Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр творчества «Пирамида»
Муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка.
Разработка индивидуального образовательного маршрута для одаренных детей и детей с ОВЗ
Подготовила: Пинчевская П.Л.,
методист
Тимашевск,2021 г.
Данная методическая разработка разработана для педагогов дополнительного образования, которые работают с одаренными детьми и детьми ОВЗ.
Большую роль в развитии детской одаренности и талантливости играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих мастерских и объединениях, в которых ребенок начинает развитие специальных способностей, формирует специальную одаренность. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребёнка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренные дети – это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
Диагностические этапы выявления одаренных учащихся
Номинация (называние) — имена кандидатов в одаренные;
Выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности учащегося на
основании данных наблюдений, рейтинговых шкал, ответов на анкеты и т.п.;
Изучение условий и истории развития учащегося в семье, его интересов, увлечений — сведения
о семье, о раннем развитии ребенка, о его интересах и необычных способностях с помощью опросников и интервью;
Оценка учащегося его сверстниками — сведения о способностях, не проявляющихся в
успеваемости и достижениях с помощью опросников;
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов с помощью опросников, самоотчетов,
собеседования;
Оценка работ (экзаменационных в т.ч.), достижений;
Индивидуальный образовательный маршрут для одарённых детей.
Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Направления реализации | |
Содержательный | вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут |
Деятельностный | специальные педагогические технологии |
Процессуальный | организационный аспект |
Разработка и внедрение индивидуальных обучающих маршрутов учащихся
Логическая струкатура проектирования индивидуального образовательного маршрута включает в себя следующие этапы:
подготовки),
самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей
с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
конкретизация цели (выбор курсов),
оформление маршрутного листа.
Структура индивидуального образовательного
Список используемой литературы:
1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
2. Азаров Ю.Ускоренное выявление и развитие детских дарований. – М.: Воспитание школьников. 2009. №1.
3. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: / В.П. Голованов. – М.: Владос, 2004, – 239 с.
6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
8. Кутнякова Н.П. Учимся понимать детей. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 282 с.
9. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус.текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144смаршрута.
Компоненты | Содержание компонентов |
Целевой | Постановка целей, определение задач образовательной работы |
Содержательный | Отбор содержания программного материала на основе образовательной программы |
Технологический | Определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка |
Диагностический | Определение системы диагностического сопровождения |
Результативный | Формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий |
Этапы разработки индивидуального маршрута
Педагог, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут
должен действовать примерно по такой схеме:
определить уровень развития ребенка - диагностика (в т.ч. его качества и способности);
очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению;
определить время, которое должен затратить ребенок на освоение базовой
и специальной программы;
определение роли родителей;
разработка учебно-тематического плана;
определение содержания;
определить способы оценки успехов ребенка.
Очень важен и примечателен тот факт, что педагоги в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных. Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
Структура индивидуальной образовательной программы для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть представлена в следующем виде:
1. Титульный лист, который включает в себя наименование учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения на педагогическом совете (либо рецензия внешнего специалиста), согласование с родителями.
2. Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем умений и навыков, сформированных и тех, которые не сформированы в должной степени. В пояснительной записке обязательно следует указать программы, на основе которых подготовлена индивидуальная образовательная программа, а также обосновать варьирование, если имеет место перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др.
3. Содержание программы.
4. Основные требования к результатам реализации программы.
В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития.
Педагогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать:
темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы
ребенка, его возможности и поставленные цели;
и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Формы и методы занятий | Формы подведения итогов |
бенефис игра исследование наблюдение практическое занятие размышление | тренинг творческая мастерская творческий отчет экскурсия эвристическая беседа | демонстрация достижений зачетная работа концерт открытое занятие персональная выставка тесты |
Разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает, нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным ребенком других специалистов.
3. Содержание программы.
4. Основные требования к результатам реализации программы.
В данном разделе следует соотнести цель и задачи индивидуальной программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности индивидуальной программы.
Структура индивидуального образовательного маршрута:
Титульный лист (см. выше).
Перечень программ, входящих в данный индивидуальный образовательный маршрут.
Определение временных рамок реализации маршрута.
Проектирование подобного рода программ позволит создать условия для качественной индивидуализации образовательного процесса различных категорий детей с психофизическим нарушениями.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту должна включать:
особенности развития ребенка;
описание способностей и потенциальных возможностей учащегося;
особенности организации образовательного процесса;
ожидаемые результаты;
критерии результативности;
формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса.
В индивидуальном маршруте необходимо:
в зависимости от особенностей развития детей и их возможностей;
Имеющиеся материалы при необходимости размещаются в приложении к образовательной программе.
Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеучебную деятельность одарённого подростка. При-
чем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования
индивидуального образовательного маршрута.
Нормативно-правовые и организационно-педагогические
условия проектирования индивидуальных образовательных
программ и маршрутов
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования индивидуальных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», в котором отмечается, что разработка и утверждение образовательных программ относятся к компетенции образовательного учреждения (статьи 9, 32). При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый федеральным государственным образовательным стандартом для учащихся с сохранным интеллектуальным развитием. По отношению к детям с нарушением интеллекта следует ориентироваться на требования программ для С (К) ОУ VIII вида. Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать и реализовывать образовательные программы с учетом интересов и возможностей обучающихся, в том числе и индивидуальные образовательные программы. Индивидуальная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая педагогами образовательных учреждений, должна быть утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения, если составлена на основе базовой программы, так как образовательное учреждение в лице руководителя несет ответственность за содержание реализуемых образовательных программ.
Разработка и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов
для детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время идет активный процесс модернизации системы специального (коррекционного) образования в ее технологическом, содержательном и функциональном аспекте.
В этой связи одним из актуальных вопросов специальной педагогики является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Это позволяет повысить эффективность коррекционной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию данной категории детей. В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их индивидуальной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательной среды.
Индивидуальная образовательная программа – это документ, который составляется на основе базовой программы с учетом актуального уровня развития ребенка с ОВЗ. Комплекс индивидуальных образовательных программ выражает образовательный маршрут ребенка. Индивидуальная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с психофизическим нарушением по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
16