Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное»
3 класс
Цель урока: повторить и систематизировать знания об имени прилагательном, развивать словарный запас слов.
Задачи урока:
Образовательная– на основе повторения и обобщения изученного материала углубить знания об имени прилагательном.
Развивающая- развивать логическое и критическое мышление, умение работать с опорным конспектом.
Воспитательная- воспитывать чувства коллективизма, товарищества и взаимовыручки, прививать любовь к русскому языку.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Создание проблемных ситуаций, работа с опорными схемами.
Оборудование: компьютерная презентации, интернет- иллюстрации, карточки со словами.
Ход урока:
Организационный момент:
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи- свое место!
А девиз у нас какой? Все что надо, под рукой!
Открываем тетради и записываем число, классная работа. На какие орфограммы нужно обратить внимание в этих словах (безударные гласные, мягкий знак- показатель мягкости, удвоенная согласная)
На доске записана пословица, спишите в свою тетрадь, вставьте пропущенные буквы. Давайте проверим друг у друга (тетради передаются в группе по часовой стрелке) какие же буквы необходимо было вставить? По одному слову комментирует каждая группа. Объясните смысл этой пословицы. Найдите слова, которые характеризуют весну и осень (красная, голодная, дождливая, сытная). К какой части речи относятся эти слова? (прилагательные) Какая тема нашего урока? ( Имена прилагательные)
Да, но работать мы будем в группах, от работы каждого, зависит результат всей команды. У каждой группы будет шар своего цвета. И первое задание- аукцион. Придумайте как можно больше прилагательных к своему шарику, побеждает та команда, которая последняя назовет слово.
Мы сегодня говорим о прилагательных, на доске различные карточки, уберите те, которые не относятся к имени прилагательному.
Прилагательное одушевленное м.р. ж.р. ср.р.
ед.ч. мн.ч. неодушевленное собственное нарицательное
предмет признак предмета что? кто? самостоятельная часть речи
какой? какая? какое? какие? действие лицо указывает на предмет
Давайте проверим, что здесь «лишнее»? Каждая группа называет по одному «лишнему» признаку.
прилагательное
самостоятельная часть речи
признак предмета
какой? какая? какое? какие?
мн.ч. ед.ч.
м.р.
ж.р.
ср.р. Правильно, а сейчас по этой схеме сформулируйте что же такое Имя прилагательное? (ответы детей)
Образовать прилагательные от имен существительных. (По кругу каждый ученик записывает по одному слову, передает листок дальше). Давайте проверим, что у вас получилось? (Зачитывают по одному слову по кругу.)
Вода- облако-
Гриб- весна-
Дождь- публика-
Лес- солнце-
Цвет- ночь-
Лев- небо-
Машина- хлеб-
Колокол- чудо-
Опыт- город-
Малина….., а клюква ……..(сладкая, кислая)
Фея…………, а колдунья………(добрая, злая)
Декабрь……..,а июль………..(холодный, жаркий)
Мальчик………,а дедушка………..(молодой, старый)
Море………..,а озеро……………(теплое, холодное)
Мороженое………..,а лекарство………..(сладкое, горькое)
Брюки…….., а лосины………..(широкие, узкие)
Туфли……….,а босоножки………..(открытые, закрытые)
Посмотрите на слова, которые вы записали, определите род у прилагательных, как это можно сделать? (по существительному). Как называются эти слова (антонимы).
Вам надо выписать только окончания прилагательных. Взаимопроверка, ответы на экране.
Ранней весной прилетают к нам веселые скворцы. Зимовали они в теплых краях. Там наслушались пения других птиц и повторяют их голоса. Скворцы могут копировать голоса разных зверей и любого человека. Так что ты можешь услышать от скворца песню какого-нибудь африканца.
(ей; ые; ых; их; ых; ого)
Прекрасная, солнечная, морозная (погода)
Сладкий, яблочный, шоколадный (пирог)
Белые, легкие, пушистые (облака)
Свежая, русская, интересная, ежедневная (газета)
Проверяем, что же вы записали. На экране появляются слова. Поставьте себе оценку.
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- качнулась и присел
И к цветочкам полетела.
Давайте поиграем в игру «Угадай». Команда должна описать предмет так, чтобы другая команда догадалась о чем идет речь (учитель раздает карточки со словами: шоколад, мяч, ручка для письма, телевизор). Но использовать можно только прилагательные побеждает та команда, которая точнее опишет предмет.
Вы сейчас называли прилагательные, напомните, на какие вопросы они отвечают? (какой? какие? какое? какая?). Правильно, а сейчас запишите в тетради словосочетания с прилагательным:
-Берлога, принадлежащая медведю (медвежья берлога)
-Валенки, принадлежащие дедушке (дедовы, дедушкины валенки)
-Голоса птиц (птичьи голоса)
-Платье мамы (мамино платье)
-Яйцо, которое снесла курица (куриное яйцо)
Проверяем по монитору, на экране поочередно появляются ответы. На какие вопросы отвечают эти прилагательные?
Чей? Чья? Чьи? Чье?
Что обозначают такие прилагательные? (Признак предмета по принадлежности чего-либо человеку или животному). Таким образом, перечислите все вопросы на которые могут отвечать прилагательные? ( На экране появляется таблица)
Прилагательные
какой? какие? чей?
какая чья?
какое? чье?
чьи?
Начальная форма ( м.р., ед.ч.)- прилагательное
Постоянные признаки-------------
Непостоянные признаки: число, род (в ед.ч )
Составьте любое словосочетание, запишите в тетрадь и сделайте морфологический разбор прилагательного в тетради. (Выборочно осуществляется проверка классной работы)
Посмотрите за окно? Какое время года сейчас? (Весна). Посмотрите на экран (слоги на фоне природы с изображением весеннего пейзажа), составьте из данных слогов слова, запишите их в тетрадь. Проверяем, что же записали. Какая команда справилась быстрее
Вес шла на при ник под снеж ве рок те неч сол ный крас пре ный
(Весна, пришла, подснежник, ветерок, прекрасный, солнечный).
На экране вы видите схему:
Сегодня узнал(а), открыл(а) для себя
Я вспомнил(а)
на уроке
могу похвалить себя и своих одноклассников за….
Подводится итог урока, оценивается результат. Кто набрал наибольшее количество шариков (за правильные ответы выдавался шарик), тот и получает «5».
Домашнее задание: используя слова из слогов написать и оформить текст о весне.
Вода- облако-
Гриб- весна-
Дождь- публика-
Лес- солнце-
Цвет- ночь-
Лев- небо-
Машина- хлеб-
Колокол- чудо-
Опыт- город-