СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию «Мир сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, считаю, что проблема влияния русской народной сказки на развитие связной речи детей дошкольного возраста является актуальной. Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Возрастная категория: старшая группа (5-6 лет)

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, считаю, что проблема влияния русской народной сказки на развитие связной речи детей дошкольного возраста является актуальной. Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Возрастная категория: старшая группа (5-6 лет)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию «Мир сказок»»









«Методический калейдоскоп»

Номинация «Воспитательное занятие»









Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию

«Мир сказок»









Автор: Казбанова Елена Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории

Место работы: МБДОУ ЦРР «Детский сад №149»













Барнаул 2024г

Пояснительная записка

Актуальность

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования связной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, считаю, что проблема влияния русской народной сказки на развитие связной речи детей дошкольного возраста является актуальной. Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.

Возрастная категория: старшая группа (5-6 лет)

Место проведения: групповая комната

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Цель: развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы (русских народных сказок)

Задачи:

Обучающие:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас по лексической теме «Дикие животные». Расширить словарный запас. Закрепить название русских сказок, уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь, умение правильно передавать характерные особенности героя,

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность. Воспитывать у детей самостоятельность, терпение, выдержку.

Планируемые результаты:

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Обладает развитым воображением. Владеет своей речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, умело поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения.

Форма проведения: ситуация- игра

Педагогические технологии, используемые на занятии:

- здоровьесберегающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровая технология

- технология «ТРИЗ»

- технологии предметно – развивающей среды

Методы и приемы:

Информационно-рецептивный, словесный, мотивационный, игровой, наглядный

Оборудование: волшебный чемоданчик, клубок ниток, шляпа, папка - имитация обложки книги, страницы, проектор с экраном, компьютер.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам

Основная часть.

Ход занятия.

(на фоне музыки Сергея и Татьяны Никитиных «Песенка о сказке», дети заходят в группу )

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Давайте поприветствуем друг друга, встанем в круг. Посмотрите, кто стоит справа, а кто слева от вас. Повторяйте, пожалуйста, за мной:

Доброе утро лесам и полям! (руки вверх)

Доброе утро скажу всем друзьям! (руки в стороны)

Доброе утро, родной детский сад!

Видеть друзей своих очень я рад! (хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. А чтобы нас сегодня услышали, нужно говорить четко, внятно и понятно.

Проводится логопедическая чистоговорка:

Рали-рали-рали

Гуси мальчика забрали

Ать-ать-ать

Девочка братишку бежит выручать

Гла- гла –гла

Детям мышка помогла

Ат –ат-ат

Речка, яблоня и печка от гусей спасли ребят

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотите сегодня попасть в сказочное путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: А у меня есть волшебный клубок. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова:

Раз, два, три! В сказку попади!

Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!

Посмотрите, какая красота, Это волшебный лес! Чувствуете запах леса. Слышите поют птицы и шумят деревья.( включить запись -шум леса, пение птиц)

Проводится дыхательная гимнастика «Деревья поют».

И.п. Стоя, ладонь на области солнечного сплетения. Делается вдох, на выдохе негромко произносится звук «М» (глубокое звучание), немного покачиваясь. Повторить 4 раза. В лесу поют деревья Красивый хор лесной И ты смелей давай, Вместе с ними подпевай.

Воспитатель: Смотрите, желтый чемоданчик, наверное, он волшебный!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что же там внутри (Дети открывают чемодан, обнаруживают книгу). Посмотрите, какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения).

Кикимора: (под музыку, входит в зал) Вы что-то потеряли?

Это я, Кикимора, разбросала их по стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите! (уходит, смеется).

Воспитатель: Но не может Кикимора прожить, чтобы никому не навредить. Нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее почитать. Как же нам их найти? Кто укажет нам путь? Какой сказочный предмет из сказок помогает героям найти верную дорогу? (высказывание детей).( Чем поможет этот предмет?).

Воспитатель: Да, волшебный клубок нам поможет. У меня есть такой клубок, но он не волшебный (достает клубок).

Воспитатель: Я знаю способ - сделать его волшебным. Вы должны назвать русские народные сказки. Чем больше сказок вы назовете, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Словесно –дидактическая игра «Назови русские народные сказки» дети передают клубочек друг другу, называя русскую народную сказку.

Воспитатель: Теперь клубок стал волшебным, потому что вы знаете много сказок! А теперь он укажет нам путь к потерянным страничкам из этой книги.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится, дети обнаруживают шляпу, в которой лежит игрушка зайца.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Шляпа.

Воспитатель: Правильно, кто – то оставил шляпу, может быть в ней что-то есть.. Давайте попробуем отгадать что там, но не про помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, что внутри шляпы.

Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.

Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц, он прибежал к нам из сказки. Ребята, как в сказках называют зайца? (Зайка, косой, зайчик-побегайчик, зайка-попрыгайка, зайчишка-трусишка)

А как вы догадались, что в мешочке спрятался заяц? (у него длинные ушки).

Беседа. А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики, и давайте попытаемся описать нашего гостя.

Воспитатель: Ребята, а что вы можете  рассказать о шерстке зайца? (шерсть у мягкая, пушистая, серая)

Воспитатель: Хорошо, а что можете рассказать о зайце? (Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних).

Воспитатель: Молодцы! А что можно сказать о характере зайца, какой он в сказках? (В сказках, песенках, стихах его называют трусливым, трусишкой-зайкой сереньким; а боязливого человека сравнивают с зайцем). Из какой  сказки, прибежал зайчишка? В каких сказках мы с вами встречали зайца? (Колобок, Теремок, Рукавичка)

Воспитатель: Спасибо тебе, зайчик. Беги в лес.

Воспитатель: Вот и нашлись несколько страничек! На этих страничках показаны сказки, в которых одним из героев был наш зайка . (ребята отгадывают сказки, изображенные на слайдах).

Воспитатель: Давайте искать оставшиеся страницы.

Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова «Раз, два, три нам, клубочек, помоги», клубочек катится, дети обнаруживают на дереве объявление:

Люди, помогите. Мы - герои русских народных сказок. Нам очень нужна ваша помощь! Без вас мы не сможем вернуться на страницы книги. Пожалуйста, узнайте нас и назовите, кому нужна помощь.

Проводиться словесно –дидактическая игра «Помогите!»

предлагается назвать тех, кому нужна помощь.

Помогите! «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик – братик, выручи меня!»   (Сказка «Кот, петух и лиса»)

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),

«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),

  • «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),

  • «Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),

  • «Помогите! Моего братца утащили!» («Гуси лебеди»).

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще странички нашлись. Спасибо! Вы помогли героям сказок! Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет

Физкультурная минутка (дети встают в круг

Наш весёлый теремок: он не низок, не высок. (встать на носки, присесть)

В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)

Воробьишка чик – чирик, (махи руками)

петушок тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)

и зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)

Мушка крылышками машет, (бег на месте)

Мышка же с платочком пляшет. (дети пляшут)

Ёж закрыл дверной замок,

Сторожит он теремок (хлопки)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной странички. И клубок наш не знает, где она находиться.

В зал забегает Кикимора.

Кикимора: Ух, вы какие! Все-таки собрали странички из книги. Но у меня, осталась еще одна страничка. И я вам ее просто так не отдам. Вы должны меня чем –то порадовать!

Воспитатель: Кикимора, а мы с ребятками знаем, как тебя порадовать. Мы подарим тебе наши рисунки сказочных героев. Дети дарят рисун

Воспитатель: Ну, что, Кикимора, порадовали мы тебя?

Кикимора: Да, порадовали вы меня. Но превратить наши странички в настоящую книгу сказок поможет наш волшебный чемоданчик. Давайте, положим книгу в него и скажем волшебные слова: «Снуп, снап, снуре!» (Звуковой эффект на открывание).

Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в наш сундучок. Посмотрите, какую книгу смогли мы собрать. Вы у меня все молодцы! Вы самые большие любители русских народных сказок. (Воспитатель оценивает деятельность каждого ребёнка).

Кикимора: Не буду больше вредничать, теперь буду помогать и дружить со всеми! До свидания, ребята!

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. А чтобы нам вернуться в детский сад, нам нужно вспомнить знакомую чистоговорку. Закрывайте глаза.

Коси коса пока роса

Роса долой и мы домой!

Воспитатель: Ребята, открывайте глазки. Вот мы и в садике!

Заключительная часть
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете сказки.
Воспитатель: Ребята! Где мы сегодня побывали?

Дидактическая игра «Незаконченное предложение»
1. Сегодня к нам приходил…
2. Кикимора похитила…
3. Мы отправились в …
4. Мы выполняли разные задания…
5. Мы вернули обратно ….
Мне понравилось…

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу и теперь мы сможем каждый день ее читать. И за то что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю сказки-раскраски.



Заключение. Выводы.

Цель занятия реализована в течение достаточного количества времени (25 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

Занятие соответствует:

общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы , активно участвовали в работе.

В ходе занятия воспитанники закрепили знания о сказках, показали свои знания о сказочных героях

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании вопроса и старались дать полный ответ.

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

  • сосредоточения и привлечения внимания;

  • активизации речи и познавательной активности;

  • активизации самостоятельности мышления.

  • Использование детского опыта;

  • развитие творческих способностей;

  • самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

Список источников:

  1. Акимова, Т.М. Русское народное поэтическое творчество: Т.М. Акимова / Издательство "Высшая школа". - Москва. - 1969.

  2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду // Москва. - Мозаика - Синтез. – 2005

  3. Литература и фантазия / Сост.Л. Стрельцова. - М. 1992

  4. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет»

  5. СПб.: «Паритет», 2007.

  6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.