СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку обучения грамоте в 1-м классе на тему: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку обучения грамоте в 1-м классе на тему: Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у].»

Методическая разработка к уроку обучения грамоте в 1-м классе

на тему: Буквы Юю, обозначающие звуки [й’у].


Цели:

создать условия для знакомства с функцией буквы «ю» обозначать два звука [й’], [у] в определенных позициях: в начале слова и после гласных в слове; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять функцию буквы "ю" обозначать два звука в начале слова и после гласных; выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развивать познавательные интересы, формировать определённые познавательные потребности и учебные мотивы.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.


Оборудование учителя: схемы слогов, слов; таблицы с изображением изучаемой буквы; домики (синий и зеленый) для гласных букв; дом со словами и их схемами; портрет и книги С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»; лента букв.



ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

а) Приветствие.


- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. - Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу. - Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

б) Артикуляционная гимнастика.

А теперь давайте сделаем упражнение на дыхание и надуем шарики. Молодцы! Попробуем повторить скороговорку.

У четырех черепашек четыре черепашек.


в) Составление рассказа по картине.


- Посмотрите на картинку. Чем дети заняты? Что они делают? (составление рассказа)

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Работа по теме «Речь».

  • Какой бывает наша речь?

  • Что такое устная речь?

  • Что такое письменная речь?

  • Из чего состоит наша речь?

  • Что мы с вами произносим, когда разговариваем?

  • Какие бывают звуки?

2. Работа по «ленте букв». Игра «Найди свой домик».

- Внимательно посмотрите на «ленту букв». Сколько гласных мы с вами уже знаем? (8)

Была хорошая погода и гласные буквы вышли погулять. Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, полил дождь. Буквы увидели домики и помчались к ним, но хозяин мог пустить в дом только свои буквы.

Как вы думаете, какие буквы спрячутся от дождя в синий дом, а какие в зеленый?

(В синий- а,о,у,ы,; в зеленый- е,ё,и,я)

- Какую работу выполняют гласные а, о, у, ы, ? (Заставляют согласные звуки звучать твердо).

- Какую работу выполняют гласные е, ё, и, я? (Заставляют согласные звуки звучать мягко).

  • Какие буквы мы называем «хитрыми»? (е, ё, я)

  • Почему? (Они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова или в середине слова после гласной.)

  • На какие две группы делятся согласные? (Звонкие и глухие.)

  • Какие согласные буквы имеют один звук? (ж, ш, ч, й)

  • Какие звуки у букв ж и ш? (Всегда твердые.)

  • Какой звук у букв ч и й? (Всегда мягкий.)

  • Что вы можете сказать о букве Ь? (Не имеет звука.)

  • На что он всегда указывает? (На мягкость предыдущего согласного звука.)

  • Назовите слова в которых все согласные звуки мягкие

III. Новый материал.

1. Введение в тему урока.

- Отгадайте загадку: 

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (Юла). 

Иногда эту игрушку называют и по-другому – «волчок». (На доске - предметная картинка с изображением юлы).

- Проверим, подходит ли звуковая схема к слову. Напечатайте слово у себя на листочках.

Вывешиваю запись слова юла – йула.

- У вас получились разные записи: у кого-то – юла, а у кого-то - йула. Где возникло затруднение? (При обозначении первого слога, звуков[ йу])

- Что мы должны узнать? (Какой буквой обозначить эти звуки)

Кто догадался, с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?

- Как определить тему нашего урока? 

- Какие цели надо решить на уроке, что мы должны узнать об этой букве?

2. Работа по теме урока.

- Прочитайте 1 –ый слог в слове, какую букву надо напечатать в первом слоге? Узнаем, кто был прав. Кто знает как выглядит буква Ю? На что она похожа? (Кусочек буквы Н +буква О) Правильно.

Буквы Н (эн) и О играли,

У Н (эн) палочку сломали.

О к обломкам прикреплю,

Получилась буква «Ю».

На что еще похожа? 

- Эта буква особенная, кто догадался почему? (Обозначает два звука)

- Как вы думаете, всегда ли буква ю обозначает два звука?

-Сегодня мы должны узнать, какие секреты есть у буквы, когда буква ю обозначает два звука.

- Где стоит буква ю в слове «юла»? Сколько у нее звуков? Какие это звуки? ([й] [у])

- Это первый секрет буквы. Вывод.

– Найдите картинки, в названии которых есть буква ю в начале слова. Назовите их. 

- Послушайте сказку:

Жила-была юная буква Ю. Была она не просто юной, но и несмышленой, а порой и забавной. Но однажды буква Ю решила, что больше не хочет, чтобы ее называли глупой, и пошла учиться в школу юннатов. Здесь она изучала самых разных животных и растения, училась их лечить и кормить. И ей это очень нравилось.

Как-то раз шла буква Ю в свою школу юннатов, и впервые в жизни увидела юбиляра – он шел в очень красивой одежде, куче цветов руках, и счастливо улыбался. Буква Ю спросила счастливого человека, почему он так счастлив.
— Потому что у меня сегодня день рождении, да не простой, а юбилей. И мне дарят очень много самых интересных подарков и все поздравляют.
— Ой, как хорошо-то, сказала буква Ю. Поздравляю и я вас с юбилеем, уважаемый юбиляр. Пусть у вас каждый день будет счастливым.
— Спасибо тебе, буква Ю, — ответил юбиляр и подарил ей цветочек из своих букетов.
Пошла буква Ю дальше, и как всегда, около ювелирного салона остановилась посмотреть на витрину – уж очень много там было драгоценных и очень красивых ювелирных изделий. Особенно ей нравилась одна брошка, но денег купить ее у буквы Ю не было, поэтому она просто любовалась ею через стекло витрины.
Затем по дороге ей попался юрист – он был очень важен и деловит, и у него совсем не было чувства юмора, поэтому он букве Ю не нравился.
Буква Ю пришла в свою школу и рассказал друзьям о юбиляре и о том, как это хорошо, когда у тебя день рождения.
А что бы ты подарил на день рождения юбиляру на месте буквы Ю?


3.Физминутка

-Стану я сейчас юлой.

На ноге крутнусь одной.

А теперь сменю я ножку

И на ней крутнусь немножко.

Покрутилась. А сейчас

Я прошу садиться вас.


4. Игра «Доскажи словечко»

1. Любят хрюшки букву Ю:

Без неё не скажешь … (хрю)


2. Я вертелась под ногами,

Очень я мешала маме.

И за это братик мой

Называл меня … (юлой)


- Кого называют юлой в этом стихотворении? (девочку-непоседу)

А как звали девочку на картине? (Юля)

- Что вы можете сказать об этом слове? (имя) (Звуковой анализ слова) (слайд 14)

- С какой буквы пишем имена людей? (с заглавной)

(Выставляю заглавную букву Ю)


5. Чтение слов с буквой Ю.

Крутилась, вертелась юла и попала в нашу Азбуку. Откроем книгу и прочитаем слова:

рисую – рисуют

пою - поют

играю - играют

- Сколько звуков мы слышим после гласных звуков [а], [о], [у]? (2)

- Какие? ([йʼу])

- Какой буквой обозначены эти два звука? (ю)

- Чего в этих словах больше: звуков или букв? (звуков)

- Почему?

- Обратите внимание на место буквы Ю в этих словах. Где она находится? (в середине слова и на конце слова после гласной). Какой секрет еще узнали?

Вывод: Гласная буква «ю» обозначает два звука [й’у] в начале слова и в середине после другой гласной буквы.  Раз буква Ю обозначает два звука, какая она? (хитрая)

- Оцените свою работу. Нолик с вами очень доволен.




IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Рассматривание иллюстрации на стр.171.

- Посмотрите на стр.171, рассмотрите рисунок.

- Кого вы видите на рисунке?

- Чем занят ежик?

- Назовите слова по рисунку с буквой Ю. (брюки, утюг)

2. Чтение текста внизу под иллюстрацией на стр.171.

- Прочитаем текст внизу и узнаем, кого еж одевает? (чтение)

- Что шьет еж?

- Кого он одевает?

-Прочитаем текст еще раз.

- В каких словах встретилась буква Ю?

- А теперь вспомните, как называют человека, который придумывает одежду для людей? (модельер или дизайнер)

- Дизайнеры одежды, опираясь на историю костюма, традиции разных стран, следят за появлением новых тканей, материалов, из которых создают потом модную одежду и аксессуары к ней (сумочки, брошки).


3. Физкультминутка.

- Вышли мышки как-то раз 
(«Ходьба», сидя за партой (держать осанку).) 
Посмотреть, который час. 
(Наклон головы назад, выпрямиться, руки на пояс) 
Раз-два, три-четыре, 
(Два хлопка справа, два хлопка слева) 
Мыши дернули за гири. 
(Руки вверх-вниз) 
Вдруг раздался страшный звон, 
(Четыре хлопка над головой
Убежали мышки вон.

4. Рассматривание иллюстрации на стр.170.

- Какой момент изображен на иллюстрации?

- Какую песню поет мама-мышь, укачивая своего малыша? (колыбельную)

- Как поются колыбельные песни? (тихо, ласково, спокойно).

- Кто помнит, какие колыбельные песни пели ваши мамы? Прочитаем отрывок из колыбельной песни: стр.170. (Чтение шепотом, хором)

- Ребята, может кто-нибудь знает, к какой сказке эта иллюстрация? («Сказка о глупом мышонке»).

- Кто автор этой сказки? (С.Я. Маршак)

(Выставляю портрет С.Я. Маршака)

- Почему на иллюстрации изображена кошка? (Мама-мышка пригласила её в няньки.)

- Хотите послушать отрывок из этой сказки? (прослушивание отрывка)

- Кого еще мышка-мать приглашала в няньки?

- Что случилось в конце этой сказки с мышонком?

- Если вам захочется узнать дальнейшую судьбу мышонка, то прочитайте «Сказку об умном мышонке» С.Я.Маршака.


5. Найдите слова, в которых буква «ю» обозначает 2 звука.

- Оцените себя.


V. Итог урокаРефлексия.

- Какая цель была на уроке?

- С какой новой буквой познакомились?

- Почему она особенная (хитрая)?

- Что интересного узнали об этой букве?

- Что можете сказать о гласных е, ё, я, ю? 

- Оцените свою работу на уроке «Наряди ёлочку» - На доске изображена ёлочка. -Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то повесьте на ёлочку красный шарик, если не понравилось, - синий.















Жила-была юная буква Ю. Была она не просто юной, но и несмышленой, а порой и забавной. Но однажды буква Ю решила, что больше не хочет, чтобы ее называли глупой, и пошла учиться в школу юннатов. Здесь она изучала самых разных животных и растения, училась их лечить и кормить. И ей это очень нравилось.

Как-то раз шла буква Ю в свою школу юннатов, и впервые в жизни увидела юбиляра – он шел в очень красивой одежде, куче цветов руках, и счастливо улыбался. Буква Ю спросила счастливого человека, почему он так счастлив.
— Потому что у меня сегодня день рождении, да не простой, а юбилей. И мне дарят очень много самых интересных подарков и все поздравляют.
— Ой, как хорошо-то, сказала буква Ю. Поздравляю и я вас с юбилеем, уважаемый юбиляр. Пусть у вас каждый день будет счастливым.
— Спасибо тебе, буква Ю, — ответил юбиляр и подарил ей цветочек из своих букетов.
Пошла буква Ю дальше, и как всегда, около ювелирного салона остановилась посмотреть на витрину – уж очень много там было драгоценных и очень красивых ювелирных изделий. Особенно ей нравилась одна брошка, но денег купить ее у буквы Ю не было, поэтому она просто любовалась ею через стекло витрины.
Затем по дороге ей попался юрист – он был очень важен и деловит, и у него совсем не было чувства юмора, поэтому он букве Ю не нравился.
Буква Ю пришла в свою школу и рассказал друзьям о юбиляре и о том, как это хорошо, когда у тебя день рождения.
А что бы ты подарил на день рождения юбиляру на месте буквы Ю?