детали из основной ткани.

Используют при выполне­нии фигурных рельефов, ложных кокеток и т. п.

2.2. Застрочные-намечают одной линией с лицевой стороны. При выполнении деталь перегибают по намечен­ной линии изнаночной стороной внутрь и заст­рачивают. Ширина шва от сгиба равна 0,1 — 0,3 см. Используют в нарядных мужских сорочках, в жен­ском платье.

2.3. Со шнуром-намечают двумя парал­лельными линиями по лицевой стороне, рас­стояние между которы­ми равно 0,5 — 1,0 см. При выполнении по на­меченным линиям про­кладывают две отделоч­ные строчки (1 и Г). С изнаночной стороны под строчки подкладывают полоску хлопчатобумаж­ной ткани. Получается кулиска, в которую по­том вдевают шнур. Используют в качестве отделки.


Терминология машинных работ:

1. Стачивание- Постоянное соединение двух деталей, примерно равных по величине, сложенных лицевыми сторонами внутрь, ма­шинной строчкой. Стачивание боковых и плечевых срезов, передних и локтевых срезов рукавов, пе­редней и задней половинок брюк, вы­тачек, рельефов и т. д.

2. Притачивание- Постоянное соединение мелких деталей с более крупными, второсте­пенных с основными. Притачивание надставок к подборту, манжет к рукавам, подкладки к подбортам, пояса к брюкам, деталей прорез­ных карманов к полочке

3. Обтачивание- Постоянное соединение двух деталей таким об­разом, чтобы после вы­вертывания шов нахо­дился внутри. Обтачивание клапанов, лацканов, хля­стиков, бортов, поясов, манжет, пат, погон

4. Втачивание- Постоянное соединение двух деталей по оваль­ному контуру. Втачивание рукава в пройму, воротни­ка в горловину






5. Настрачи­вание- Постоянное закрепление заутюженных срезов шва строчкой (рис. а) или со­единение двух деталей, на­ложенных одна на другую, лицевыми сторонами вверх (рис. б). Настрачивание рельефов боковых и пле­чевых срезов, накладного кармана, ко­кеток




6. Расстрачи-вание- Закрепление отделочными строчками припусков ста­чанного и разутюженного шва (строчки располагают­ся на одинаковом рассто­янии от шва). Расстрачивание рельефов, боковых и плечевых швов и т. п.

7. Выстеги­вание- Постоянное соединение двух или более деталей или слоев материала, наложен­ных друг на друга, потай­ными или сквозными стеж­ками на отдельных участ­ках или по всей поверхно­сти для придания устойчи­вости, упругости или для отделки. Выстегивание лацканов, воротника в верхней одежде, отдельных деталей или их частей в куртках и пальто, подклад­ки с утепляющей прокладкой

8. Застрачивание- Закрепление подогнутых краев детали машинной строчкой. Застрачивание низа рука­ва и изделия




















III Текущий инструктаж


3.1

Упражнения учащихся в выполнении ручных стежков и строчек временного и постоянного назначения.

Добиться, чтобы учащиеся выполняли операции наиболее рациональными способами с наименьшим количеством ошибок и недостатков.

3.2

Практический показ операции


3.3

Наблюдение за правильностью выполнения технологических приемов.

В процессе обхода рабочих мест следить за работой всех учащихся, давать по ходу наблюдения необходимые указания, исправлять и предупреждать ошибки, обращать внимание на недостатки в работе. Не давать учащимся готовых указаний относительно того, как исправить ошибки, а добиваться того, чтобы они сами нашли способы их устранения. Обеспечивать правильный режим труда.

3.4

Наблюдение за организацией труда и рабочего места.


3.5

Наблюдение за соблюдением правил безопасности труда.


3.6

Пресечение небрежного отношения к инструментам и оборудованию.


3.7

Дать опережающее задание сильным учащимся.


3.8

Контроль за качеством выполняемой работы. Разъяснение, советы.


3.9

Повторный показ приемов и способов выполнения работ индивидуально на рабочих местах учащихся.

Индивидуальная работа со слабыми учащимися:


IV Заключительный инструктаж


4.1

Подвести итоги рабочего дня.

Ответить на вопросы учащихся

4.2

Закрепить пройденный материал занятия, отметить степень достижения цели.


4.3

Провести краткий разбор занятия:

а) отметить дисциплину учащихся

б) указать на недостатки в работе и типовые ошибки


в)выделить наиболее активных учащихся

г) оценить работу учащихся на занятии



Указать способы устранения ошибок


Выставить оценки в журнал

4.4

Дать задание на самоподготовку

Задание написать на доске

4.5

Убрать рабочие места

Сделать запись в журнале о наличие и исправности оборудования

4.6

Назначить дежурных

По списку

4.7

Убрать учебно-производственную мастерскую

Закрыть цех