МКУ ДО АГО «Ачитский ЦДО»
Новоселова Татьяна Сергеевна – педагог дополнительного образования
Методическая разработка
«Какие формы и методы можно использовать в работе педагога дополнительного образования?»
Многообразие форм учебно-воспитательного процесса, разнообразие содержания позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Современному педагогу необходимо ориентироваться во всём многообразии методов и приёмов с целью наиболее эффективного использования их на занятиях.
Формы и методы в работе педагога дополнительного образования
Значительными возможностями для успешного решения задач обучения воспитания, творческого развития и социализации подрастающего поколения располагает система дополнительного образования детей. Формы и методы обучения представляют собой способы организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на решение образовательных и воспитательных задач.
Понятие форма отвечает на вопрос что?
Форма - это установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их расположения в целом. То есть способ выражения чего – либо, обусловленное определённым содержанием.
Формы обучения бывают конкретными:
урок,
тренировочное занятие,
контрольное занятие, зачёт,
и другие.
Форма занятия может быть:
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.
Групповая форма – дети на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных учебных задач.
Коллективная форма работы – коллектив значит все, предполагает обучение, когда один обучает каждого и каждый обучает всех. В коллективной форме возможно обучение в парах, группах. Поставленная задача решается сообща.
Работа в парах – общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед группой.
Индивидуальное обучение, когда педагог обучает каждого учащегося отдельно.
В основе формы лежит ведущий МЕТОД.
Метод- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач, совокупность приёмов. То есть понятие метод отвечает на вопрос как? Методы тоже бывают разными:
словесные,
игровые,
репродуктивные,
исследовательские
Классификация методов:
словесные методы (источником является устное или печатное слово);
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия);
практические методы (ученики получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия);
методы проблемного обучения;
контроля и коррекции со стороны педагога;
самоконтроля и самоанализа;
стимулирования и мотивации.
Приём - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. Один и тот же способ деятельности в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.
Формы проведения учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей подбираются педагогом с учетом
возрастных особенностей,
психологических особенностей детей,
целей и задач образовательной программы дополнительного образования,
специфики предмета и других факторов.
Формы занятий для разных возрастных групп:
для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста: | для учащихся среднего школьного возраста: | для учащихся старшего школьного возраста |
| учебная игра, ролевая игра; защита творческого проекта; творческие конкурсы; КВН; Заочная, виртуальная экскурсия; коллективное творческое дело (КТД); тематические задания по подгруппам | проблемная лекция; пресс-конференция; практические занятия; семинар; тематическая дискуссия; групповая консультация; защита творческой работы; деловая игра, ролевая игра, квест; презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.). |
Виды занятий:
По содержанию: теоретические, практические.
По характеру познавательной деятельности: репродуктивные, творческие.
В зависимости от приоритетных целей:
учебное занятие по передачи знаний,
учебное занятие по осмыслению детьми знаний и их закреплению,
учебное занятие по формированию умений (применять знания на практике),
тренировочное учебное занятие (отработка умений и навыков),
учебное занятие по обобщению и систематизации знаний.
Требования к проведению занятий:
Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.