СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к уроку русского языка на тему "Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к уроку русского языка на тему "Глагол"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОЛУЧСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОКА УРОКА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ



ДИСЦИПЛИНА: ОДБ.01 РУССКИЙ ЯЗЫК


РАЗДЕЛ: МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ.

ТЕМА УРОКА: ГЛАГОЛ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА.




II КУРС

ГРУППА №23

15.01.05. Сварщик (ручной и частично

механизированной сварки (наплавки)

Урок №24








Разработала:

преподаватель русского языка

Демченко Татьяна Александровна






г. Красный Луч

2021 г.

Аннотация

Прогресс неуклонно движется вперед, не обошел стороной он и образование. Применение ИКТ, владение ПК и многое другое - требуют от педагога все новых знаний.

Многие педагоги образовательных учреждений уже внедрили в свою практику презентации, флэш - игры, видеоматериалы, тем самым, сделав урок живым и интересным. Русский язык – один из сложных учебных предметов общеобразовательного цикла. Многим обучающимся приходится приложить немало усилий для освоения этой дисциплины. Важным условием успешного усвоения учебного материала является наличие познавательного интереса к изучаемому предмету.

Данный урок сопровождается показом электронной презентации в программе Power Point и проецированием её на мультимедийном экране, строится с опорой на ранее изученные темы.

В ходе урока, работая с дидактическим материалом, обучающиеся выполняют задания предложенные преподавателем в виде карточек-заданий текстов из учебных пособий. Наблюдения над языковыми явлениями позволяют обучающимся сделать вывод об особенностях образования форм глагола. Обучающиеся также учатся определять спряжение глаголов, выполнять упражнения на правописание окончаний глаголов, а также, учатся различать постоянные и непостоянные признаки глагола.

Процесс обучения в течение всего урока предусматривает использование различных приемов обучения, в том числе и с применением ИКТ, что позволяет обучающимся более наглядно представить результаты исследования изучаемых языковых явлений. Реализация поставленной цели и задач позволяет формировать УУД (универсальные учебные действия), способствует повышению уровня учебной мотивации.

Материал по данной теме собирался из различных источников:

  • Учебники;

  • Журналы;

  • Компьютерные информационные системы;

  • Интернет ресурсы.

Этот материал был переработан, систематизирован и приспособлен к урокам теоретического обучения в ГБОУ СПО ЛНР «Краснолучский строительный колледж». Данный материал может быть использован при модульном и интегрированном обучении.



Тема урока: Глагол. Грамматические признаки глагола.


Цель урока: Углубление представлений обучающихся о глаголе и его грамматических признаках. Проверка и оценка знаний обучающихся.


Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания обучающихся о глаголах;

- расширять представления обучающихся о грамматических признаках глаголов;

- закреплять полученные знания, умения, навыки о грамматических признаках глаголов через выполнение упражнений.

Развивающие:

- развивать речь обучающихся через формулирование полных ответов на вопросы преподавателя;

- развивать мышление через прочтение текста;

- развивать внимание, память, аналитические способности через систематизацию полученной информации о грамматических признаках глаголов.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению дисциплины «Русский язык» через сценарий урока, использование наглядного и раздаточного материала, чередование различных форм, методов и приемов работы на уроке;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу через организацию работы в парах, группах.


Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;


Используемые образовательные технологии: технология критического мышления, здоровьесберегающие технологии, элемент технологии дифференцированного обучения, элементы групповой технологии.


Тип урока: обобщение и систематизация знаний по теме.


Вид урока: урок дискуссия, диспут.


Длительность: 45 минут.


Формы организации: индивидуальная, групповая.


Методы обучения: словесные, наглядные, практические.


Система оценивания: 5 бальная.


Межпредметные связи: литература, развитие речи, риторика.


Основные понятия: местоимение, глагол, грамматические признаки глагола, вид глагола, форма глагола, время глагола, спряжение глаголов.


Место проведения: кабинет «Русского языка и литературы».


Дидактическое обеспечение:

  • Учебники;

  • Авторская презентация;

  • Раздаточный материал (карточки-задания, листы оценки за урок);

  • Домашнее задание.


Материально-техническое обеспечение:

  • Доска;

  • Мультимедийный экран;

  • Проектор;

  • Ноутбук.


Содержание деятельности преподавателя:

  • разъяснение нового материала;

  • постановка проблемных заданий;

  • координация ответов в деятельности обучающихся;

  • разъяснение понятий и терминов;

  • комментирование домашнего задания.


Содержание деятельности обучающихся:

  • сочетание различных форм занятий (самостоятельная работа на уроке, работа в группах, парная работа, беседа).

  • восприятие и усвоение нового материала;

  • подготовка и использование дополнительного материала (заполнение карточек – заданий, заполнение листа оценки работы за урок)




































Ход урока


  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие. Повторение изученного. – 2 мин.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте уважаемые гости. Позвенел звонок – начинаем урок. Прошу вас проверить готовность к уроку. У всех ли на парте есть ручки и тетради? Учебники и раздаточный материал? Отлично.

Давайте же с вами настроимся на работу. Ребята, ответьте мне, пожалуйста, на такой вопрос: Какую самостоятельную часть речи мы с вами разбирали на прошлом уроке? Хорошо, я вам немного напомню, зачитав стихотворение.

Вместо имени предмета

Говорим мы слово это,

То они, оно, она –

Всем известные слова.

Это без сомнения,

Слова – … (местоимения).

Хорошо. Вот и вспомнили. Тогда, ответьте мне на вопросы:

1. Что такое местоимение? (Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их конкретно)

2. Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)

3. Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)

4. А какая же синтаксическая роль может быть у местоимений? В качестве каких членов предложения выступает местоимение? (Подлежащего, именной части сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства)

5. Какие разряды местоимений вам известны? (личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные, указательные)

Спасибо вам за ответы.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. – 2 мин.


Чтобы подойти к сегодняшней теме нашего урока, я зачитаю вам загадку, и вы сразу же поймете, о чем пойдет речь.


Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет, иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит –

Всё расскажет нам … (глагол)

Ребята, прошу вас открыть ваши тетради, записать сегодняшнюю дату и тему нашего урока «Глагол. Грамматические признаки глагола.»

Сегодня на уроке мы с вами повторим ранее изученное о глаголе, разберем вид, переходность, возвратность, спряжение, наклонение, время, число, лицо и род глагола, выполним задания на определение склонения глаголов и разберем написание окончаний.

Прежде чем приступить к изучению темы, ответьте мне, пожалуйста, на вопросы школьной программы:

1. Что такое глагол?

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

2. Какие глаголы бывают?

Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного – на вопрос что сделать?

3. А как же глаголы изменяются?

По временам они бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. Также, в настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по числам и родам (в единственном числе).

Хорошо, вот и вспомнили.


  1. Актуализация знаний. Пояснение нового материала. – 5 мин.


Ребята, изучение глагола мы будем с вами осуществлять постепенно, сегодня мы разберем его грамматические признаки. Как и все части речи, глагол обладает определёнными грамматическими признаками: постоянными и непостоянными.

Постоянные грамматические признаки глагола

вид — характеристика, указывающая на то, достигло или не достигло действие своего предела:

(что сделать?) насладиться (совершенный вид);

(что делать?) наслаждаться (несовершенный вид);

переходность — характеристика, указывающая на то, может ли относиться к глаголу прямое дополнение (чаще всего слово в винительном падеже без предлога):

читать (что?) книгуощутить (что?) дуновение (переходные глаголы);

вышел, сел, поразился (нельзя выйти, сесть, поразиться что-то или кого-то, поэтому данные глаголы непереходные);

возвратность — характеристика, указывающая на то, по отношению к кому происходит действие: к самому деятелю (на это обычно указывает постфикс -СЯ (-СЬ)) или к другому объекту:

поразить окружающих знаниями, выйти на улицу (невозвратные глаголы);

поразиться тишиной, насладиться чтением (возвратные глаголы);

спряжение — изменение по лицам и числам:

сядет, сядешь, сядут; читает, читаешь, читают (I спряжение);

ощутит, ощутишь, ощутят; дышит, дышишь, дышат (II спряжение).


Непостоянные грамматические признаки глагола

наклонение — характеристика, указывающая на отношение действия к действительности (оно может происходить либо на самом деле, либо при определённых условиях, а также к нему могут призывать):

выходил, выходит, будет выходить (изъявительное наклонение);

выходил бы (сослагательное (условное) наклонение);

выходи, выходите (повелительное наклонение);

время: 

читал, любовался, изобрёл (прошедшее время);

читает, любуется (настоящее время);

будет читать, будет любоваться, изобретёт (будущее время);

число:

слушает, говорил (единственное число);

слушают, говорили (множественное число);

лицо (в формах настоящего и будущего времени) — это характеристика, позволяющая судить о том, кто осуществляет действие, обозначенное глаголом:

я плыву, мы плывём (1-е лицо);

ты плывёшь, вы плывёте (2-е лицо);

он / она / оно плывёт, они плывут (3-е лицо);

род (в форме прошедшего времени): 

наблюдал, рисовал (мужской род);

наблюдала, рисовала (женский род);

наблюдало, рисовало (средний род).


В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемых, однако глаголы в неопределённой форме (инфинитиве) могут выполнять роль любого члена предложения.


  1. Выполнение упражнений. Обобщение и систематизация знаний. – 20 мин.


Давайте выполним с вами упражнение. Возьмите карточки-задания, прочитайте текст, выпишите глаголы и поставьте их в начальную форму.


Сергей Иванович Ожегов – автор-составитель всемирно известного «Словаря русского языка». Он стал тем, кого в других странах с любовью и гордость называют «человек-словарь». Как книжник и книгочей, собиратель книг он мало имел себе равных. Даже в гостях, на торжественных приемах и в дружеских встречах он ухитрялся, по собственному признанию, на часок-другой уединиться с заинтересовавшими его книгами или журналами из библиотеки хозяев дома. С.И. Ожегов всегда стремился к тому, чтобы знать родную речь во всех ее проявлениях; «белые пятна» в материках языка манили его так же, как мореплавателей и путешественников влекут к себе неведомые страны.

(Л. Скворцов)

Стать, называть, иметь, ухитряться, уединяться, стремиться, знать, манить, влечь.

Какой же вывод относительно начальной формы глагола можно сделать?

По функциям начальную форму глагола можно сравнить с именительным падежом существительного.

Ребята, инфинитив образуется при помощи суффиксов:

–ть. Например: клеить, мазать, строить.

–ти. Например: идти, ползти, везти.

В случае, если основа глагола в форме 1-го лица настоящего времени оканчивается на согласные Б, Т, Д, тогда инфинитив будет оканчиваться на –сти. В этом случае буква –с– становится частью основы слова. Например: гребу — грести, бреду — брести, мету — мести.

Некоторые глаголы в форме инфинитива оканчиваются на –чь. В этих глаголах –чь является частью корня. Например: беречь, жечь, мочь.

Для выполнения следующего упражнения, прошу вас разделиться на три команды и открыть учебники на странице 79 и перейти к упражнению №102 (первой его части). На скорость, образуйте от данных слов форму 2-го лица ед. и множ. числа, а также, определите спряжение глаголов.


Бежать, вынести, написать, найти, обижать, зеленеть, расти, обжигать, греть, замерзнуть, крутиться, мочь, зависеть, зависать, обидеть, дышать, проснуться, спать, чертить, выступать, выступить, накопить, обещать, кричать, крикнуть, узнать, знакомиться, рассмешить, смеяться.




Слово

Единственное число

Множественное число

Спряжение

Бежать

Бежишь

Бежите

1 спряжение

Вынести

Вынесешь

Вынесете

1 спряжение

Написать

Напишешь

Напишете

1 спряжение

Найти

Найдешь

Найдете

1 спряжение

Обижать

Обижаешь

Обижаете

1 спряжение

Зеленеть

Зеленеешь

Зеленеете

1 спряжение

Расти

Растешь

Растете

1 спряжение

Обжигать

Обжигаешь

Обжигаете

1 спряжение

Греть

Греешь

Греете

1 спряжение

Замерзнуть

Замерзнешь

Замерзнете

1 спряжение

Крутиться

Крутишься

Крутитесь

2 спряжение

Мочь

Можешь

Можете

1 спряжение

Зависеть

Зависишь

Зависите

2 спряжение

Обидеть

Обижаешь

Обижаете

1 спряжение

Дышать

Дышишь

Дышите

2 спряжение

Проснуться

Проснешься

Проснетесь

1 спряжение

Спать

Спишь

Спите

2 спряжение

Чертить

Чертишь

Чертите

2 спряжение

Выступать

Выступаешь

Выступаете

1 спряжение

Накопить

Накопишь

Накопите

2 спряжение

Обещать

Обещаешь

Обижаете

1 спряжение

Кричать

Кричишь

Кричите

2 спряжение

Крикнуть

Крикнешь

Крикнете

1 спряжение

Узнать

Узнаешь

Узнаете

1 спряжение

Знакомиться

Знакомишься

Знакомитесь

2 спряжение

Рассмешить

Рассмешишь

Рассмешите

2 спряжение

Смеяться

Смеешься

Смеетесь

1 спряжение


Что же мы можем сказать относительно спряжения глаголов? Что влияет на определение спряжения глагола? На спряжение глагола влияет его окончание. Совершенно верно. Давайте же запишем спряжение глагола и его окончания.


  1. Применение знаний и умений в новой ситуации. – 10 мин.

А теперь, давайте с вами попробуем выполнить упражнение на правописание личных окончаний глагола и поймем, можно ли вставить гласные, при помощи интуиции и чем нужно руководствоваться (знаниями о глаголе: нужно определить наклонение глаголов, спряжение). Возьмите карточки-задания и выполните упражнение. После выполнения упражнения, обменяйтесь работами с соседом по парте и выполните проверку над ошибками.

Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.


Взаимопроверка. Ребята, выполните проверку упражнения используя правильные ответы.

Он выльет, мается, красит, бреется, чует, вытерпит, развеет, стелет, зреет, навертит, надоит, держится, завоет, выметет, затратит, выколет, застелет, стелется, развеет, обступит, окупится, сеет, задержится, напоит, гоняет, прогонит, удерживает, удвоит, стерпит, вытеснит, приклеится, высидит птенцов, (ты) выпадешь, рассеешь, развеешь.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. – 2 мин.

Ребята, а сейчас, прошу вас взять «Листы оценки за урок» и самостоятельно оценить свою работу на уроке. (обучающиеся заполняют лист оценки и сдают преподавателю)


Лист оценки за урок


Ход занятия

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

Готовность к уроку

Мне дали лист и ручку

Мне дали ручку

Принес с собой тетрадь

Домашнее задание выполнено, но отвечать не стану

Полная готовность к опросу и работе на уроке


Опрос по теме прошлого урока

Я не стал отвечать

Я поднял руку

Ответил частично

Дал неполный ответ

С легкостью справился с опросом


Ответ на вопросы школьной программы

Мне нечего вспомнить

Кажется, что-то проходили

Ответил частично

Дал неполный ответ

С легкостью ответил на вопросы


Теоретическая часть

Мне неинтересно, что там говорят

Сложно слушать теорию, погляжу презентацию

Внимательно слушал

Конспектировал

Посчитал необходимым записать признаки глагола


Упражнение № 1

Смотрел как выполняли другие

Прочитал текст

Списал уже готовое

Прочитал и выполнил задание

С легкостью справился


Упражнение № 2 (работа в команде)

Ничего не делал

Списывал у других

Пытался выполнить упражнение

Быстро подбирал слова и записывал

Кооперировал работу команды и подводил итог выполненного


Упражнение № 3

Списал готовое

Написал с ошибками

Выполнил упражнение наполовину

Справился с заданием

С легкостью справился с заданием


Итого:




  1. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 1 мин.

Ребята, что же, подведем итоги нашего занятия.

1. Можем ли мы теперь определять вид глагола?

Да.

2. А определить склонение, лицо и число глагола?

Да.

3. Ребята, а скажите мне, пожалуйста, возникли ли у нас проблемы с правильным написанием окончаний глаголов?

Да.

4. А после того, как мы выучили правила написания окончаний, все стало понятно?

Да.

5. Как, по вашему мнению, мы справились с поставленными задачами урока?

Да.

Отлично, значит, мы большие молодцы и продолжим изучение глагола на следующем уроке, чтобы стать еще более грамотными и образованными.


  1. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. – 2 мин.

Заключительное слово преподавателя.

Ребята, можно сказать, что важнейшая стилистическая функция глагола в речи – придавать динамизм описаниям. Глагол используется в речи, прежде всего, для передачи движения, выражающего динамику окружающего мира и духовной жизни человека.

Глагол – необыкновенная часть речи. В чем же заключается его сила?

Удивительным свойством русского глагола является его способность не только называть действие, но и показывать, как оно протекает во времени.

Оценивание работы обучающихся, учитывая их работу на уроке, выставление оценок.

  1. Домашнее задание. – 1 мин.

Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание (стр. 78-79, упр.99 и упр.101). На этом наш урок окончен, спасибо за внимание.

















Использованная литература


  1. Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 287 с.

  2. Голобородько Є.П. Російська мова : Підручник для 6 кл. шк. з рос. мовою навчання / Є.П. Голобородько, О. В. Бойко, Г.О. Михайловська, С.В. Філіпова. – 3-тє вид., перероб. – К.: Освіта, 1997. – 240 с.

  3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1977. – 271 с.

  4. Иванова А.Н. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку: пособие для учителя. – К.: Рад. шк., 1988. – 159 с.

  5. Иконников С.Н., Приступа Г.Н. Пособие по русскому языку для учащихся средних профтехучилищ : Учеб. пособие. – М.: Высш. школа, 1979. – 192 с.




















Приложение № 1


Группа №___ Ф.И.О.________________________________________________


КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №1

Сергей Иванович Ожегов – автор-составитель всемирно известного «Словаря русского языка». Он стал тем, кого в других странах с любовью и гордость называют «человек-словарь». Как книжник и книгочей, собиратель книг он мало имел себе равных. Даже в гостях, на торжественных приемах и в дружеских встречах он ухитрялся, по собственному признанию, на часок-другой уединиться с заинтересовавшими его книгами или журналами из библиотеки хозяев дома. С.И. Ожегов всегда стремился к тому, чтобы знать родную речь во всех ее проявлениях; «белые пятна» в материках языка манили его так же, как мореплавателей и путешественников влекут к себе неведомые страны.

ОТВЕТЫ:















КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №2

Он выль...т, ма...тся, крас…т, бре...тся, чу...т, вытерп...т, разве...т, стел...т, зре...т, наверт...т, надо...т, держ...тся, заво...т, вымет...т, затрат...т, выкол...т, застел...т, стел...тся, разве...т, обступ...т, окуп...тся, се...т, задерж...тся, напо...т, гоня...т, прогон...т, удержива...т, удво...т, стерп...т, вытесн...т, прикле...тся, высид...т птенцов; (ты) выпад...шь, рассе...шь, разве...шь.



Приложение № 2




Лист оценки за урок


Ход занятия

«1»

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

Готовность к уроку

Мне дали лист и ручку

Мне дали ручку

Принес с собой тетрадь

Домашнее задание выполнено, но отвечать не стану

Полная готовность к опросу и работе на уроке


Опрос по теме прошлого урока

Я не стал отвечать

Я поднял руку

Ответил частично

Дал неполный ответ

С легкостью справился с опросом


Ответ на вопросы школьной программы

Мне нечего вспомнить

Кажется, что-то проходили

Ответил частично

Дал неполный ответ

С легкостью ответил на вопросы


Теоретическая часть

Мне неинтересно, что там говорят

Сложно слушать теорию, погляжу презентацию

Внимательно слушал

Конспектировал

Посчитал необходимым записать признаки глагола


Упражнение № 1

Смотрел как выполняли другие

Прочитал текст

Списал уже готовое

Прочитал и выполнил задание

С легкостью справился


Упражнение № 2 (работа в команде)

Ничего не делал

Списывал у других

Пытался выполнить упражнение

Быстро подбирал слова и записывал

Кооперировал работу команды и подводил итог выполненного


Упражнение № 3

Списал готовое

Написал с ошибками

Выполнил упражнение наполовину

Справился с заданием

С легкостью справился с заданием


Итого:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!