СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка с использованием здоровьесберегающей технологии

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Имя прилагательное"»


Урок по теме «Имя прилагательное»


Цель урока: обобщение знаний о прилагательном.

Результаты освоения учебного материала урока.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • распознавание прилагательных в тексте;

  • определение признаков прилагательных;

  • построение речевых высказываний с употреблением прилагательных разного вида.

Личностные УУД:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль прилагательного в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .

Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;

  • владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД;

  • находить ответы на вопросы ;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах и малых группах.


Ход урока.

1.Оргмомент.

Учитель: Дети добрый день! Давайте поприветствуем друг друга ,взявшись за руки. (Ученики берут соседа по парте за руки)Почувствуйте тепло рук своего одноклассника, зарядите друг друга положительной энергией и пожелайте всего самого хорошего! Давайте опишем сегодняшний день.(Солнечный, ясный, теплый)

Какие слова мы использовали, чтобы охарактеризовать его, к какой части речи они относятся?(имя прилагательное)

Сегодня на уроке мы повторим все по теме : «Имя прилагательное», закрепим умения и навыки распознания всех признаков прилагательного, обобщим все, что мы узнали об этой части речи.

Это цель нашего урока.

А девизом нашего урока будут служить следующие слова “Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает”.

Далее в путь к теме урока. Не будем хныкать, и скучать, будем изучать.

Сегодня на уроке мы ещё раз прикоснёмся к этим сокровищам русского языка, вспомним некоторые из пословиц.

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!


2.Чистописание

 - Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. Запишите дату и вид работы.

 На доске записаны слова:

сл...за, гл...за, б...лит,л…сной,

- Прочитайте слова, вставьте пропущенные буквы. Какие буквы являются орфограммами данных слов?

3.  Посмотрите вокруг (на стенах, на шкафах развешаны карточки со словами).

- Какие слова вы увидели?

- Что вы о них можете сказать?


Заботливый.

Здоровый.

Сильный.

Ленивый.

 

Активный.

Спокойный.

Бледное.

Спортивный.

- Слова какой части речи перед вами?

- Какое слово лишнее? Почему?

- На какие группы вы разделили эти слова?

Составить с ними предложение.

 

4.Актуализация знаний.

Работа с тестом


Значение осанки в жизни человека.

Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась костной. Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда в старшем возрасте не будут мучить боли в пояснице, спине. (Выписать прилагательные)

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

С.А.Есенин

- Благодаря каким словам мы наглядно увидели картину и прониклись веселым настроением? (Благодаря красивым словам - прилагательным)

- Попробуйте прочитать стихотворение без прилагательных



-Для чего нужны прилагательные в художественной речи?

( Имена прилагательные придают речи точность, , выразительность, образность, яркость, настроение. . Без прилагательных наша речь была бы похожа на картину, написанную серыми красками.)

-Что такое эпитет?

Эпитет – это художественное определение предмета или явления. В художественных произведениях эпитет помогает живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему. 

 5. Физминутка:

Учитель: « Ребята, я буду называть прилагательные, а вы с помощью пантомимы будете это слово изображать». Дети стоя стараются показать предложенное:



СЛАБЫЙ ВЕТЕРОК

БУРНОЕ МОРЕ

РАДОСТНАЯ ВСТРЕЧА

ПРОЩАЛЬНЫЙ ЖЕСТ

ЖАРКИЙ ДЕНЬ

СОННОЕ СОСТОЯНИЕ

ЛЁГКИЙ БЕГ

ПРЕКРАСНОЕ НАСТРОЕНИЕ



А сейчас развиваем память, расширяем свой словарный запас. Записать словосочетания, которые запомнили, указать род.


6. Поисковая работа

Ученик заранее подготовил полезное сообщение о здоровье.

Сохрани своё зрение

Для сохранения хорошего зрения важно сидеть правильно, не наклоняясь низко над книгой или тетрадью. Если книга и тетрадь находятся на очень близком расстоянии от глаз, это вредно для зрения. Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперёд. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30 – 35 см от глаз, не ближе. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

Так ребята сели ровно, спинки выпрямили, стульчики подвинули .Вспоминаем пословицы и поговорки о здоровье. Разделимся на команды. Учащиеся дают название своим командам, всего три команды. Учащиеся называют половицу и получают один балл, чем больше пословиц, тем больше баллов. Второе задание объяснить значение одной пословицы. Третье задание отгадать загадки о спорте.

7.Творческая работа:

Пословицы и поговорки о здоровом образе жизни:

«Пешком ходить — долго жить»;

«Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест»;

«Здоров на еду, да хил на работу»;

«В здоровом теле, здоровый дух»;

«Поешь рыбки — будут ноги прытки»;

«Гречневая каша — матушка наша, хлебец — кормилец»

Загадки про спорт и здоровый образ жизни

Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!
(Спортзал)


Работа в группах

Перед вами три иллюстрации. Задача первой группы описать картину не используя имена прилагательные, 2 группа – использует как можно больше прилагательных при описании картины, 3 группа – использует немного .Сравнить получившиеся тексты.(Текст ,где больше прилагательных, получился красочный.)


8.Подведение итогов:


Молодцы! Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Оценку пять получают члены команды, которая выиграла в конкурсе.

(Выставление оценок)

8.Домашнее задание:

1.Написать сочинение - миниатюру “Весна в моем дворе”.

2.Написать загадки и пословицы о здоровье.

9.Рефлексия


- Кто больше подберёт прилагательных к слову настроение?

Какое настроение у вас было на уроке?

Что нового и интересного вы узнали?

Если вам все понравилось поднимаете зеленые кружочки, если было интересно -желтые, а если что-то не понравилось –красные.