СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для дошкольного образования по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста»

Методическая разработка по внеурочной деятельности

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста.

В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни дети учатся группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их. В игровых упражнениях по развитию речи непременным является использование картинок, которые отражают знакомый мир предметов. Дидактические игры и игровые упражнения, проводимые с использованием картинок очень разнообразны. Дети с их помощью учатся правильно называть предметы, правильно подбирать к ним прилагательные, также учатся согласовывать слова в предложении. Игры можно проводить индивидуально и подгруппой детей.

Игровое упражнение" Во что одеты дети?"

Ребёнок или дети рассматривают картинки. Воспитатель спрашивает:

- Что вы видите на картинке? Почему дети одеты по-разному? Какая одежда у детей? По возможности перечислить её.(На голове шапка, на руках рукавички и т. д.)Что у них в руках?

Можно уточнить в какое время года носят данную одежду и какого она цвета.

Дети могут рассказать об одежде из личного опыта.

Игровое упражнение"Чей,чья,чьё"

Данная игра на внимание и умение строить фразу. Воспитатель раздаёт картинки, на которых изображены яблоки, груши, бананы, посуда, ведёрки. Дети их рассматривают, затем закрывают глаза, по просьбе педагога, и в это время он убирает некоторые картинки. Открыв глаза отвечают на вопросы:

-Чьё яблоко жёлтое? Чья груша красная? Чей спелый банан? Чьё синее ведёрко? Чей бокал? и так дал ее.

   

Игровое упражнение"У кого и какой"

Педагог показывает картинки с изображением домашних животных и домашней птицы

и описывает их. Дети продолжают:

- У меня маленький пушистый котёнок

- У меня большая и тёмная лошадка

- У меня красивый яркий петух

- У меня красивая и добрая уточка и так далее.

Игровое упражнение"Назови предметы такого же цвета"

Педагог показывает геометрические фигуры (по желанию ребёнок может назвать их) разного цвета, просит назвать цвет и найти в окружении предметы, которые имеют такой же цвет, как заданный. (Дети находят и называют)

Игровые упражнения, расширяющие кругозор ребёнка.

Педагог беседует с детьми показывая разнообразные картинки и задаёт вопросы:

- Что легко бьётся?

- Кто носит платье?

- Кто носит шорты?

- Что ты хочешь съесть? и так далее по предложенным картинкам.



«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

— Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме. — Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный... (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон... (кислый). Весной погода теплая, а зимой... (холодная). — Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. — Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона... (летает), рыба... (плавает), кузнечик... (прыгает), уж... (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух... (кукарекает), тигр... (рычит), мышь... (пищит), корова... (мычит)



«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

— Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».) Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.



«Придумай рассказ»

Цель: учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамейка... (жесткая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый).

2. Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

3. Кашу варят густую, а суп... (жидкий).Лес густой, а иногда... (редкий).

4. После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

5. Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый). Летом мы ели свежие огурцы, а зимой... (соленые). Сейчас воротничок свежий, а завтра он будет... (грязный).

— Объясни, как ты понимаешь эти выражения: дождь озорничал; лес дремлет; дом растет; ручьи бегут; песня льется. — Как сказать по-другому: злая зима (очень холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все умеют делать красиво); золотые волосы (красивые, блестящие)? — Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая ведьма, злая Баба Яга.) — Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку потерял)». — Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре).



«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный...) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый...) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.)

Все эти упражнения, игры, занятия можно повторять, чтобы дети усвоили, что слова имеют значение, могут изменяться. Они по-разному звучат. Если ребенок выполнит все задания правильно, значит, у него высокий уровень речевого развития и он хорошо подготовлен к школе.