СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка экскурсии «Первоцветы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка экскурсии «Первоцветы»

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка экскурсии «Первоцветы»»

Государственное учреждение образования

«Мозырский центр творчества детей и молодежи»













Методическая разработка экскурсии

«Первоцветы»











Автор:

педагог дополнительного образования объединения по интересам

«Юный лесовод»

Зубарев С.В.









Мозырь

2018

Экскурсия «Первоцветы»



Цель занятия:

Формирование знаний о разнообразии растительности нашей местности.



Задачи:

Образовательные:

- Формирование знаний о значении первоцветов в природе.

- Дать знания по охраняемым растениям нашей местности.

Развивающие:

- Способствовать формированию умений проводить наблюдения, проводить экспериментальную работу с живыми объектами.

- Создать условия для развития логического и аналитического мышления.

Воспитательные:

- Формирование чувства сопричастности с окружающей  природой через выявление причин сокращения и исчезновения видов растений;

- Воспитание ответственности за свои действия в природе.



Основные методы:

Частично-поисковый, исследовательский.



Средства обучения:

Инструктивные карточки, блокноты, карандаши, лупы, фотоаппарат, компас.



Форма организации познавательной деятельности:

- Работа в группах;

- Индивидуальная (отчет о работе);



Примерное содержание итогов (отчёта) экскурсии.

1.Красота весеннего пейзажа (весенней природы).

2.Материал о увиденных растениях в интернете.

3.Отрывки из стихотворений.

4.Фотографии с описанием того, что на них изображено.

5.Природные условия весной.

6. Интересные биологические факты из жизни растений весной.

7. Погодные условия .

8. Приметы весны.

9. Ответы на вопросы карточки.

                                              

Ход занятия



I. Вводно -  мотивационный блок.

Экскурсия проводится для того, чтобы расширить знания учащихся о растительном мире родного края. Расширить кругозор, дать знания по охраняемым растениям нашей местности. Обратить внимание на неповторимость и красоту природы.

Вспомнить правила поведения в природе.

Правила поведения в природе.

1. Ходить только по тропинкам.

2.Не собирать дикорастущие растения .

3.Не рвать полевые цветы.

4.Не ломать черемуху, рябину, калину.

5.Не шуметь, чтобы не вспугнуть животных, птиц, которые выводят потомство.

6. Массовые посещения лесов и лугов человеком затрудняют появление новых всходов; приводят к вытаптыванию молодых неокрепших растений.

7. Не раскидывать мусор.

8. Не убивать, не тревожить насекомых. (Они опыляют, повышая урожай)

9. Не разорять муравейники! (1 муравейник за год уничтожает 1 миллион вредных насекомых)

10. Не ловить бабочек для забавы. (Они опылители).

11. Не разводить костер вблизи сухой травы и т.д.

- Вы что? Правила забыли?

Отправляясь на тропу,

Зарубите на носу:

Порядок должен быть в лесу.

Если я сорву цветы,

Если ты сорвешь цветы,

Если вместе вы и мы,

Если все сорвём цветы-

Не останется природы

И не будет красоты.

Не рвите цветы, не рвите

Пусть будет нарядной земля

А вместо цветов дарите

Васильковые, незабудковые и ромашковые поля.

Назначить дежурного, который следит за соблюдением правил поведения в природе.

К месту экскурсии идут по 2 человека в строю. Проводятся игры «Ручеёк наоборот», «Обгони первого», «Гусеница».

Создаются звенья: звено «Смышлёных», звено «Наблюдательных».

Объяснение маршрута экскурсии.

В начале экскурсии, вспоминаем периоды весны.

Периоды весны

1. «Календарная весна»    - 1 марта

2. « Астрономическая весна» - 21 марта

День весеннего равноденствия на всём земном шаре  (кроме приполярных областей), день равен ночи;

3. « Биологическая весна» - 8 апреля

В литературных произведениях  весну называют по- разному:

-  у М.Пришвина  «весна света», «весна воды», «зеленая весна».

- у В. Бианки: «весна полевая», « весна речная», «весна лесная».

Начало сокодвижения у клена остролистного (24.03.), а затем у березы бородавчатой (8.04).

II. Актуализация:

- Почему у цветковых растений венчик красивый и яркий? (чтобы привлекать насекомых).

Организационный момент - дается объяснение по выполнению работы: Используя карточки с заданиями, каждая группа учащихся находит названные растения, проводит исследования и отвечает на поставленные вопросы

По мере необходимости педагог дает консультации.

III. Самостоятельная работа учащихся в звеньях с использованием карточек с заданиями.

Обсуждение результатов

Зарисовка растения

Карточка с заданиями (звено №1)

Задания:

1. Найдите растение мать-и-мачеха.

2. Объясните, почему у него ярко-желтые соцветия?

3. Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.

4. Как вы думаете, почему это растение так названо? (Потому что верхняя сторона листа жесткая, холодная – мачеха, а нижняя мягкая, теплая – мать)

5. Сделайте вывод, почему эти растения первоцветы, почему у них желтые венчики? Почему вы должны их охранять?

6. Зарисуйте одно растение.

7. Результаты работы занесите в блокнот.



Карточка с заданиями (звено №2)

Задания:

1. Найдите растения ветреницы лютичной.

2. Объясние, почему венчик этого растения ярко-желтый?

3. Почему ветреница цветет, когда ещё другие растения не выросли?

4. Определите место произрастания этого растения, дайте объяснение.

5. Попытайтесь объяснить название растения? (цветы ветреницы лютичной похожи на цветы лютика).

6. Сделайте вывод, почему растения первоцветы, почему у них желтые венчики? Почему вы должны их охранять?

7. Зарисуйте одно растение.

8. Результаты работы занесите в блокнот.

IV. Оформление результатов.

Обратный путь.

Вдоль дороги цветущие растения пастушьей сумки. Знакомство с яровой и озимой формой развития пастушьей сумки.

Оформление отчёта об экскурсии.

Результативность.

- Учащиеся применяют полученные знания на практике через участие в проблемной ситуации (почему у первоцветов белоснежные и ярко-желтые венчики, почему эти растения цветут раньше других растений?).

- При выполнении исследования запоминают внешний вид растений, их научное и местное название.

- Учащиеся логически обосновывают результаты исследования, место произрастания  растений, устанавливают биоценотические связи.

- Учатся видеть прекрасное, любить и беречь природу.

- Усваивают навыки поведения в природе.



Материал к беседе о первоцветах

- Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты. Люди, поклоняясь цветам, отдавали им дань в легендах и сказках.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы ее как-то согреть, несколько снежинок превратились в цветы подснежники.

Поэты посвящали первоцветам стихи, писатели писали поэтичные рассказы.

«Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов. И мне так хорошо было пройтись по этому лугу; я думал: «Значит, недаром неслись весной мутные потоки». Михаил Пришвин.

Знаете ли вы, что такое первоцветы?

Первоцветы - первые цветущие растения. Первыми раскрываются цветы мать - и – мачехи, сон-травы, ветреницы дубравной, ветреницы лютиковой, гусиного лука, купальницы европейской, медуницы. Позднее зацветает ландыш майский, звездчатка дубравная.

Первоцветы это не только красиво цветущие растения, радующие нас после долгой холодной зимы. Многие из них являются лекарственными растениями.

С первоцветов собирают пыльцу пчёлы и бабочки.

Но не все люди понимают, что первоцветы должны оставаться в природе, а не в букете, который через короткое время окажется обыкновенным мусором. Первоцветов становится меньше, ряд из них уже занесён в Красную Книгу!!!

Не рвите первоцветы, не покупайте букеты из первоцветов! Только все вместе мы сможем сберечь эту первую весеннюю красоту!

Знаете ли вы первоцветы?

Конкурс-викторина о первоцветах поможет лучше узнать эти удивительные цветы.

1. Какой цветок зацветает самый первый и при том без листьев? (Мать - и - Мачеха)

2.Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыши)

4. Из под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

5. Как грустно - сто лет без движенья,

В воду глядеть - на свое отраженье,

Свесила гибкие ветви с обрыва

Нежная, тихая, грустная …(Ива)

6. В какой цветок - символ чистой и нежной любви превратились слёзы водной царицы Волховы? (Ландыш)

Памятка о биологических особенностях первоцветов

(материал к экскурсии студентов МГПУ им. Шамякина)

Первоцветы. Этим именем любовно называют растения, развивающиеся под снегом: пролеску сибирскую, чистяк весенний, хохлатки, гусиные луки, ветреницы и др. Впрочем, говорить о том, что развитие «подснежников» начинается под снегом, было бы неправильно. Скрытое от глаз наблюдателя в подземных органах, оно начинается с лета предыдущего года.

Время надземного существования эфемероидов очень коротко, и развитие их идет чрезвычайно быстро. За 1,5–2 весенних месяца растения успевают сформировать листья, отцвести и дать плоды. И уже к концу весны, дав начало новому поколению, они отмирают в надземной части. Такая необычная ритмика развития на первый взгляд кажется необоснованной – в начале лета в лесу наиболее благоприятные климатические условия. Но подснежники торопятся пройти все подготовительные стадии заранее и зацвести сразу после таяния снега. К чему такая спешка, ведь жизнь в это время сложнее? Однако это оправданно. Период, который используют эфемероиды для активной жизнедеятельности, – самое светлое время в лесу. Обилие света покрывает другие недостатки, позволяет эфемероидам активно осуществлять фотосинтетические процессы и быстро развиваться.

Период развития в начале лета сменяется глубоким физиологическим покоем, связанным с резким замедлением всех процессов жизнедеятельности. Но уже к концу лета начинается подготовка к весеннему цветению. В подземных органах (клубнях, луковицах, корневищах) происходит формирование органов возобновления. Осенью эти процессы продолжаются, и у некоторых видов окончательно формируются зачаточные цветки с пыльцой и семяпочками. При благоприятных условиях побеги появляются над поверхностью почвы. Но низкие осенние температуры тормозят дальнейшее развитие эфемероидов. Наступает следующий этап органического покоя. Если в это время эфемероиды перенести в комнату, их нормальное развитие прекратится – они будут карликовыми и уродливыми. Только после длительного воздействия низких температур, к середине зимы, растения полностью подготовятся к весенней вегетации, и органический покой перейдет в вынужденный. К концу зимы даже слой снега не сдерживает их развития – “подснежники” начинают расти.

Чистяк весенний. Свое название это растение получило от слова “чистить”, потому что люди с помощью его листьев пытались избавиться от бородавок. Найти это растение во время экскурсии не составит большого труда. Еще не успеет земля как следует освободиться от снега, просохнуть, а все лесные полянки, опушки и днища балок уже пестрят желтыми картинками чистяка. Внешние признаки чистяка за время цветения сильно изменяются, и это может быть использовано учителем для показа одной из особенностей весенних эфемероидов – быстрого развития и замедленного роста.

Определяющим экологическим фактором в развитии весенних растений в лесу является свет. Весной, когда на деревьях еще нет листьев, он свободно проникает под полог и вызывает бурное цветение всех «подснежников», в том числе и чистяка. Первыми из-под снега появляются цветоносы с зачаточными бутонами. Они быстро увеличиваются в размерах за счет запаса питательных веществ в подземных органах, и цветение начинается еще до того, как стебли и листья достигают полного развития. Поэтому чистяк в начале цветения очень мал: 1–2 листочка и цветонос с относительно крупным цветком. Но уже через 2 недели размеры растения увеличиваются в несколько раз, и в высоком растении с многочисленными листьями и цветками мы не узнаем «торопыгу-чистяка». В это время в листьях активно идут процессы синтеза органических веществ. Фотосинтетический аппарат эфемероидов совершенен: по количеству усвоенной солнечной радиации они превосходят многие другие растения. Это позволяет в короткий срок сделать запас питательных веществ в подземных корнеклубнях. Эти запасные вещества будут использованы только на следующий год весной. Ученикам можно предложить рассмотреть метаморфозы придаточных и боковых корней, определить запасные вещества с помощью йода (реакция на крахмал); изучить строение цветка; обратить внимание на нектарники.

Подобно чистяку, сильно изменяются во время цветения и другие раннецветущие растения: пролески, фиалки и др.

Другой лесной эфемероид – хохлатка – является представителем семейства Дымянковые. Как и все эфемероиды, хохлатка имеет подземное вместилище питательных веществ – округлый желтоватый клубень-луковицу размером с вишню. На верхушке расположена крупная почка, которая обычно начинает расти еще осенью и достигает поверхности лесной подстилки. Дальнейшее развитие растения тормозится наступающим похолоданием. С приходом весны из этих почек появляются стебли с изящными резными листочками и кисти цветков чисто белой, лиловой, голубой или желтой окраски. На поляне, где растут хохлатки, можно организовать с детьми интересные наблюдения над приспособлением растений к перекрестному опылению.

Цветки хохлатки имеют своеобразное строение: верхний лепесток сильно вытянут и образует длинную, замкнутую на конце трубку – шпору. Рассмотрев шпору внутри, можно увидеть каплю нектара, который выделяют железки, лежащие у основания тычинок. Нектар привлекает насекомых-опылителей. Но добраться до него могут только насекомые с длинными хоботками: пчелы, шмели, некоторые виды бабочек. Правда, эти универсальные опылители довольно редки ранней весной, и поэтому опыляют хохлатку, как правило, самцы комаров и мухи-журчалки. После опыления образуются плоды – вытянутые двустворчатые коробочки с блестящими черными семенами. Их созревание происходит у хохлатки раньше, чем у других весенних растений. Единственными расселителями хохлаток являются муравьи, привлеченные белыми мясистыми придатками на семенах – элайосомами. Вегетативное размножение у этого вида отсутствует, и молодое растение появляется только из семян. Пройдет несколько лет, прежде чем молодая хохлатка разовьет крупный клубенек и подготовится к первому цветению.

Во время экскурсии в лес нередко можно встретить и представителей семейства Лилейные – пролеску сибирскую. Пролеска едва ли не самой первой из всех лесных раннецветущих растений раскрывает свои цветки – нежно-голубые или синие, очень изящные. На экскурсии иногда могут попадаться очень бледные и даже белые или темно-синие цветки. Наблюдение за ними позволит познакомить школьников с еще одной биологической особенностью весенних растений – полихромностью – варьированием окраски цветков у одного вида. Температурные условия в разные весны неодинаковы, и это отражается на внешнем облике цветков. Причина этого заключается в том, что пигменты-антоцианы, определяющие окраску цветков, образуются в больших количествах при более низкой температуре и интенсивном освещении. Вот почему в прохладные весны пролески и другие растения с сине-фиолетовыми цветками будут ярче, чем в теплые и, казалось бы, более благоприятные. Следует обратить внимание и на особенности плодоношения пролесок. Мясистая коробочка, образующаяся на месте цветка, содержит крупные и тяжелые семена. Тонкий цветонос не выдерживает их тяжести и полегает в подстилку, где и дозревают семена. Это имеет и приспособительное значение, т.к. подстилка смягчает температурные колебания и ускоряет созревание семян, а наличие у них элайосом обеспечивает распространение муравьями.

Рябчик русский. Это представитель семейства Лилейные. Как и большинство других эфемероидов, рябчик имеет небольшое количество цветков (1–4), но более крупных и украшенных шахматным узором, за который, наверное, это растения и получило свое “птичье” название. Впрочем в народе, из-за колокольчатого по форме цветка, его называют просто колокольчиком. Листья у этого растения линейно-ланцетные с мутовчатым или супротивным расположением. Верхние листочки спирально закручены. Ими рябчик как “усиками” прикрепляется к окружающим его растениям. Семена растения созревают в декоративных крылатых коробочках. Во время короткой весенней вегетации происходит и возобновление подземных органов. Внутри материнской луковицы, состоящей из 2–3 почечных чешуй, закладываются 2 луковицы замещения.

На весенней экскурсии можно встретить и другие эфемероиды: гусиный лук желтый, сочевичник весенний, ветреницу лютиковую и др.

Фиалка. В лесу часто встречаются раннецветущие фиалки. Весной эти цветы начинают свое развитие вместе с дубравными эфемероидами, на которые в это время они чем-то похожи: небольшое количество листьев, возвышающийся цветонос, крупные цветки. И все же, фиалки принадлежат к совсем другой по ритму развития группе – длительно вегетирующим видам растений. Когда эфемероиды, рассеяв семена, уже отмирают в надземной части, стебли и листья фиалок достигают максимальных размеров. Этот облик остается неизменным летом и осенью, а некоторые виды, например фиалка удивительная, даже могут перезимовать с зелеными листьями. Различать фиалки довольно сложно, но при некоторой тренировке можно заметить разницу в сроках цветения, окраске венчика и даже в запахе.

Есть у фиалок и еще одна особенность. В течение весны у некоторых из них развиваются два типа цветков. Сначала появляются цветки крупные, хорошо развитые, ярко окрашенные, часто с приятным запахом, но, как правило, бесплодные. Позднее на коротких цветоносах появляются невзрачные, мелкие, нераскрывающиеся цветки, называемые клейстогамными. В них происходит самоопыление, и крошечный цветок превращается в крупную коробочку. Цветонос к этому времени удлиняется и под тяжестью коробочки зарывается в подстилку, где созревают и рассеиваются семена. Однако прорастанию семян фиалок часто препятствует слой опавших листьев. Поэтому у лесных видов развито вегетативное размножение.

Ранней весной деревья кажутся голыми и безжизненными, и только мокрые подтеки на стволах говорят о начале сокодвижения, т.е. о возобновлении активных жизненных процессов. Несмотря на то, что корни поставляют воду в стебли в течение всего вегетационного периода, вытекание сока происходит только весной. Совместно с учителем ученики должны объяснить это явление. Развитая корневая система деревьев и кустарников поставляет воду в количестве, необходимом для всей кроны, а т.к. листья еще не сформировались, избыток воды создает большое давление и часть сока изливается через раны и трещины в коре.

Безлистные деревья – удобный объект для повторения программного материала о строении листовых и цветочных почек, защитной роли почечных чешуек и покровных тканей. Но особенно интересны для школьников наблюдения за деревьями и кустарниками в пору их цветения, когда можно проследить за приспособлениями к разным способам опыления.

Раньше всех в безлистном лесу зацветает ольха черная. Педагогу следует обратить внимание учеников на то, что столь раннее цветение (так же как у эфемероидов) обусловлено особенностями их развития. Как только осенью заканчивается листопад, на деревьях ольхи становятся заметными будущие соцветия: мужские – сережки и женские – шишечки. Они появились еще летом, но были невелики и малозаметны среди листвы. Кожистые, плотные, а на женских шишечках даже одревесневшие, чешуи защищают зачатки цветков. Чтобы застать ольху в цвету, весеннюю экскурсию следует проводить очень рано, ведь небольшого весеннего тепла бывает достаточно для начала ее цветения. В сухую погоду чешуи мужских сережек раздвигаются, открывая невзрачные цветки, и ольха, как говорят, начинает «пылить», отдавая во власть ветра сухую легкую пыльцу. Пыльцы выделяется огромное количество, она долго сохраняет жизнеспособность и много раз переносится с места на место.

Познакомившись с этими особенностями ольхи, учащиеся должны без труда определить единственный способ ее опыления – с помощью ветра. Даже если сережки ольхи посещают пчелы (а во время экскурсий можно увидеть, как они собирают пыльцу с ольхи), перекрестного опыления не происходит, т.к. сухая пыльца не прилипает к телу насекомых.

Эстафету цветения у ольхи принимает ива. Еще зимой, во время кратковременных оттепелей, выбросили ивы свои пушистые сережки, но зацветут они после ольхи. Цветки у ивы раздельнополые, совсем лишены околоцветника. Только у основания цветка есть небольшая чешуйка, покрытая длинными волосками. Воздушная прослойка, образующаяся между ними, – единственная защита цветков в трескучие февральские морозы. Но, несмотря на невзрачность цветков, соцветие ивы посещает масса насекомых (до 80 разных видов), привлеченных обильным нектаром и пыльцой. Ивы двудомны, разнополые соцветия находятся на разных деревьях. Во время экскурсии можно отыскать мужские и женские особи (тычиночные сережки более крупные) и наблюдать за опыляющими их насекомыми.

На полянах, на почвах, иссушаемых жаркими лучами солнца, царствуют полыни и злаки. Эти растения неброски. И лишь весной радуют глаз обилием красок. Чуть стаял снег, и уже рассыпались по открытым склонам нежно-лиловые брандушки. Немного позднее зацветая украшают поляны изящными звездочками гусиные луки, лиловые ирисы, синие фиалки.

Трудно найти педагогу лучшую возможность показать своим ученикам красоту родной природы, удивительное совершенство ее творений. На весенней экскурсии в природу следует уделить внимание и эстетическому воспитанию учащихся. Не менее важно познакомить учащихся и с теми особенностями раннецветущих растений, которые не всегда бросаются в глаза, но способствуют глубокому пониманию сложности и гармоничности растительного организма, необходимости бережного отношения к нему.

Таких особенностей немало. Прежде всего это необычная ритмика развития весенних растений. Если внимательно пронаблюдать за их жизнью в течение нескольких месяцев, то можно обнаружить, что большая часть растений открытых мест – коротковегетирующие. С наступлением лета все они постепенно отмирают в наземной части, переживая неблагоприятный сезон в виде подземных органов или семян. Эти растения принято делить на три группы: эфемеры, эфемероиды, гемиэфемероиды. Познакомимся с ними более подробно.

Легче всего увидеть на полянах многочисленные невысокие (3–15 см) однолетние растения – эфемеры, часто образующие скопления и сплошь покрывающие почву. Скорость развития этих растений просто удивляет. Только-только оттаяла почва, а эфемеры уже покрыли ее цветущим ковром. За короткие 2–3 недели они успевают прорасти из семян, развить листья и стебли, сформировать цветки и зацвести, а еще через неделю созревают и рассеивают семена. В начале лета среди разросшихся злаков очень трудно найти засохшие эфемеры. В лесу эти растения практически не встречаются, т.к. из-за плотной лесной подстилки здесь очень затруднено семенное размножение. А вот на полянах в изобилии встречаются такие эфемеры, как веснянка весенняя, незабудка мелкоцветковая, костенец зонтичный и др. Слабая поверхностная корневая система способна обеспечить эфемеры влагой только весной, когда почва насыщена талыми водами. Чтобы успеть за короткий период пройти весь жизненный цикл, эфемеры начинают прорастать при низких температурах и хорошо выдерживают заморозки. В отличие от коротковегетирующих многолетников – эфемероидов, эфемеры не имеют запасающих подземных органов, а значит и возможности ускорить начало цветения за счет запасных питательных веществ. Необходимый для цветения пластический материал создается весной, и цветки появляются только после окончательного формирования листьев и стеблей. Это одно из отличий эфемеров от эфемероидов, имеющих безлистные цветоносы.

Цветки эфемеров мелкие и невзрачные, да и насекомых-опылителей во время их появления еще нет. Именно поэтому среди эфемеров широко распространено самоопыление, в результате которого каждое материнское растение становится родоначальником большого “семейства” (популяции). В таком “семействе” все растения повторяют признаки исходной материнской особи. Отсюда у эфемеров межпопуляционная изменчивость морфологических признаков (полиморфизм). Во время экскурсии необходимо обратить внимание на самоопыляющиеся растения и попытаться отыскать отличия у разных популяций (семей) одного вида эфемеров.

Как же сформировалась эта интересная группа? Ученые по этому поводу еще не пришли к единому мнению. Наиболее популярна гипотеза о том, что эфемеры произошли от мезофильных (влаголюбивых) однолетников. Приспособившись к жизни весной, они приобрели ускоренный ритм развития и холодостойкость, а степные и пустынные условия произрастания потребовали дополнительных приспособлений, ограничивающих испарение влаги: уменьшение поверхности листьев, появление воскового налета и опушения. Эту гипотезу подтверждает облик эфемеров, которые часто имеют розетку более крупных прикорневых листьев и уменьшающиеся к верхушке стеблевые листья. Вероятно, что в процессе онтогенеза (индивидуального развития) эфемеры проходят этапы своего исторического развития от крупных мезофильных листьев к мелким ксерофильным (засухоустойчивым). Эфемеры – наиболее эволюционно продвинутая жизненная форма. В основе их ускоренного развития (2–3 недели) лежит сокращение фаз онтогенеза. Укорочение междоузлий приводит к формированию прикорневой розетки и быстрому увеличению фотосинтезирующей поверхности. Короткий цветонос, небольшое количество цветков, быстрые процессы опыления, оплодотворения, развития семени и плода не требуют большого количества энергетического материала. Все это вместе взятое позволило эфемерам освоить новую экологическую нишу в степной и пустынной зонах, где они не имеют конкуренции со стороны других видов ранней весной.

Как бы то ни было, но в настоящее время эфемеры удивительно приспособлены к жизни в сложных условиях весны. Неслучайно первым растением, давшим плоды в космосе, стал эфемер арабидопсис (резуховидка).

Наиболее доступным объектом для изучения биологических особенностей эфемеров является рогоглавник серповидный. Он произрастает в различных экологических условиях, но чаще всего на выбитых пастбищах, вдоль дорог, на развеваемых песках и др. Это невысокое (2–8 см) растение с прикорневой розеткой из небольшого числа пальчато-3-раздельных листьев. Несколько цветоносов имеют одиночные, мелкие, со светло-желтыми лепестками цветки. Ученикам можно предложить рассмотреть строение цветка и плода (многоорешек). Особый интерес представляет изучение особенностей строения орешков в популяциях с разными экологическими условиями. Можно провести фенологические наблюдения за развитием рогоглавника. Он растет буквально повсеместно, и на эту работу потребуется немного времени. По окончании экскурсии учащиеся с помощью учителя делают выводы.

Не менее характерным эфемером является веснянка весенняя. Она предпочитает легкие песчаные почвы, где сразу после таяния снега образует нежный коврик из мелких светло-зеленых прикорневых розеток. Кажется, что земля как бы посыпана мукой. Все развитие веснянки проходит в считанные дни. Плоды-стручочки. Более убедительно продемонстрировать биологические особенности эфемеров позволяют фенологические наблюдения. Обычно они состоят из следующих этапов:

  • извлечение растения из почвы;

  • измерение корневой системы и надземной части;

  • подсчет урожайности (количество бутонов, цветков и плодов);

  • рассмотрение и изучение строения цветка под лупой.

На весенней экскурсии можно познакомить учащихся с группой эфемероидов. Это многолетники с подземными запасающими органами, по ритму своего развития близкие к эфемерам. Они начинают активно развиваться сразу после таяния снега и к началу лета, после того как образуются семена, отмирают в надземной части.

Во время экскурсии будет интересна встреча с эфемероидом  брандушкой разноцветной. Чтобы отыскать этот цветок, надо отправиться в степь, едва только сойдет снег. Здесь, на глинистых участках, покрытых остатками прошлогодней травы или совсем голых, раскрывает свои нежно-лиловые или розовые цветки брандушка.

По своим размерам растение невелико, всего 10–12 см, из которых 6–7 см приходится на надземную часть цветка. Узкие листья, отходящие от короткого стебля, прикрываются воронковидным венчиком, и порой кажется, что цветок растет прямо из-под земли. Рассмотрев несколько цветков брандушки разного возраста, познакомьте учащихся с явлением возрастной разнополовости – протогинией. Сначала, когда цветок только начинает распускаться, в нем функционирует только пестик, у его основания на коротких ножках лежат еще несозревшие пыльники. Цветки издают в это время сильный аромат и опыляются пчелами, которые с пыльцой прилетают с более зрелых растений. Это физиологически женская стадия в развитии цветка. После опыления начинают удлиняться нити тычинок, лепестки венчика раскрываются шире и тычинки с лопнувшими пыльниками выставляются наружу. Наступает новая стадия развития – мужская.

У брандушки имеется своеобразный подземный орган – клубнелуковица, которая отличается от обычной луковицы сильно разросшейся, клубневидно утолщенной стеблевой частью и отсутствием сочных листовых чешуй.

Во время экскурсии отыщите и представителей группы гемиэфемероидов. Это, как и эфемероиды, многолетники, рано начинающие свое развитие и цветение, но отмирающие в надземной части не в начале лета, а позднее на 1–1,5 месяца.

Во второй половине мая по склонам, в отводкам балок, на опушках лесов можно отыскать цветущий гемиэфемероид, ставший чрезвычайно редким, – пион тонколистный. Из-за необычного вида перисто-расчлененных листьев, придающих растению своеобразный “лохматый” вид, народ дал пиону очень выразительное название – “лохмач”. В стадии бутонизации листья пиона сосредоточены в верхней части стебля и растение внешне напоминает хвощ. Побеги образуют куртины, издали похожие на крупные зеленые шары, возвышающиеся над другими степными растениями. Размеры куртин и количество стеблей в них зависят от возраста: взрослые особи имеют по 25–30 стеблей, почти каждый из которых весной украшается крупным ярко-красным или темно-пурпуровым цветком. Если учесть крупные размеры стеблей и самих цветков (до 8–10 см в диаметре), то можно понять восхищение тех, кто видел цветущий пион в природе. Ученикам можно предложить рассмотреть строение цветка, обратив внимание на постепенный переход ассимиляционных листьев в элементы околоцветника, и провести наблюдения за различными видами насекомых, посещающих цветки. По своей декоративности это растение не уступает садовым культурам. Именно поэтому садоводы-любители стремятся перенести пион на свой приусадебный участок. В последнее время это явление стало массовым. С одной стороны, это способствует расселению пиона и украшению наших деревень и сел, с другой – приводит к уничтожению природных популяций пиона, и без того страдающего от массового сбора на букеты и нерегулируемого выпаса скота. А ведь это одно из древних растений нашей флоры, а значит наиболее ранимое и болезненно переживающее внешние воздействия.

Целый ряд гемиэфемероидов принадлежит к семейству лютиковых. По склонам балок среди кустарников, по луговым степям и лесным опушкам встречается ветреница лесная. Ветреница – корневищное растение, и поэтому всегда растет небольшими семьями – куртинами, которые удалены друг от друга на большие расстояния. Найти такую семью всегда большая радость, т.к. растения эти на редкость привлекательны. Молочно-белые, крупные (3–7 см в диаметре) цветки поодиночке располагаются на длинных неолиственных цветоносах. Порывы весеннего ветра порой очень сильно раскачивают неустойчивые стебли, но цветки не теряют декоративности.

Во время весенней экскурсии обратите внимание на почти полное несовпадение видового состава луговых и лесных растений. На первый взгляд это кажется странным, ведь количество света, тепла и влаги в почве весной почти одинаково в лесу и на лугу. Но оказывается у различия этого глубокие корни. Одни – лесные аборигены, которым важнее всего обилие света весной в безлистном лесу, другие, в большинстве своем,– пришельцы из жарких средиземноморских пустынь, жизнь которых тесно связана с кратковременной весенней влагой. Таким образом, группы коротковегетирующих весенних растений сформировались далеко друг от друга в разных условиях.

Наблюдая за весенней природой приходит мысль о чрезвычайной ранимости растений и о том, что любое вмешательство в нее, даже самое безобидное на первый взгляд, может обернуться бедой. Неслучайно из года в год удлиняются списки редких и исчезающих растений. Особенно много их среди раннецветущих видов, часто являющихся декоративными. Все они имеют различный охранный статус.

Часть весенних растений уже внесена в сводки по редким и исчезающим растениям. К числу редких и исчезающих видов флоры, нуждающихся в охране, можно отнести: адонис весенний, астрагал Цингера, брандушка разноцветная, василек сибирский, гиацинтик беловатый, пион тонколистный, прострел чернеющий, рябчик русский, рябчик шахматовидный, тюльпан Геснера, тюльпан двуцветковый, фиалка донская. Численность этих редких видов резко сокращается из-за уничтожения их естественных местообитаний и истребления на букеты.

Целый ряд видов весенних растений пока еще имеет достаточно широкое распространение и обилие в местах произрастания, но в перспективе их численность может резко сократиться из-за неумеренного сбора на букеты. К этой группе прежде всего относятся: ландыш майский, пролеска сибирская, герань линейнолопастная, хохлатка плотная и др.

Сохранение этих растений возможно только при совместных усилиях людей. Главным пропагандистом и популяризатором знаний о редких и исчезающих растениях должен быть учитель и его ученики, помогающие и понимающие важность их в жизни природы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!