СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка на тему "Обработка мелких деталей"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку рекомендуется использовать для проведения занятий по МДК 04.01 "Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам" по продессиональному модулю для профессии Закройщик 29.01.05.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему "Обработка мелких деталей"»



ГОСУДАРСВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4» 







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока теоретического обучения

МДК 04.01. Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам

Тема занятия:

«Обработка мелких деталей: клапанов, листочек, пат, хлястиков, поясов, шлевок»





 

Автор: Меликянц Л.Н. ,преподаватель

технологии одежды , ПЛ № 4



  

Рекомендовано к использованию на уроках теоретического обучения и учебной практики в рамках ППКРС по профессии 29.01.05 Закройщик, с целью закрепления у обучающихся полученных знаний по теме «Обработка прорезного кармана в сложную рамку с клапаном»; развития творческих способностей и познавательной активности обучающихся. 





г. Владикавказ, 2022 г.

ПЛАН 

проведения занятия 

  1. МДК 04.01. Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам

  2. Наименование занятия: «Обработка мелких деталей: клапанов, листочек, пат, хлястиков, поясов, шлевок».

  3. Цели урока: 

Учебная :  закрепление  теоретических и практических  знаний, полученных во время  изучения  ПМ.04. Пошив изделий по индивидуальным заказам, формирование профессиональных компетенций:

ПК 4.1. Выполнять поэтапную обработку швейного изделия на машинах или вручную с разделением труда или индивидуально

ПК 4.2. Подкраивать отделочные детали и детали подкладки.

ПК 4.4 .Обслуживать швейное оборудование и оборудование для влажно-тепловой обработки.

ПК 4.5. Соблюдать правила безопасного труда

Воспитывающая : формирование и развитие у обучающихся общих компетенций:

 ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 6. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 7. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 8. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 10. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Развивающая:  развивать у обучающихся: 

                    - умения применять теоретические знания на практике; 

                    - способность анализировать ошибки в процессе обработки изделия; 

                    - творческие способности; 

                    - прививать навыки культуры, труда и производства. 

Методическая: активизация мыслительной  деятельности обучающихся. 

4. Тип урока:  Урок по выполнению сложных комплексных работ (направлен на формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, при обучении в учебных мастерских и в условиях производства. Формирование профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля. Обучению обучающихся планированию учебно-производственного труда, воспитание технической культуры и творческого отношения к труду. Урок - комбинированный: лекция преподавателя с элементами беседы, презентациями, рассказом, показом последовательности обработки узла и демонстрации наглядных пособий. 

5. Методы ведения урока: 

словесный: повторение, обобщение и закрепление ранее изученного материала по модулю; 

наглядный: образцы изделий в натуральную величину на манекенах, образцы поэтапной обработки узла, карточки – задания , технологические инструкционные карты , схемы кармана с описанием последовательности обработки , видео –урок поэтапной обработки клапана.

практический : самостоятельная работа обучающихся (обработка мелких деталей- клапана , хлястика и т.д.).


6. Место проведения занятия: учебный кабинет

(учебно- производственная мастерская) 

7. Время занятия:  1 час 20мин.

8. Материальное обеспечение: наглядные пособия образцов поузловой обработки кармана, образцы готовых изделий с различными мелкими деталями, инструкционные технологические карты, схемы-рисунки узлов, карточки-задания, видео с поэтапной обработкой кармана, оформленная доска, инструменты и приспособления, материалы, нитки, оборудование машины 1022кл. и 97кл.



ЛИТЕРАТУРА:


1. М.А. Силаева «Пошив изделий по индивидуальным заказам»: Учебник для нач. проф. образования-2 изд.,стер.-М.;Издательский центр «Академия»,2003.-528с.

2. Л.Ф.Першина, С.В.Петрова. «Технология швейного производства».М. Легпромбытиздат,1991г.

3. Т.Н.Реут, Р.Б.Конторер, А.И.Кочанова. «Технология изготовления швейных изделий по индивидуальным заказам».М.Легпромбытиздат,1989г.

4. А.Т.Труханова. «Изготовление мужской верхней одежды»-М., Легкая и пищевая промышленность,1981г.

5. Б.С. Сакулин «Конструирование мужской и женской одежды», М., академия 2006г.

6. Н.А. Савостицкий «Материаловедение швейного производства», М., «Академия»2002г.

7. Журналы мод «Ателье», «Burda»


Методические указания преподавателю по проведению занятия.

1. Изучение материала по теме следует базировать на знаниях полученных на уроках конструирования одежды , материаловедения, оборудования в тесной связи с производственным обучением.

2. При проведении занятий рекомендуется использовать проблемный метод обучения, способствующий развитию у учащихся самостоятельного творческого мышления.

3. В процессе обучения должны решаться вопросы воспитательного характера. Учащимся необходимо прививать самостоятельные навыки, активность в овладении знаниями, обращать особое внимание на необходимость рационального использования ткани.




Утверждаю:

Зам. директора по УПР

З.С.Кесаева____________


ПЛАН

Проведения занятия по предмету МДК.04.01. Технология изготовления изделий по индивидуальным заказам.


№ группы










Дата











1. Наименование темы: Тема 1.4 Обработка деталей и узлов швейных изделий

2. Наименование занятия: 1)Обработка мелких деталей (клапанов, листочек);

2) Обработка мелких деталей (пат, хлястиков, поясов, шлевок).

3. Учебно-воспитательные цели: 1) Изучить обработку мелких деталей (клапанов, листочек, пат, хлястиков, поясов, шлевок, технические условия на их выполнение .

2) Развивать профессиональные навыки и умения.

3) Воспитывать любовь к профессии, аккуратность в работе, чувство ответственности за качество выполняемой работы.

4. Метод проведения занятия и количество часов: 1-ый час-Рассказ с элементами беседы;

2-ой час - Рассказ с элементами беседы.

5. Место проведения занятия: учебный кабинет

6. Материальное обеспечение: Образцы готовых изделий с мелкими деталями, проработки узлов, инструменты и приспособления, лоскут, журналы мод, учебники М.А.Силаевой.

  1. Задание на дом: Выполнить обработку мелких деталей - клапана и хлястика.


п/п

Содержание занятия

Время

Методические указания

1

2

3

4

1

Вводная часть

5


1.1

Проверить наличие обучающихся


Отсутствующих отметить в журнале

1.2

Проверить внешний вид и готовность обучающихся к уроку


Выявленные недостатки по возможности устранить

1.3

Объявить тему и цель урока.



Тему урока написать на доске

2

Основная часть


35


2.1

Проверка знаний обучающихся по теме:

Обработка оборок, воланов , рюш.

1.Чем являются оборки, воланы и рюши в одежде?

2.Какие виды тканей используются для выполнения оборок, воланов, какими свойствами они должны обладать?

3. Чем отличается оборки от воланов?

4.Чем отличается рюша от оборки и волана?

5. Как располагается Н.О. в детали оборка?

6. Как рассчитать длину оборки или рюш?

7. Какими способами можно обработать края деталей?

8.От чего зависит способ обработки края детали?

9.Какими способами соединяют оборки, воланы и рюши с основными деталями?


10

Задать вопросы обучающимся:

Раздать карточки задания

3-4 уч-ся.



2.2

Изложение нового материала.

Обработка мелких деталей (клапанов, листочек)

- Виды мелких деталей и место их расположения на деталях изделия.

- Размеры и форма деталей в зависимости от модели и вида ткани.

- Применение клеевых материалов в одежде.

Обработка клапана:

  1. Раскрой клапана, подклапана и прокладки клапана, припуски на обработку.

  2. Дублирование клапана.

  3. Смётывание клапана с подклапаном.

  4. Обтачивание клапана.

  5. Вывертывание клапана и закрепление канта.

  6. Приутюживание клапана.

  7. Прокладывание отделочной строчки по клапану.

  8. Приутюживание готового клапана.

  9. Соединение клапана с основной деталью.

Обработка листочек:

  1. Разновидности листочек, их раскрой и припуски на обработку.

  2. Дублирование листочки.

  3. Обработка листочки с втачными концами

  4. Обработка листочки с настрочными концами


20

Ведется диалог с уч-ся:

1. Как вы думаете, от чего зависят размеры и форма деталей?

2. Какие вы знаете виды швов для обработки краёв деталей?

3.Что означает термин обтачивание?

4. Что означает термин вымётывание?

5. Какие стежки используются для вымётывания канта?

6.Что означает термин приутюживание?

При объяснении темы:

-используются образцы готовых изделий;

- используются образцы мелких деталей.

-используется раздаточный материал, инструкционные карты по обработке мелких деталей.

Указывается на соблюдение технических условий при выполнении операций;


Зарисовываются схемы обработки на доске.


2.3

Закрепление пройденного материала.


5

Задать вопросы уч-ся


2-ой урок


40


2.5

Изложение нового материала.

Обработка мелких деталей:

- Виды мелких деталей и место их расположения на деталях изделия.

- Размеры и форма деталей в зависимости от модели и вида ткани.

- Применение клеевых материалов в одежде.

Обработка пат, хлястиков

  1. Раскрой и припуски на обработку.

  2. Дублирование

  3. Обтачивание деталей.

  4. Вымётывание деталей и прокладывание отделочных строчек.

Обработка съёмных поясов.

  1. Раскрой пояса.

  2. Обтачивание концов пояса.

  3. Вывертывание на лицевую сторону.

  4. Подшивание отверстия для вывертывания.

Способы обработки шлевок.

  1. Обработка шлёвок для тонких тканей.

  2. Обработка шлёвок для толстых тканей.

30

При объяснении темы:


-используются образцы готовых изделий;

-используются образцы мелких деталей.

-используется раздаточный материал, инструкционные карты по обработке мелких деталей.


Указывается на соблюдение технических условий при выполнении операций;


Зарисовываются схемы обработки на доске.


3

Заключительная часть


10


3.1

Ответить на вопросы обучающихся



3.2

Выставить и прокомментировать оценки


Оценки выставить в журнал

3.3

Выдать задание на дом


Задание написать на доске


Преподаватель Л.Н.МЕЛИКЯНЦ


ТЕМА: ОБРАБОТКА МЕЛКИХ ДЕТАЛЕЙ.

К мелким деталям одежды относят клапаны, листочки, хлястики, паты, шлёвки, пояса, погоны .

Обработка клапана

Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок - схема


Клапан - это деталь кармана, закрывающая вход в него и одновременно служит отделочным элементом.

Клапаны бывают различными по форме и способу обработки


1.Обработка клапана обтачным швом.

1.Детали кроя –клапан, подклапан, прокладка клапана

Клапан выкраивают из основной детали. Нить основы

( н.о.) проходит сверху вниз как на полочке. Длина клапана равна длине входа в карман.

Ширина клапана зависит от модели(5.5~8см). Припуск на обработку краев детали:

по верхнему срезу- 1,5см;

по боковым сторонам и нижнему срезу клапана 0,5-0,7см.


Подклапан выкраивают из подкладочной ткани. Нить основы проходит параллельно верхнему срезу. Подклапан меньше клапана ,по боковым сторонам и нижнему срезу на ширину канта 0,2-0,3см


Прокладка клапана выкраивается из клеевой ткани. Клеевая прокладка может попадать в шов обтачивания на 0,1-0,2см или нет в зависимости от свойств ткани верха.

2.Дублируют клапан.

Складывают клеевую прокладку с изнанкой клапана и приклеивают утюгом, через влажный проутюжильник.


3. Смётывают клапан с подклапаном

Складывают клапан с подклапаном лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы , смётывают прямыми стежками со стороны основной детали(клапана) на расстоянии0,3-0,4см от срезов с посадкой клапана в уголках. Посадка в 1.5-3мм делается для того , чтобы углы клапана не отгибались наружу. Длина прямых стежков 0,6-0,8см.

4. Обтачивание клапана

Обтачивают клапан со стороны подклапана швом шириной 0,5-0,7см. Нитки смётывания удаляют, высекают углы, оставляя припуск 0,2-0,3см

5.Вымётывание клапана

Вывертывают клапан на лицевую сторону и вымётывают край клапана со стороны подклапана с образование канта из основной детали(клапана).

Ширина канта 0,1-0,3см;

длина косых стежков 0.7-0,8см;

ширина шва вымётывания 0,5-0,7см.

6.Закрепление края клапана

Край клапана можно закрепить

1-отделочной строчкой

( ширина шва по модели);

2 -вспушными стежками

( частота стежков 3 в 1см);

3 –клеевой паутинкой.

Удаляют нитки вымётвания.

7.Приутюживают клапан в готовом виде


Примечание

Приутюживают клапан со стороны подклапана ,через влажный проутюжильник до полного удаления влаги.

На готовом клапане намечают

линию притачивания к полочке

Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок - схема

Соединение клапана с изделием.

1.Накладывают клапан подклапаном вверх По намеченной линии на основной детали изделия, совмещая линии разметки на изделии и клапане.

2.Притачивают клапан швом шириной 0,5-0,7см

3.Подрезают припуски, оставляя 0,2-0,3см

4. Заутюживают клапан вниз.

5.Прокладывают вторую строчку на расстоянии 0,5-,0,7см

от шва притачивания.

Клапан с кантом






Клапан с оборкой

Кант- полоска ткани, выкроенная по косой нити шириной 2,0-2,5см и заутюженная вдоль посередине

детали.

Примётывают и притачивают отделку ( строчка 1)

Обтачивают клапан подклапаном ( строчка 2)


2.Обработка клапана окантовочным швом

Детали клапана и подклапана соединяют машинной строчкой со срезам, предварительно сложив их изнаночными сторонами внутрь, швом шириной 0,3-0,7см (строчка 1).

Окантовывают срезы клапана тесьмой или полоской ткани

( строчка 2).Смотри выполнение окантовочного шва с закрытым срезом.

Обработка листочки

Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок - схема


Листочка - это деталь, являющаяся составной частью кармана.

Листочки бывают 2-х видов:

- с настрочными концами (рис.1)

- с втачными концами (рис.2)


Стрелками показан вход в карман.

рис.1


рис.2

1.Обработка листочки с настрочными концами

1.1.Выкраивание листочки.

Листочку выкраивают цельнокроеной с подлисточкой

(1 деталь). Нить основы проходит вдоль листочки ( в тканях без рисунка) и совпадает с нитью основы на полочке( в тканях в клетку, полоску).

Припуск по боковым сторонам равен 0,5-0,7см; по долевому срезу – 1,5см.

1.2.Проклеивание листочки.

Клеевая прокладка листочки :

-на верхнем рисунке для тонких тканей;

- на нижнем рисунке для толстых и рыхлых тканей, легко растяжимых.



1.3.Обтачивают концы листочки

Листочку перегибают лицевой стороной внутрь и обтачивают концы швом шириной 0,5-0,7см.

Углы высекают припуски подрезают оставляя 0,2-0,3см

1.4.Вымётывают листочку.

Листочку вывертывают на лицевую сторону, выправляют концы и вымётывают прямыми стежками на 0.5-0,7см от края.


1.5.

Приутюживают листочку

Со стороны подлисточки, через влажный проутюжильник .


1.6.Прокладывают отделочную строчку по листочке

Прокладывают отделочную строчку по листочке ,в зависимости от модели и вида ткани.

Ширина строчки по модели.

Удаляют нитки вымётывания .

1.7.

Приутюживают листочку в готовом виде.

Приутюживают деталь со стороны подлисточки, через влажный проутюжильник до полного удаления влаги.



2.Обработка листочки с втачными концами.

2.1. Выкраивание листочки


Листочку выкраивают цельнокроеной с подлисточкой

(1 деталь). Нить основы проходит вдоль листочки ( в тканях без рисунка) и совпадает с нитью основы на полочке( в тканях в клетку, полоску).

Длина листочки равна :

Длина кармана+ (3-4см , т.е. по 1-1,5см с каждой стороны ). Длина кармана зависит от размера изделия и вида ткани.

Ширина листочки равна:

(Ширина листочки в готовом виде +1,5см)х 2.

Ширина листочки в готовом виде зависит от толщины ткани и модели(2-5см).




2.2.Проклеивание листочки

Клеевая прокладка листочки :


- для толстых тканей;





- для тонких тканей

2.3.Изготовление листочки

Заутюживают листочку,

уравнивая срезы.



Обработка пат, хлястиков, поясов ,шлёвок.


Наименование операции

Технические условия на выполнение операции

Рисунок - схема

1.Обработка хлястиков.

Хлястики, паты и погоны – это отделочные элементы одежды. Паты располагаются на рукавах, хлястики- на полочках и спинках, погоны- на плечевых швах

2. Обработка шлёвок

2.1.В изделиях из тонких тканей

Шлёвки складывают вдвое вдоль, лицевой стороной внутрь уравнивают срезы и стачивают швом шириной 0.5-0,7см.

Шов разутюживают.

Вывертывают шлёвку на лицевую сторону и приутюживают так ,что бы шов оказался посередине.

2.2.На краеобмёточной машине


2.3.На стачивающей и краеобмёточной машине





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!