Методическая разработка к уроку обучения грамоте в 1-м классе
на тему: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].
Цели:
создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.
Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.
Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.
Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.
Оборудование учителя: схемы слогов, слов; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
а) Приветствие.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. - Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
б) Артикуляционная гимнастика.
А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание и надуем шарики. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.
У четырех черепашек четыре черепашек.
в) Составление рассказа по картине.
- Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)
II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.
1. Работа по теме «Речь».
Какой бывает наша речь?
Что такое устная речь?
Что такое письменная речь?
Из чего состоит наша речь?
Что мы с вами произносим, когда разговариваем?
Какие бывают звуки?
2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».
- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)
Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.
Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?
(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)
- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).
- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).
Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)
Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)
На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)
Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)
Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)
Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)
Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)
На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)
Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие.
III. Новый материал.
1. Введение в тему урока.
- Отгадайте загадку:
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная … (Юла).
Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).
- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.
Вывешиваю запись слова юла – йула.
- У вас получились разные записи: у кого-то – юла, а у кого-то - йула. Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])
- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)
- Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
- Как определить тему нашего урока?
- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?
2. Работа по теме урока.
- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.
Буквы Н (эн) и О играли,
У Н (эн) палочку сломали.
О к обломкам прикреплю,
Получилась буква «Ю».
На что еще похожа?
- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)
- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?
-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.
- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])
- Это первый секрет буквы. Вывод.
– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их.
- Послушайте сказку:
Жила-была юная буква Ю. Была она не просто юной, но и несмышленой, а порой и забавной. Но однажды буква Ю решила, что больше не хочет, чтобы ее называли глупой, и пошла учиться в школу юннатов. Здесь она изучала самых разных животных и растения, училась их лечить и кормить. И ей это очень нравилось.
Как-то раз шла буква Ю в свою школу юннатов, и впервые в жизни увидела юбиляра – он шел в очень красивой одежде, куче цветов руках, и счастливо улыбался. Буква Ю спросила счастливого человека, почему он так счастлив.
— Потому что у меня сегодня день рождении, да не простой, а юбилей. И мне дарят очень много самых интересных подарков и все поздравляют.
— Ой, как хорошо-то, сказала буква Ю. Поздравляю и я вас с юбилеем, уважаемый юбиляр. Пусть у вас каждый день будет счастливым.
— Спасибо тебе, буква Ю, — ответил юбиляр и подарил ей цветочек из своих букетов.
Пошла буква Ю дальше, и как всегда, около ювелирного салона остановилась посмотреть на витрину – уж очень много там было драгоценных и очень красивых ювелирных изделий. Особенно ей нравилась одна брошка, но денег купить ее у буквы Ю не было, поэтому она просто любовалась ею через стекло витрины.
Затем по дороге ей попался юрист – он был очень важен и деловит, и у него совсем не было чувства юмора, поэтому он букве Ю не нравился.
Буква Ю пришла в свою школу и рассказал друзьям о юбиляре и о том, как это хорошо, когда у тебя день рождения.
А что бы ты подарил на день рождения юбиляру на месте буквы Ю?
3.Физминутка
-Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутилась. А сейчас
Я прошу садиться вас.
4. Игра «Доскажи словечко»
1. Любят хрюшки букву Ю:
Без неё не скажешь … (хрю)
2. Я вертелась под ногами,
Очень я мешала маме.
И за это братик мой
Называл меня … (юлой)
- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)
А как звали девочку на картине? (Юля)
- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)
- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)
(Выставляю заглавную букву Ю)
5. Чтение слов с буквой Ю.
Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:
рисую – рисуют
пою - поют
играю - играют
- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)
- Какие? ([йʼу])
- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)
- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)
- Почему?
- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?
Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы. Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)
- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.
- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке?
- Чем занят ежик?
- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)
2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.
- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)
- Что шьет еж?
- Кого он одевает?
-Прочитаем текст еще раз.
- В каких словах встретилась буква Ю?
- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)
- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).
3. Физкультминутка.
- Вышли мышки как-то раз
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).)
Посмотреть, который час.
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс)
Раз-два, три-четыре,
(Два хлопка справа, два хлопка слева)
Мыши дернули за гири.
(Руки вверх-вниз)
Вдруг раздался страшный звон,
(Четыре хлопка над головой)
Убежали мышки вон.
4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.
- Какой момент изображен на иллюстрации?
- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)
- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).
- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)
- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).
- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)
(Выставляю портрет С.Я. Маршака)
- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)
- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)
- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?
- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?
- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.
5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука.
- Оцените себя.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Какая цель была на уроке?
- С какой новой буквой познакомились?
- Почему она особенная (хитрая)?
- Что интересного узнали об этой букве?
- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю?
- Оцените свою работу на уроке «Наряди ёлочку» - На доске изображена ёлочка. -Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - синий.
Жила-была юная буква Ю. Была она не просто юной, но и несмышленой, а порой и забавной. Но однажды буква Ю решила, что больше не хочет, чтобы ее называли глупой, и пошла учиться в школу юннатов. Здесь она изучала самых разных животных и растения, училась их лечить и кормить. И ей это очень нравилось.
Как-то раз шла буква Ю в свою школу юннатов, и впервые в жизни увидела юбиляра – он шел в очень красивой одежде, куче цветов руках, и счастливо улыбался. Буква Ю спросила счастливого человека, почему он так счастлив.
— Потому что у меня сегодня день рождении, да не простой, а юбилей. И мне дарят очень много самых интересных подарков и все поздравляют.
— Ой, как хорошо-то, сказала буква Ю. Поздравляю и я вас с юбилеем, уважаемый юбиляр. Пусть у вас каждый день будет счастливым.
— Спасибо тебе, буква Ю, — ответил юбиляр и подарил ей цветочек из своих букетов.
Пошла буква Ю дальше, и как всегда, около ювелирного салона остановилась посмотреть на витрину – уж очень много там было драгоценных и очень красивых ювелирных изделий. Особенно ей нравилась одна брошка, но денег купить ее у буквы Ю не было, поэтому она просто любовалась ею через стекло витрины.
Затем по дороге ей попался юрист – он был очень важен и деловит, и у него совсем не было чувства юмора, поэтому он букве Ю не нравился.
Буква Ю пришла в свою школу и рассказал друзьям о юбиляре и о том, как это хорошо, когда у тебя день рождения.
А что бы ты подарил на день рождения юбиляру на месте буквы Ю?