СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка классного часа "Хочу - могу - надо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа "Хочу - могу - надо" способствует профориентационной деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа "Хочу - могу - надо"»

Методическая разработка

Классного часа «Хочу – могу – надо»


Подготовила Раманович Е.В.

Классный руководитель 7 «В» класса

Форма: Классный час в виде коллективно-творческого дела

Возраст: 13-14 лет

Форма участия: Класс делится на четыре группы (в зависимости от количества учеников в классе можно разделить на большее или меньшее количество групп)

Цель: расширить представление учащихся о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными профессиями;

  • развивать способности к анализу полученной информации, расширять творческие способности учащихся;

  • формировать мотивацию к получению будущей профессии;

  • воспитывать у учащихся уважение к труду, к представителям различных профессий.

Подготовительная работа:

Разбиение на команды происходит следующим образом:

Заранее подготовлен непрозрачный небольшой пакет со значками различных профессий (Например, врач, юрист, пожарный, учитель, экономист).

Жюри будет оценивать результаты команд (классный руководитель)

Место проведения – кабинет (класс). Парты поставлены, чтобы каждая команда сидела за отдельным столом. Есть специальный стол для жюри. После подведения итогов всем командам будут выданы грамоты за активное участие.


Сценарий мероприятия

I. «Профессиональная характеристика»

Классный руководитель.

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

В современном мире постоянно меняются и совершенствуются виды и формы деятельности человека, когда в процессе жизнедеятельности ему приходится играть различные роли. Одна из главных ролей, роль труженика, занятого трудовой деятельностью, требующей специальных знаний и опыта.

Современный мир профессий очень изменчив, обновляются прежние специальности и появляются новые профессии. Мода на профессии меняется также быстро, как на компьютерные игры.

Во все времена люди по разному относились к труду, что им приходилось выполнять. И вот одна легенда гласит. Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!». Второй молвил: «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам». А третий сказал с улыбкой: «Я строю прекрасный собор». Занимаясь одной работой , все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?

– Что же такое профессия?

– На листочках, которые вы вытянули написаны слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Дайте свое определение данному термину (участвует один человек от команды).

Подведем итоги. Я дам краткие определения этих понятий, а вы посмотрите, насколько вы оказались близки к истине. Итак:

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.


Как видим, многие из вас дали правильные толкования всех этих слов. Все эти слова вместе содержат профессиональную характеристику человека.




II. Игра «Визитка»

Классный руководитель.

– После родительского собрания некоторые родители оставили мне свои визитки. На этих визитках кроме имени, фамилии, отчества содержатся и профессиональные характеристики. Можете ли вы разобраться в этом нагромождении информации? Сейчас мы это проверим. Попробуйте определить профессию, квалификацию, специальность, должность в каждой характеристике. По одному учащемуся от каждой команды вытягивают визитку, совещаются командой и дают ответ.

Визитки:

1. Врач 3-й категории, хирург, заведующий отделением 5-й городской больницы.

2. Учитель математики высшей категории, директор школы.

3. Инженер-механик, старший специалист, мастер инструментального цеха.

4. Токарь-карусельщик 6-го разряда, бригадир 3-й бригады.

5. Повар-кондитер 3-го разряда, заведующий столовой;


Теперь давайте подведем итоги. Какая команда лучше всего справилась с заданием.


III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Классный руководитель.

– Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)


Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда.

Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Каждой команде достается одна из групп профессий и за отведенное время (2 мин) они должны написать как можно больше профессий.


Первая группа -«Самые модные профессии».

Вторая группа - «Самые забытые профессии».

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».

Четвертая группа - «Самые отважные профессии».


Послушаем, что у вас получилось.

Примерные списки профессий:

  • Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

  • Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

  • Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

  • Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.


IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель.

– Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

(Дети записывают ответы на лист, затем зачитывают)

Примерные ответы детей:

  • «Давят» родители.

  • Идут за модой.

  • Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

  • Выбирают «за компанию».

  • Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

  • Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

  • Подражают героям кино и телесериалов.


Хорошо, вы перечислили основные ошибки, которые совершают люди при выборе своей будущей профессии. А как вы думаете, как люди должны выбирать свою профессию?

(Ответы детей)

На самом деле не случайно наш сегодняшний классный час называется «Хочу – могу – надо». Ведь, правильный выбор профессии состоит из этих трех вопросов, которые человек должен задать себе, когда он строит свой жизненный путь!

Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:


- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

– Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Например:

  • Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.

  • Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.

  • Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.


Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?

(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора, за это получают дополнительные баллы)

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.


Подведение итогов:

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы, ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».