СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка мероприятия "Возьмемся за руки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

Личность невозможно изучать вне группы. Человек всегда вовлечен во взаимодействие, взаимоотношения, в общение с другими людьми.

В свете парадигмы гуманистического воспитания, характеризующейся предоставлением  личности как можно большей свободы в выборе ценностей, взглядов, мировоззрения, особый интерес представляют малые группы, сосредоточивающие в себе все виды социальных связей.

В группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению.

Группы выступают как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений и  сплоченности.        

Сплоченность членов социальной группы обеспечивает включенность в групповую деятельность, повышение лояльности и преданности коллективу, снижение тревожности и повышение самооценки, тем самым формируя "чувство локтя", "чувство защищенности", оптимизм, радость от общения, желание трудиться с полной отдачей.

Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом, К. Холландером и Р. Миллсом  показали, в частности, что малые группы отличаются особыми социально-психологическими характеристиками, где ведущей выступает ценностно-ориентационное единство.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка мероприятия "Возьмемся за руки"»

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»








Методическая разработка мероприятия "Возьмемся за руки"











Составитель: Бобылева Наталия Ивановна,

преподаватель









Краснодар, 2015 год.

Пояснительная записка


Личность невозможно изучать вне группы. Человек всегда вовлечен во взаимодействие, взаимоотношения, в общение с другими людьми.

В свете парадигмы гуманистического воспитания, характеризующейся предоставлением личности как можно большей свободы в выборе ценностей, взглядов, мировоззрения, особый интерес представляют малые группы, сосредоточивающие в себе все виды социальных связей.

В группе особое значение приобретает такое средство контроля и осуществления совместной деятельности, как групповое мнение. Личностные контакты позволяют всем членам группы участвовать в выработке группового мнения и контроле за конформизмом членов группы по отношению к этому мнению.

Группы выступают как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, прослеживаются механизмы возникновения лидерства, ролевых взаимоотношений и сплоченности.

Сплоченность членов социальной группы обеспечивает включенность в групповую деятельность, повышение лояльности и преданности коллективу, снижение тревожности и повышение самооценки, тем самым формируя "чувство локтя", "чувство защищенности", оптимизм, радость от общения, желание трудиться с полной отдачей.

Многочисленные исследования малых групп, проведенные Р. Бейзом и Дж. Хомансом, К. Холландером и Р. Миллсом показали, в частности, что малые группы отличаются особыми социально-психологическими характеристиками, где ведущей выступает ценностно-ориентационное единство.















Тема мероприятия "Возьмемся за руки"

Ответственный организатор: Студенческий актив группы 2 "Б": староста Грабина И.Е., заместитель старосты Рукина В.С., профорг Просолова Т.Е., культмассовый сектор Чистякова Н.С., Шварц Н.Р.; куратор группы Бобылева Наталия Ивановна.

Дата, время проведения: 02.11.2015г., (понедельник), время: 14.20 ч.

Место проведения: ГБПОУ КК КПК, ул.Ставропольская, 123/г, аудитория 307.

Количественный состав: студенты группы 2 Бш - 25 человека.

Цель проведения мероприятий: способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению процессов самораскрытия, форми­рованию доверительной обстановки.

Задачи мероприятия:

1) формирование способности к осуществлению совместной деятельности,

2) развитие наблюдательности по отношению к другим людям, эмпатии, социально-значимых мотивов взаимодействия,

3) совершенствование Я-концепции студента, овладение конструктивными, нравственно-этическими паттернами поведения, обеспечивающими успешную интеграцию личности в группу.
























Сценарный план мероприятия

№ п\п

Структура

меро-приятия

Содержание мероприятия

Примечания

1.

Вступи-тельная часть.

Групповая дискуссия "Факты о нас"

Цель: возможность ближе познакомиться и лучше узнать друг друга, транслировать различные факты своей жизни, рассказать о своих сильных сторонах.



Приложе-ние А


2.

Основ-ная часть.

Упражнение-разминка «Карандаши»


Психологический смысл упражнения: возмож­ность лучше узнать друг друга, развивать умения координировать совместные действия, устанавливать взаимопонима­ние с окружающими, «чувствовать» человека, который находится ря­дом.

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании каранда­шей зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют под­готовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напро­тив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.




После выполнения подготовительного задания группа встает в сво­бодный круг (расстояние между соседями 50-60 см), карандаши зажи­маются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания.

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.

  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расши­рение круга).

  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

  5. Присесть, встать.




Усложнить упражнение:

-сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед — поднять руки);

-использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы;

-держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью;

-выполнять упражнение с закрытыми глазами;

-выполнять под медленную музыку.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участ­ников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими не­обходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» дру­гого человека?


Упражнение «Встреча взглядами»

Психологический смысл упражнения. Игра развивает навыки меж­личностного восприятия, эмпатии, наблюдательности.

Описание упражнения. Участники сидят или стоят в кругу, опустив глаза. По команде ведущего они одновременно поднимают головы, их задача — встретиться с кем-нибудь взглядом. Чтобы придать игре от­тенок соревновательности, можно ввести дополнительное правило — кому удалось выполнить задание, покидают круг, оставшиеся продол­жают выполнение.

Возможна и противоположная постановка задачи — подняв глаза, ни с кем не встретиться взглядом.

Обсуждение. На какие признаки ориентировались участники, вы­полняя это задание?





Разминка «Построение круга»

Психологический смысл упражнения. Упражнение направлено на раз­витие навыков координации совместных действий, сплочение группы, позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции, создает очень хорошие условия для формирования оптимального стиля поведения участников.

Описание упражнения. Участники закрывают глаза и начинают хао­тично перемещаться по помещению, издавая при этом гудение, как потревоженные пчелы (гудение позволяет избежать разговоров, мо­гущих создать помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего (хлопок) все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не разговаривая, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники откры­вают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается, вместо него получается какая-нибудь другая фигура, форму которой целесообразно нарисовать на бумаге и показывать участникам при обсуждении.


Обсуждение. Что дает эта игра, кроме возможности развлечься? Кто именно виноват в том, что не получился идеально ровный круг? А кто не виноват, кто стоял в совершенно правильном кругу? Смысл обсуждения не в том, чтобы действительно найти виновных, а в том, чтобы участники поняли, что дело тут не в конкретных людях, а в об­щей согласованности их действий.


Разминка «Скалолаз»

Психологический смысл упражнения. Развиваются навыки телес­ного контакта и пластика движений. Кроме того, упражнение рабо­тает на развитие навыков невербальной коммуникации и координации совместных действий.

Описание упражнения. Участники встают в плотную шеренгу, со­здавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из вы­ставленных рук и ног участников, наклоненных вперед тел. Задача водящего — пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив свою ногу за пределы линии, образованной ступнями остальных участников.

Проведение упражнения было организовано в форме це­почки — участники с одного конца «скалы» поочередно пробираются к другому, где вновь «встраиваются» в нее.

Обсуждение. Какие чувства возникали у водящих и у составляю­щих «скалу» при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало справиться с заданием?



Упражнение «Необычное использование»

Психологический смысл упражнения. Это упражнение позволяет интенсифицировать внутригрупповое общение и акцентировать внимание участников на распределе­нии социальных ролей (генераторы идей — исполнители, лидеры — ведомые).

Описание упражнения. Данное упражнение выполняется в микрогруппах по 5 человек, время работы — 10 минут и предполагает придумы­вание и, по возможности, демонстрацию как можно большего числа принципиально осуществимых способов необычного использования обычных предметов (картонных коробок, кирпичей, пустых пласти­ковых бутылок).

Представление работ про­исходит по такой схеме: одна из подгрупп называет один способ использования предмета (оценива­ется в 1 балл,), следующая — еще один способ и т. д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов.



Обсуждение. Как распределились роли внутри групп: кто вы­двигал идеи; кто был лидером, а кто ведомым? С какими качествами личности участников связано именно такое распределение? Насколько свойственны эти позиции для подростков в других ситуациях общения?

Когда выше упомянутая часть обсуждения завершена, ведущий рас­сказывает о принятых в психологии критериях оценки эффективности выполнения подобных творческих заданий:

  • Беглость: число идей, выдвинутых каждым из участников.

  • Оригинальность: количество идей, не повторяющихся в других микрогруппах,

  • Гибкость: разнообразие смысловых категорий, к которым относятся идеи.

Участники самостоятельно оценивают эффективность работы сво­их подгрупп по приведенным параметрам, при необходимости сове­туясь с ведущим.


Упражнение «Снежки»

Психологический смысл упражнения. Легкая подвижная разминка, позволяющая «разрядить обстановку» после предыдущих упражнений.

Описание упражнения. Участники делятся на две команды. На полу про­водится линия, делящая помещение пополам, каждая команда распола­гается в своей половине помещения. Каждый участник делает себе из бумаги, оставшейся от предыдущих упражнений, 4 «снежка». По команде ведущего начинается игра, задача которой — перебросить как можно больше «снежков» на сторону противоположной команды. Продолжи­тельность тура 1 минута, выигрывает та команда, на чьей территории по окончании этого времени оказалось меньше «снежков».

Имеет смысл провести 2-3 тура игры. Дополнительное правило: одновременно дер­жать в руках больше четырех «снежков» запрещается.


Упражнение «Вы меня узнаете»

Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком.

Вы договорились по телефону о дне, времени, месте встречи и о "пароле", по которому вы узнаете друг друга. Это может быть крас­ный шарф и т.п. Ведь так обычно и поступают люди.

Давайте уйдем от этого стереотипа. Опишите себя так, чтобы человек, которого вы встречаете, сразу вас узнал. Найдите такие признаки! Это может быть ваша привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки, или ...

Время для этой работы 3-5 мин.

Затем члены группы садятся в большой круг и читают по оче­реди написанное.


Упражнение «Девиз»

Был в старину обычай - изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т.е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а вот над девизом давайте подумаем.

Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе.

На формулировку девиза дается 5-7 мин.





Ритуал "Сердце нашей группы"

Сердце - основа жизнедеятельности, двигатель жизни. А каково оно, сердце нашей группы? Дискуссия.




Конструирование модели "Сердце нашей группы"

Участникам предлагается на маленьких сердечках написать пожелания всем членам группы. Затем их соединяют - наклеивают на Сердце группы и зачитывают пожелания.

Мы постараемся сохранить это сердце в течение всего времени обучения в колледже.


Упражне-ние выпол-няется под музыку









Принима-ют участие все студенты группы



































Обсужде-ние




























































Обсужде-ние







































Обмена впечатле-ниями








































































Участники дают пояснения























































3.

Рефлек-сия

Завершите фразы

На этом занятии я ...

Основное чему я научился на занятии ...

Больше всего мне запомнилось ...

Я бы хотел(а), чтобы на следующих занятиях ...


Самостоятельно участники завершают суждения

4.

Итог

занятия

Студентами группы принято решение подготовить коллаж "Я, ты, он, она - вместе дружная семья"


Обмен мнениями







ПРИЛОЖЕНИЕ А


Групповая дискуссия "Факты о нас"

Описание. Участники делятся на 2-3 подгруппы, равные по числу участ­ников и, желательно, с одинаковым соотношением мальчиков и девочек. Ведущий озвучивает адресованные подросткам вопросы, руководству­ясь приведенным ниже перечнем. Подростки, которые могут положи­тельно ответить на очередной вопрос, внутри своих подгрупп расска­зывают об упоминаемых фактах более подробно: когда, где и при каких обстоятельствах имели место упоминаемые события, что конкретно они знают и умеют и т. п. После этого ведущий называет количество бал­лов, которыми оцениваются различные варианты ответов на вопрос, и внутри каждой из подгрупп подросток, выбранный на роль «счето­вода», подсчитывает общую сумму баллов, набранную в подгруппе. Следует заранее предупредить участников, что это игра на честность, про­верит' в ней можно далеко не все варианты ответов.

Примерный перечень вопросов.

  1. Кто на каких музыкальных инструментах хорошо умеет играть? По одному баллу за каждый инструмент.

  2. Кто был на двух разных континентах — 1 балл. Кто был на трех и более континентах — еще по одному баллу за каждый континент (уточнение: Европу и Азию считать как разные континенты, граница проходит по Уральским горам).

  3. Кто был в Третьяковской галерее — 1 балл, если это произошло в течение последнего месяца — 2 (для жителей Москвы заменить на Эрмитаж).

  4. Кто когда-нибудь плавал на парусной лодке — 1 балл.

  5. Кто хотя бы раз в последний год близко видел пожар — 1 балл. Если когда-нибудь (не только в последний год) сам оказался в роли пострадавшего на пожаре — 2 балла.

  1. Кто и какой иностранный язык знает? Можешь объясниться на нем — 1 балл, разговариваешь свободно и читаешь без словаря — 2, знаешь два или боль­ше иностранных языков — 3.

  2. Кто уже самостоятельно зарабатывает деньги — 1 балл.

  3. Кто хотя бы раз за последний год катался на велосипеде — 1 балл, если упал — 2. Если это было катание с кем-нибудь вдвоем на одном велосипеде — 2 балла, упали — 3. 1 "

  4. Кто хотя бы раз за последний месяц был в театре — 1 балл.



  1. У кого за прошлый год все пятерки —'3 балла, большинство пятерок и нет троек — 2 балла, большинство четверок и нет троек — 1 балл.

  2. Кто умеет кататься на роликовых коньках, скейте, сноуборде — по 1 баллу за каждый снаряд.

  3. Кто уже видел фильм «...» — 1 балл (называется какой-нибудь совсем не­давно появившийся известный фильм).

  4. Кому когда-нибудь накладывали швы — 1 балл.

  5. Кто за последний месяц прочитал хотя бы одну книгу из тех, что не проходят в школе, — 1 балл.

  6. Кто уже был на психологическом тренинге помимо этого — 1 балл. Если был на двух и больше тренингах — 2.

Если ведущий расширяет или модифицирует перечень вопросов, то следует помнить о том, что вопросы должны, как правило, носить по­зитивный характер, давать участникам возможность раскрыть поло­жительные факты про себя, быть может, даже немного похвастаться, а не требовать рассказа о своих недостатках и неудачах. В то же время имеет смысл включить несколько вопросов, подразумевающих рассказы о каких-либо небольших жизненных «инцидентах», связанных с риском ситуациях и т. п. (см. вопросы № 5,8,13) — как показывает опыт, именно они зачастую вызывают наибольшую заинтересованность подростков и провоцируют самые интересные и эмоциональные рассказы. Но за­давать больше трети подобных вопросов нецелесообразно, поскольку основная задача дискуссии — не обмен воспоминаниями, а знакомство и позитивное самораскрытие.

На обсуждение каждого вопроса дается в среднем 1-2 минуты, однако если он вызвал активную дискуссию — время целесообразно увеличить. Сначала вопросы задаются ведущим, потом имеет смысл дать каждой команде самостоятельно придумать и задать несколько вопросов. В конце дискуссии подсчитывается общая сумма баллов в каждой из команд, подростки возвращаются в общий круг и делятся наиболее интересными фактами друг о друге, которые они узнали и запомнили на стадии работы в подгруппах.