СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Троицкий технологический техникум»
Методическая разработка
Тема: Влияние физических упражнений на развитие физических качеств подростков.
Выполнил преподаватель физической культуры
Дубынин Дмитрий Владимирович
Троицк 2021
Содержание
Введение………………………………………………………………... 1. Проблема развития физических качеств у подростков в психолого-педагогической литературе………………………...………… 2. Раскрытие сущности понятия «физические качества» применительно к теме исследования ……………………………………… 3. Методические рекомендации по организации работы по развитию физических качеств у подростков………………………..
Заключение……………………………………………………………. Список литературы………………………..………………………....
| 3
|
Введение
Актуальность исследования. Средневековый персидский ученый, философ и врач Авиценна считал, что: «Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении».
Современные условия развития общества ставят перед подрастающим поколением новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути решения, и делать выбор между современными технологиями и своим физическим здоровьем. Развитие современных интернет ресурсов приводит к малоподвижному образу жизни подростков. И именно занятие спортом и физическими упражнениями позволит подросткам расти физически здоровыми.
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего подростка характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую, командную деятельность. Именно в спортивных секциях, по командным видам спорта, командное и предметное взаимодействие способствует оптимальному развитию физических и психологических качеств человека.
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме развития двигательных качеств посвящены исследования В.М.Зациорского, Б.Х.Ланда, В.И.Ляха и др.: и исследованиях Б.Х.Ланда анализируются физиологические особенности развития физических качеств подростков;
- в аспекте выбранной темы важны работы, в которых описываются теоретические основы, методики и технологии физкультурного образования.
Вместе с тем особенности современного образования предопределяют необходимость рассмотрения проблемы развития физических качеств с новых позиций. Таким образом, возникают противоречие между:
- необходимостью организации развития физических качеств не только на уроках по физической культуре, но и во внеурочное время.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогической науке обусловили выбор темы исследования: « развитие физических качеств у подростков».
Объект исследования - физическое развитие подростков.
Предмет исследования – развитие физических качеств у подростков.
Цель исследования – разработать программу развития физических качеств подростков, используя опыт работы спортивной секции по черлидингу.
Гипотеза исследования – В теории и методике физической культуры накоплен значительный материал состоящий из теоретических знаний и практических упражнений по развитию и совершенствованию физических качеств. Исходя из выше сказанного, осмелюсь утверждать: « Что занятие спортом, физической культурой и любыми физическими упражнениями способствуют развитию физических качеств, а соответственно укреплению здоровья».
Исходя из цели и гипотезы, были определены задачи исследования:
На основе анализа методической литературы ознакомиться с проблемами развития физических качеств у подростков.
Раскрыть сущность понятий «физические качества» применительно к теме исследования.
Разработать методические рекомендации по развитию физических качеств, исходя из опыта работы.
Проблемы развития физических качеств у подростков
В век глобальной интернетизации количество непрерывно возникающей новой информации превышает человеческие возможности её усвоения. Научный прогресс смещает центр тяжести нагрузки человека с физической сферы на психическую и умственную. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека.
Однако отношение большинства участников образовательного процесса к предмету «физическая культура», единственному, формирующему у подростков жизненно необходимые физические качества, способствующие через разнообразную двигательную активность гармоничному физическому развитию и, как следствие, профилактике заболеваемости, оставляет желать лучшего.
По данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, недопустимо низкая двигательная активность отмечена у 25% учащихся. У 35% она не соответствует норме, способствующей гармоничному развитию и сохранению здоровья подростка. Здоровью подростка не способствуют и значительные учебные перегрузки. А также рост асоциальных явлений в молодёжной среде, вызванных нерациональной организацией досуга.
Тревожная статистика состояния здоровья озвучена на заседании Госсовета по физической культуре и спорту. Более 50% юношей и девушек, окончивших школу уже имеют 2-3 хронических заболевания. Лишь 15% выпускников можно считать здоровыми. Здоровье нации – категория экономическая, политическая, определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал страны и её обороноспособность. Только здоровые люди могут произвести материальные блага, успешно учиться и стать работоспособными специалистами. Без них не возможен ни научный прогресс, ни успехи в экономике и других отраслях.
Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков. Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях.
Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.
Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.
Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.
Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.
Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.
Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, ловкость и подвижность в суставах.
Оба термина — «двигательные» и «физические» качества – правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества». Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин — «психомоторные качества».
Двигательные качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у ряда качеств наблюдаются сходные психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга. В настоящее время невозможно дать законченную классификацию, а тем более точно сослаться на механизмы проявления различных качеств.
Тем не менее ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие — особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движений) в большей мере обусловлена центрально нервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительной мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом.
Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого.
Целесообразно различать простые и сложные двигательные качества. К последним относится, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости — качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).
Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание»— это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле — улучшение, развитие того, чем обладает человек.
Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в данный момент специально не развиваются, В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других — «диссоциация физических качеств». Один из известных механизмов такого явления — антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних замедляет развитие других, и наоборот.
Возрастное развитие двигательных качеств характеризуется гетерохронностью (разновременностью). Это значит, что разные двигательные качества достигают своего естественного максимального развития в разном возрасте (скоростные качества — в 13-15 лет, силовые — в 25-30 лет и т. д.).
Разнонаправленность изменения двигательных качеств проявляется особенно в период полового созревания. В этот период резко увеличиваются темпы развития скоростно-силовых качеств, а координация движений, дозирование параметров движения останавливаются в развитии либо несколько регрессируют. Это связано с изменением нейродинамики: ростом возбуждения, подвижности нервных процессов, стимулирующих проявление скоростно-силовых качеств и тормозящих координационные возможности.
Периоды, которые характеризуются значительными изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических или сензитивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств. Для разных двигательных качеств сензитивные периоды различны (таблица № 1).
Таблица №1
Сенситивные возрастные периоды развития физических качеств
Двигательное качество | Возрастной период |
Аэробные возможности (общая выносливость) | с 10 до 12 лет 17-18 лет |
Специальная выносливость (спринтерская) | с 14 до 16 лет |
Анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) | с 13 до 15 лет с17 до 19 лет |
Быстрота: - показатели темпа движений; - скорость одиночного движения; - двигательная реакция | с 9 до 12 и с 14 до 16 лет с 9 до 13 лет с 9 до 12 лет |
Скоростно-силовые качества | 9-10 лет с 14 до 17 лет |
Абсолютная сила | с 14 до 17 лет |
Гибкость | с 7 до 10 лет с 13 до 14 лет |
Ловкость | с 7 до 10 лет 16-17 лет |
Многочисленными исследованиями установлено, что физические качества ребенка бурно развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития человека. Практика показывает, что физические качества ребенка можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие именно в те возрастные периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться.
2. Понятие «физические качества»
Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующиx силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
– анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
– физиологические (особенности сердечно-сосудистой, дыхательной систем – показатели МПК, периферического кровообращения и др.);
– биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
– телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
– хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и само регуляции психических состояний и др.). О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки. Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Однако эффект тренировки способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Скорость, сила, скоростно-силовые способности и методические рекомендации их развития
Скоростные способности – возможность человека совершать двигательное действие в минимальный промежуток времени либо выполнять максимальное количество движений в единицу времени.
Их проявление зависит от:
а) латентного времени скрытой реакции на сигнал;
б) от скорости одиночного движения;
в) от частоты движения.
На первом этапе необходимо разносторонне развивать скоростные способности (быстроту реакции, частоту движений, скорость одиночного движения, быстроту целостных действий). Благоприятный период для развития скоростных способностей у мальчиков и девочек от 7 до 11 лет.
На втором этапе следует стремиться к максимальному развитию скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где быстрота реакции и быстрота действия играют существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства и др.).
На третьем этапе совершенствуют скоростные способности, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, в авиации).
Выделяют три группы упражнений для развития скоростных способностей:
1. Упражнения, которые целенаправленно воздействуют на отдельные компоненты скоростных способностей: а) быстроту реакции; б) скорость выполнения отдельных движений; в) улучшение частоты движения; г) улучшение стартовой скорости; д) скоростную выносливость; е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
В многочисленных исследованиях показано, что все вышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен. Прямой положительный перенос имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые и программирующие стороны, а также двигательный состав. Специфические особенности скоростных способностей требуют применения соответствующих тренировочных средств и методов по каждой их разновидности.
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все компоненты скоростных способностей (например, спортивные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).
3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость); б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Для развития частоты движений применяются: циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений: бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством; быстрые движения руками и ногами, выполняемые в высоком темпе, упражнение на повышение скорости расслабления мышц после их сокращения.
Методы развития скоростных способностей: 1) метод строгого регламентированного упражнения; 2) соревновательный метод; 3) игровой метод.
Для определения уровня развития скоростных способностей применяют контрольные упражнения (моторные тесты). Для оценки скорости одиночного движения применяют биомеханическую аппаратуру. Для оценки максимальной частоты движений в разных суставах применяется специальный тренинг-тест за 5-20 с; регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной). Для оценки скоростных способностей, проявляемых в целостных двигательных действиях, используют бег на дистанциях 30, 60, 100 м с низкого или высокого старта. Время измеряется секундомером и автоматически с помощью специальных устройств.
Скоростно-силовые способности, проявляются в действиях, где наряду с силой требуется высокая скорость движений (легкоатлетические прыжки и метания, спринт, единоборства, рывок штанги и т. д.). Некоторые из таких скоростно-силовых проявлений получили название взрывной силы. Этим термином обозначают способность достигать максимума проявляемой силы по ходу движений в возможно меньшее время (оценивается, в частности, скоростно-силовым индексом – отношением максимального значения силы в данном движении ко времени достижения этого максимума). В качестве специфического фактора некоторых скоростно-силовых способностей спортсмена выделяют так называемые реактивные свойства мышц. Они проявляются в движениях, включающих мгновенное переключение от уступающего к преодолевающему режиму работы мышц (при отталкиваниях в тройном прыжке после приземления с амортизационным сгибанием толчковой ноги), и характеризуются тем, что мощность преодолевающих усилий увеличивается под влиянием предварительного быстрого «принудительного» растягивания работающих мышц за счет кинетической энергии перемещаемой массы (в указанном примере – массы собственного веса тела спортсмена в фазе амортизационного приземления). Очевидно, развитие этих свойств двигательного аппарата спортсмена во многом определяет успех в легкоатлетических и акробатических прыжках, в прыжковых элементах спортивной гимнастики, фигурного катания на коньках, спортивных игр и т. д. Известно, что развитие скоростно-силовых способностей обусловлено в той или иной мере развитием собственно силовых способностей. Вместе с тем максимальные показатели скорости движений не связаны прямо пропорционально с максимальными проявлениями силы. Напротив, с механической точки зрения они находятся в обратной зависимости – согласно так называемому «основному уравнению мышечной динамики» А. Хилла.
Сила – это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему посредством мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности – это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Различают собственно силовые способности и их соединение с другими способностями: скоростно-силовые способности, силовая выносливость и силовая ловкость.
Собственно-силовые способности характеризуются тем, что основную роль в их проявлении играет активация процессов максимального и около максимального мышечного напряжения. В наибольшей мере эти способности проявляются при максимальных мышечных напряжениях статического (изометрического) типа, совершаемых без изменения длины мышц и перемещения звеньев тела, а также с медленным сокращением мышц, преодолевающих около предельное отягощение. В соответствии с этим различают статическую силу и динамическую медленную силу. Собственно-силовые способности проявляются в мышечных сокращениях уступающего характера, когда происходит удлинение работающих мышц под воздействием сверх предельного отягощения (как, например, при вынужденном приседании под воздействием достаточно большого отягощения, когда мышцы разгибатели напрягаются в условиях их принудительного растягивания). Таким образом, собственно-силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающим и статическом режиме работы мышц. Самые благоприятные периоды развития силы у мальчиков и юношей – от 13-14 до 17-18 лет, а у девочек и девушек от 11-12 до 15-16 лет. Наиболее значительные темпы прироста относительной силы у детей наблюдаются с 9 до 11 лет.
Абсолютная сила – максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении. В движениях с небольшим внешним сопротивлением она не имеет значения, но если сопротивление значительно, приобретает существенную роль; в скоростно-силовых упражнениях связана с максимально возможными усилиями в минимальный отрезок времени.
Относительная сила – это показатели максимальной силы в перерасчете на 1 килограмм массы тела. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело (спортивная гимнастика, прыжки в высоту, в длину), имеет большое значение.
Развитие собственно-силовых способностей может быть направлено на:
1) развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания);
2) на развитие общей силы (укрепление опорно-двигательного аппарата);
3) на строительство тела (бодибилдинг).
Средства развития силы: 1) упражнения с внешним сопротивлением; 2) упражнения с преодолением веса собственного тела; 3) изометрические упражнения.
Упражнения с внешним сопротивлением являются одними из самых эффективных средств развития силы и подразделяются на:
1) упражнения с тяжестями, в том числе и на тренажерах, с помощью, которых можно преимущественно воздействовать не только на отдельные мышцы, но и на отдельные части мышц;
2) упражнения с партнером;
3) упражнения с сопротивлением упругих предметов (резиновых амортизаторов, жгутов, различных экспандеров и т.п.), которые целесообразно применять на самостоятельных занятиях; их преимущество заключается в небольшом собственном весе, малом объеме, простоте использования и транспортировки, широком диапазоне воздействия на различные группы мышц;
4) упражнения в преодолении сопротивления внешней среды эффективны при тренировке в ускоренном передвижении и силовой выносливости (например, бег в гору или по песку, снегу, воде, против ветра и т. п.).
Упражнения в преодолении собственного веса широко применяются во всех формах занятий по физической подготовке и подразделяются на:
1) гимнастические силовые упражнения: подтягивание на перекладине, подъем переворотом силой, сгибание – разгибание рук в упоре лежа и др.;
2) легкоатлетические прыжковые упражнения: однократные и «короткие» прыжковые упражнения, включающие до пяти повторных отталкиваний, «длинные» прыжковые упражнения с многократным отталкиванием на отрезках 30-50 м, прыжки через легкоатлетические барьеры, прыжки в глубину с возвышения с последующим отталкиванием;
3) упражнения в преодолении препятствий (забора, рва и т. д.) на специальных тренировочных полосах.
Изометрические упражнения способствуют одновременному напряжению максимально возможного количества моторных единиц работающих мышц. Различают упражнения в пассивном напряжении (удержание груза и т. п.) и упражнения в активном напряжении мышц (в течение 5-10 с в определенной позе). Тренировка с использованием изометрических упражнений занимает относительно мало времени, а оборудование для ее проведения довольно простое. Особенно ценны эти упражнения при длительном нахождении в условиях гиподинамии и ограниченного пространства. Однако использовать статические упражнения следует с большой осторожностью, сочетая их с динамическими упражнениями, а также следуя принципу систематичности и последовательности наращивания нагрузки.
Выносливость и методические рекомендации ее развития
Выносливость — это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плавание и т.п.) – минимальное время преодоления заданной дистанции. В игровых видах деятельности и единоборствах – время, в течение которого осуществляется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложно координационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (гимнастика, фигурное катание и т. п.), показатель выносливости – стабильность технически правильного выполнения действия.
Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.
Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности.
Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.). Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей. Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и дольше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Главная задача при развитии выносливости у детей состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания. Существуют также задачи по развитию скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости. Решить их – значит добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей. Наконец, еще одна задача вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в видах спорта, избранных в качестве предмета спортивной специализации.
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут. В практике физического воспитания применяют самые разнообразные по форме физические упражнения циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), передвижения на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7-8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др.
Основные требования, предъявляемые к ним, следующие:
– упражнения должны выполняться в зонах умеренной и большой мощности работ;
– их продолжительность от нескольких минут до 60-90 мин;
– работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью.
Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и обще подготовительные средства.
Для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения:
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей: продолжительность – 10-15 с, интенсивность – максимальная; выполняются повторно-серийным методом.
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности: продолжительность – 15-30 с, интенсивность – 90-100% от максимальной.
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей: продолжительность – 30-60 с, интенсивность – 85-90% от максимальной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать анаэробные и аэробные возможности: продолжительность – 1-5 минут, интенсивность – 85-90% от максимальной.
При выполнении большинства физических упражнений суммарная их нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами: 1) интенсивность упражнения; 2) продолжительность упражнения; 3) число повторений; 4) продолжительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха.
Интенсивность упражнения характеризуется в циклических упражнениях скоростью движения, а в ациклических – количеством двигательных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивности упражнения прямо влияет на работу функциональных систем организма и характер энергообеспечения двигательной деятельности. При умеренной интенсивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыхания и кровообращения без большого напряжения обеспечивают необходимое для организма количество кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в начале выполнения упражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в полной мере, погашается в процессе выполнения работы, и в дальнейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенсивность упражнения получила название субкритической. При повышении интенсивности выполнения упражнения организм занимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (кислородный запрос) будет равна максимальным аэробным возможностям. Такая интенсивность упражнения получила название критической.
Интенсивность упражнения выше критической получила название над критической. При такой интенсивности кислородный запрос значительно превышает аэробные возможности организма, и работа проходит, преимущественно, за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопровождается накоплением кислородного долга.
Продолжительность упражнения имеет обратную относительно интенсивности его выполнения зависимость. С увеличением продолжительности выполнения упражнения от 20-25 с до 4-5 минут особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее увеличение продолжительности упражнения приводит к менее выраженному, но постоянному снижению его интенсивности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспечения.
Число повторений упражнений определяет степень воздействия их на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторений заставляет длительное время поддерживать высокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличение количества повторений ведет к исчерпыванию без кислородных механизмов или к их блокированию ЦНС. Тогда выполнение упражнений либо прекращается, либо их интенсивность резко снижается.
Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значение для определения как величины, так и в особенности характера ответных реакций организма на тренировочную нагрузку. Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависимости от задач и используемого метода тренировки. Например, в интервальной тренировке, направленной на преимущественное повышение уровня аэробной производительности, следует ориентироваться на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120-130 уд/мин. Это позволяет вызвать в деятельности систем кровообращения и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, исходя из субъективных ощущений занимающегося, его готовности к эффективному выполнению очередного упражнения, лежит в основе варианта интервального метода, называемого повторным.
При планировании длительности отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует различать три типа интервалов.
1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту очередного повторения практически такое восстановление работоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повторить работу без дополнительного напряжения функций.
2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная нагрузка попадает на состояние более или менее значительного недовосстановления, что, однако, не обязательно будет выражаться в течение известного времени без существенного изменения внешних количественных показателей, но с возрастающей мобилизацией физических и психологических резервов.
3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха между упражнениями, после которого наблюдается повышенная работоспособность (суперкомпенсация), наступающая при определенных условиях в силу закономерностей восстановительных процессов.
Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть активным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном – заполняет паузы дополнительной деятельностью. При выполнении упражнений со скоростью, близкой к критической, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обратно. Это делает нагрузку более аэробной.
Гибкость и координационные способности.
Гибкость — подвижность в суставах, способность выполнять движения с большой амплитудой. Возможность выполнять движение с оптимальной амплитудой, направлением и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.
С точки зрения морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: активную, пассивную, смешанную. Также различают общую и специальную гибкость. Гибкость у человека зависит от компонентного уровня варьирования соматотипа.
Развивают гибкость с помощью упражнений с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание мышц и связок). Такие упражнения классифицируются не только по активной, пассивной или смешанной форме выполнения, но и по направленности, а также по характеру работы мышц. Поэтому различают динамические, статические и смешанные соматодинамические упражнения на растягивание.
Проявление гибкости зависит от многих факторов: от строения суставов, эластических свойств связок и мышц, а также от нервной регуляции тонуса мышц; от общего функционального состояния организма, от внешних условий; времени суток, температуры мышц и окружающей среды, степени утомления.
Гибкость зависит и от возраста. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13–14 лет и, как правило, стабилизируется к 16–17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13–14 лет не выполнять упражнения на растягивание, то гибкость может начать снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ее ухудшение отмечается у людей старше 50 лет и резкое — после 60 лет.
Поэтому единственная возможность сохранить — это постоянно тренировать подвижность каждого сустава. Упражнения на гибкость в одном занятии выполняются 2–3 раза. В подготовительной части занятия упражнения на гибкость включают в специальную разминку, после хорошего разогрева организма в общей разминке — 6–8 упражнений для подготовки мышечно-суставных сочленений рук, туловища, ног, задействованных, в первую очередь, в основной части занятия. Каждое упражнение выполняется 10–15 раз в последовательности: для рук, туловища и ног.
В основной части занятия (после силовых упражнений) упражнения на гибкость (8–10 упражнений) выполняют сериями (4–5), чередуя с работой основной направленности. Например, с силовыми упражнениями. В случае если развитие гибкости — одна из основных задач занятия, то упражнения на растягивание выделяют в отдельный блок нагрузки, который выполняется во второй половине основной части занятия. Между сериями обязательно следует делать упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 10–12 упражнений пассивного (с помощью партнера, гимнастической стенки и пр.) или активного (выполняемого с помощью собственных мышечных усилий) характера.
В заключительной части упражнения на растягивание (8–10 упражнений) сочетаются с упражнениями на расслабление и самомассажем. Следует обращать особое внимание на растягивание мышц при выполнении силовых упражнений, учитывая их возможный отрицательный эффект на гибкость. В процессе выполнения человеком любой двигательной деятельности имеют дело не с отдельными мышечными сокращениями, а целостным живым организмом, который в аспекте двигательных проявлений представляет собой двигательную функциональную систему. Координирует двигательную функциональную систему кора больших полушарий. Эффективность двигательной функциональной системы во многом определяется возрастным созреванием двигательного и вестибулярного анализаторов.
Так, мышцы участвуют в непосредственных процессах, связанных с осуществлением координации движений, а нервная система управляет этими процессами на основе информации из различных органов чувств и индивидуального опыта.
В.И. Лях (1995), давая определение координационным способностям, определяет их как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Автор выделяет следующие виды координационных способностей: «специальные» (возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями), «специфические» (возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке отдельными специфическими заданиями «на координацию» — «на равновесие», «ритм», «ориентирование в пространстве», «реагирование», «перестроение двигательной деятельности», «согласование», «дифференцирование параметров движений», «сохранение статокинетической устойчивости» и др.) и «общие» (потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регуляции различными по происхождению и смыслу двигательными действиями).
В настоящее время известно, что каждая из вышеназванных координационных способностей не является однородной, а имеет сложную структуру. В.И. Лях дает следующую их трактовку: способность к ориентированию есть возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении; способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (позиций углов в суставах), силовых (состояние напряжения в рабочих мышцах) и временных (высокое чувство микро интервалов времени) параметров движений; способность к реагированию позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал целым телом или его частью (рукой, ногой, туловищем); способность к перестроению двигательных действий — это быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям; способность к согласованию — соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации; способность к равновесию — сохранение устойчивости позы (равновесия) в тех либо иных статических положениях тела (в стойках), по ходу выполнения движений (в ходьбе, вовремя выполнения акробатических упражнений, в борьбе с партнером); способность к ритму — способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями; вестибулярная (статокинетическая) устойчивость — способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов и др.); произвольное расслабление мышц — способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Результаты научных исследований позволяют главными критериями оценки координационных способностей считать правильность, быстроту, рациональность и находчивость с их качественными и количественными характеристиками. В этой связи свои координационные способности ребенок может проявлять только через одно какое-либо свойство; например, это точность попадания в цель; быстрота выполнения сложного в координационном отношении движения; экономичность перемещения и расходования физических сил в непростых условиях внешней среды; стабильность выполнения двигательных навыков в непредвиденных, сбивающих с толку воздействиях и т.п. Чаще всего такими комплексными критериями оценки выступают показатели эффективности (результативности) выполнения целостных целенаправленных двигательных действий или совокупности этих действий, предъявляющих спрос к координационным способностям ребенка.
Классификация координационных способностей, применительно к школьному возрасту группа авторов (П. Хиртц, Г. Людвиг, Ж. Вельнитц, 1981) предлагает выделять следующие способности к координации: способность к равновесию, ориентировке в пространстве, воспроизведению ритма, реакциям и дифференцированиям.
Координацию движений развивают:
ходьба, бег; прыжки руки в стороны, ноги вместе;
руки вверх, ноги в стороны;
повороты на месте; приседания, руки вперед, вверх, в стороны;
простейшие сочетания изученных упражнений;
выставление ноги вперед на носок, назад на носок, влево и вправо на носок,
руки на пояс, вверх, в стороны, за голову;
лазанья по гимнастической стенке вверх и вниз с правильной координацией движений рук и ног;
упражнения с флажками: флажки вперед, вверх, в стороны, к плечам, круговые движения вперед и назад, стоя на месте, в ходьбе на месте и в движении;
то же — с теннисным мячом;
ходьба с хлопками на каждый шаг, только на шаг левой, правой ногой;
метания теннисных мячей правой и левой рукой одновременно и по очереди;
прыжки – два на месте, два с продвижением, руки на поясе (возможны варианты);
круговые движения вперед и назад одной, двумя руками, встречные движения;
взмахи ногами вперед, назад, влево, вправо, стоя у гимнастической стенки;
передвижения на лыжах различными ходами;
перекатывание и передача мячей в парах, тройках;
подбрасывание мяча левой, ловя правой рукой (и наоборот);
наклоны к левой и правой ноге с поворотами туловища;
приседания на всей стопе и на носке поочередно, держась руками за рейку гимнастической стенки;
выполнения на память 3–4 упражнений;
прыжки в длину с разбега, согнув ноги, в высоту — перешагиванием;
Оценивая координационные способности, педагог должен иметь в виду, что вышеназванные критерии в одних случаях могут характеризовать явные (абсолютные), а в других латентные, или скрытые (относительные, парциальные) показатели координационных способностей.
Основным методом диагностики координационных способностей детей являются двигательные тесты. Специалиста ми разных стран определены основные теоретические и методические положения, которые следует учитывать при выборе тестов; отобраны тесты, пригодные для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих уровень развития двигательно-координационных способностей всех возрастно-половых групп; разработана методика тестирования; установлены добротные, надежные и информативные тесты; по ряду из них разработаны нормативы с учетом возраста и пола детей; подготовлены рекомендации по применению тестов в реальных условиях. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что объективность используемых критериев, их конкретность и доступность дают возможность получить срочную информацию о результатах действий. Это позволяет самостоятельно корректировать параметры движения, анализировать подготовительные и основные действия, находить и исправлять ошибки как с помощью педагога, так и самостоятельно. Таким образом, успешность физкультурно-оздоровительной работы обусловлена своевременностью и систематичностью контроля, объективностью оценки количественных и качественных показателей усвоения учебного материала, полнотой учета итоговой работы за определенный период времени. Объективный и системный контроль помогает педагогу более точно управлять процессом физического совершенствования детей, подростков, юношей.
3. Методические рекомендации по организации работы по развитию физических качеств.
Об усовершенствовании работы по развитию физических качеств, постараюсь раскрыть на примере работы спортивной секции по черлидингу. Тренировки по черлидингу посещают дети от 5 до 18 лет. Занимаются по 2 часа, три раза в неделю. На тренировках ведется работа над развитием выносливости, гибкости, координации, силы, быстроты. Выполняются упражнения по общей физической подготовке (прыжки, силовые упражнения, задания на развитие гибкости), а так же по специальной физической подготовке ( упражнения присущие именно этому виду спорта: чир прыжки, чир данс, станты, пирамиды). Именно эти физические качества необходимы черлидерам для выступлений. Сравнительный анализ уровня развития физических качеств будет приведен в таблице №2. Итак, что такое черлидинг:
Черлидинг – это неолимпийский вид спорта, в котором спортсмены соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с предметом: помпонами и атрибутами: мегафонами, флагами, табличками и др. под музыку.
Черлидинг (ЧИРЛИДИНГ), (CHEERLEADING).Система специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармоничного физического развития.
ЧИРЛИДИНГ (англ. cheerleading, от cheer — одобрительное, призывное восклицание и lead — вести, управлять), организованная поддержка спортивных команд во время соревнований группой специально подготовленных людей (преимущественно, девушек), одетых в униформу (как правило, соответствующих клубных цветов); также самостоятельная спортивная дисциплина.
В процессе занятий черлидингом формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.
Черлидинг учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой, способствует развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.
Богатство, разнообразие и доступность черлидинга, эффективное воздействие на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся: возрастной, медицинский, на любой стадии физической подготовленности.
Средства черлидинга соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского и мужского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела.
Черлидинг как физкультурно-спортивное массовое движение применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства: элементы гимнастики, акробатики, танцы, яркие атрибуты - программы, где можно кричать, эмоционально выражать свои чувства используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.
Черлидинг, как спортивный вид предъявляет значительные требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные черлидеры характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.
Сложность структуры двигательных действий черлидеров обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти черлидеров, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движений.
Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.
Перечисленные выше особенности черлидинга характеризуют в основном деятельность спортсменов в условиях тренировочных занятий. Условия, в которых протекают соревнования, значительно отличаются от условий тренировок. Для эффективного преодоления трудностей, создаваемых соревновательной деятельностью (эмоциональная напряженность, стартовая лихорадка и т. п.), черлидеры должны обладать: сообразительностью, смелостью, уравновешенностью, самообладанием, настойчивостью, стремлением к успеху.
Разносторонность черлидинга позволяет гармонично развиваться всем физическим, психологическим качествам ребёнка. Разносторонность- это и умение работать в команде, лидерство, актёрство, навыки пластики и разнообразие движений, техники, самовыражение через эмоции, соревнования, фестивали.
Специалисты отмечают, что в настоящее время продолжает расти негативная тенденция, связанная с отсутствием заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, что способствует снижению двигательной активности, физической и функциональной подготовленности учащихся. В данное время проблема совершенствования физического воспитания в дополнительном образовании, а также в школе является предметом внимания специалистов, и ее решение направлено на поиск новых, нетрадиционных средств проведения занятий с учетом мотивационной сферы учащихся.
В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость внесения изменений в процесс физического воспитания учащихся, а именно: совершенствование учебного процесса средствами определенного (избранного) вида двигательной активности. В настоящее время большой популярностью пользуются различные виды гимнастики танцевальной направленности, что является одним из эффективных средств вовлечения учащихся в систематические занятия физическим упражнениями. В последнее десятилетие стала популярной такая форма двигательной активности, как физкультурно-показательные выступления, используемые перед началом и в конце соревнований различного ранга, а также в перерывах. Физкультурно-показательные вступления способствуют повышению качества учебной работы, интерес к учебе, росту спортивного мастерства, развитию морально-волевых, психологических и физических качеств. Обстановка в которой проходят выступления, наличие зрителей, судей, определенная цель, стоящая перед учащимися, требует высокой дисциплины, настойчивости, выдержки, проявления коллективизма и других ценных личностных качеств. Черлидингом могут заниматься все: худенькие, полненькие, пышущие здоровьем и ослабленные, бойкие и стеснительные. Физическое развитие, общение со сверстниками, доброжелательный подход помогают выявлению творческих задатков, лидерских качеств, преодолению комплексов и стремления к успеху
Приведенные ниже в таблицах показатели физической подготовленности явно отображают уровень развития физических качеств у детей не занимающихся спортом и у детей систематически посещающих тренировки. В таблице приведены контрольные нормативы по общей физической подготовке, включающие в себя: поднимание туловища из положения лежа на спине (пресс) за 1 минуту, определяющие силу брюшного пресса, наклон вперед из положения сидя, определяющие гибкость спины, статической напряжение, позволяющее определить силу мышц спины, прыжки через скакалку, выявляющие скоростную выносливость, отжимание, выявляющее силу рук. А так же тесты по специальной физической подготовке, а конкретно гимнастике: мост, шпагаты поперечный и продольный, кувырок вперед, переворот боком т.е. колесо. Все это есть в школьной программе по физической культуре. За выполнение этих упражнений детям выставлялись оценки по 5 бальной шкале.
Анализируя показатели в таблице № 2 можно сделать вывод, что у детей занимающихся спортом значительно выше показатели по общей физической подготовке, и значительно выше результаты по выполнению гимнастических упражнений.
Таблица №2
Протокол контрольного тестирования физической подготовленности учащихся МБОУ СОШ № 10 октябрь 2017-2018 уч.год.
Ф.И. | возраст | Пресс 1 мин. | наклон | Спина Сек. | Скакалка 1мин. | отжимание | мост | шпагат | кувырок | колесо | Уровень физ. подготовки |
Микушина Кира | 11 | 34 | 10 | 45 | 63 | 5 | 2 | 2 | 3 | 2 | низкий |
Сердюкова Лина | 12 | 42 | 12 | 35 | 56 | 6 | 3 | 2 | 3 | 3 | низкий |
Милогородская Тая | 11 | 37 | 17 | 50 | 42 | 12 | 3 | 3 | 4 | 3 | низкий |
Юрова Арина | 12 | 41 | 12 | 55 | 53 | 15 | 2 | 2 | 3 | 2 | низкий |
Ефремава Ульяна | 10 | 35 | 6 | 40 | 43 | 10 | 2 | 3 | 3 | 2 | низкий |
Кулагина Даша | 10 | 43 | 10 | 45 | 71 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | низкий |
Ярулина Дарина | 10 | 35 | 14 | 35 | 26 | 16 | 3 | 3 | 3 | 2 | низкий |
Певнева Любава | 12 | 28 | 13 | 20 | 29 | 8 | 3 | 4 | 4 | 4 | низкий |
Яушева Юля | 12 | 31 | 12 | 35 | 50 | 6 | 2 | 3 | 3 | 3 | низкий |
Шагеева Софья | 12 | 35 | 5 | 45 | 38 | 12 | 4 | 4 | 4 | 4 | низкий |
Антонов Влад | 10 | 28 | 6 | 50 | 21 | 20 | 2 | 3 | 3 | 4 | низкий |
Лаш Полина | 11 | 21 | 12 | 25 | 32 | 14 | 2 | 3 | 3 | 3 | низкий |
ПРОТОКОЛ контрольного тестирования физической подготовленности черлидеров, 1-2 год обучения. Команда Алекс бейби октябрь, 2017-2018 уч.год.
Ф.И. | возраст | Пресс 1 мин. | наклон | Спина Сек. | Скакалка 1мин. | отжимание | мост | шпагат | кувырок | колесо | Уровень физ. подготовленности |
Фоменко Виктория | 11 | 56 | 11 | 180 | 71 | 63 | 5 | 3-3 | 5 | 5 | средний |
Партолина Вероника | 10 | 33 | 22 | 105 | 35 | 6 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | средний |
Жемансаринова Жанна | 12 | 49 | 15 | 135 | 65 | 15 | 5 | 4-4 | 5 | 5 | средний |
Шипилова Анна | 11 | 35 | 2 | 60 | 36 | 4 | 2 | 2-3 | 3 | 1 | низкий |
Агаева Алина | 10 | 17 | 18 | 60 | 46 | 2 | 4 | 2-3 | 3 | 1 | низкий |
Абгорян Гоарик | 11 | 62 | 10 | 210 | 10 | 12 | 4 | 2-3 | 4 | 3 | средний |
Казанцева Виктория | 12 | 37 | 0 | 180 | 89 | 29 | 5 | 2-3 | 5 | 4 | ниже среднего |
Кочетова Анна | 12 | 32 | 17 | 120 | 46 | 21 | 5 | 4-3 | 5 | 2 | ниже среднего |
Харькова Екатерина | 12 | 21 | 10 | 180 | 18 | 30 | 4 | 5-5 | 3 | 2 | низкий |
Коломыцева Юлиана | 10 | 24 | 16 | 265 | 13 | 3 | 4 | 5-5 | 4 | 4 | средний |
Городилова Вера | 11 | 12 | 7 | 35 | 13 | 6 | 4 | 5-5 | 5 | 4 | низкий |
Уздяева Валерия | 11 | 47 | 13 | 120 | 67 | 1 | 5 | 4-4 | 4 | 4 | средний |
Уланова Полина | 10 | 23 | 15 | 75 | 69 | 20 | 5 | 4-5 | 4 | 3 | ниже среднего |
Васильева Арина | 10 | 36 | 17 | 145 | 69 | 9 | 4 | 2-3 | 3 | 4 | низкий |
Свечина Анна | 10 | 37 | 11 | 180 | 25 | 3 | 5 | 3-4 | 5 | 4 | низкий |
Картавкина Арина | 10 | 11 | 18 | 145 | 29 | 13 | 5 | 5-5 | 3 | 4 | низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Протокол контрольного тестирования физической подготовленности черлидеров, 2-3 год подготовки. Команда Алекс октябрь, 2017-2018 уч.год.
Ф.И. | возраст | Пресс 1 мин. | наклон | Спина Сек. | Скакалка 1мин. | отжимание | мост | шпагат | кувырок | колесо | Уровень физ. подготовленности |
Печёнкина Анна | 11 | 37 | 20 | 260 | 98 | 24 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Ведрова Карина | 11 | 56 | 28 | 80 | 100 | 48 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Миняева Виктория | 11 | 50 | 23 | 75 | 89 | 26 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Киселёва Злата | 12 | 48 | 21 | 185 | 93 | 35 | 5 | 4-4 | 5 | 4 |
|
Жилкина Анастасия | 12 | 35 | 23 | 185 | 56 | 31 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Румянцева Валерия | 12 | 35 | 23 | 185 | 119 | 31 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Мазурец София | 11 | 37 | 25 | 80 | 55 | 15 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | выше среднего |
Мингажева Виктория | 12 | 33 | 28 | 75 | 68 | 18 | 5 | 4-5 | 5 | 5 | выше среднего |
Патракова Елизавета | 12 | 33 | 29 | 170 | 55 | 41 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Проскурина Лейла | 11 | 43 | 24 | 180 | 92 | 30 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Хомченко Мария | 10 | 42 | 23 | 150 | 90 | 48 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Зайцева Елена | 12 | 36 | 32 | 180 | 87 | 31 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Ширяева Аделина | 12 | 48 | 22 | 120 | 59 | 14 | 5 | 4-4 | 5 | 4 | выше среднего |
Шафиева Каролина | 12 | 42 | 23 | 120 | 52 | 24 | 4 | 4-4 | 5 | 5 | выше среднего |
Спиридонова Вероника | 12 | 42 | 24 | 90 | 98 | 25 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Сычугова Алиса | 12 | 48 | 23 | 120 | 76 | 12 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Протокол контрольного тестирования физической подготовленности черлидеров, 4-5 год обучения. Команда Алекс октябрь, 2017-2018 уч.год.
Ф.И. | возраст | Пресс 1 мин. | наклон | Спина Сек. | Скакалка 1мин. | отжимание | мост | шпагат | кувырок | колесо | Уровень физ. подготовленности |
Унженина Вероника | 13 | 47 | 37 | 600 | 110 | 34 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Гаврилова Ирина | 12 | 26 | 14 | 100 | 97 | 32 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Чалова Ирина | 13 | 54 | 13 | 1500 | 100 | 50 | 4 | 4-4 | 5 | 5 | высокий |
Каричева Ольга | 12 | 53 | 20 | 345 | 136 | 45 | 5 | 4-5 | 5 | 5 | высокий |
Кашуба Полина | 13 | 40 | 26 | 290 | 95 | 11 | 4 | 4-4 | 5 | 4 | высокий |
Картавкина Юля | 15 | 47 | 33 | 120 | 113 | 32 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Либерман Валерия | 16 | 65 | 24 | 620 | 150 | 36 | 5 | 5-5 | 5 | 5 | высокий |
Заключение
На основании проведенного исследования, мы пришли к следующему выводу, что тема физического воспитания является важной и довольно дискуссионной. Более того, мы убедились в том, что каждый из известных физиологов, психологов, педагогов, философов имеет собственную точку зрения, отличную от других, что делает этот вопрос еще более интересным.
Обобщение результатов психологических исследований, связанных с проблемой физического воспитания учащихся образовательных учреждений позволило прийти к выводу, что в истории психологических и психолого-педагогических исследований накоплен колоссальный опыт изучения данной проблемы. Это, в свою очередь говорит о том, что сама проблема была, не только обозначена, но и детально изучена. Анализ психологической, методической литературы по проблеме исследования позволил выявить и ряд проблем, сопутствующих физическому воспитанию в Российской действительности. К основным следует отнести недостаточную разработанность методик, как на концептуальном, так и практическом уровне, несовершенство фундаментальной программы физического воспитания у современного общества, нехватка учебных пособий и учебников по физической культуре, написанных на понятном и доступном для учащихся языке, спортивных сооружений и спортивного оборудования.
Раскрытие сущности понятия «физические качества» применительно к теме исследования позволяет рассматривать его как одно из действенных средств укрепления здоровья и привития основ здорового образа жизни, целенаправленного формирования потребностей и интересов личности. Целью физического воспитания должно стать формирование уважения к своему здоровью.
Таким образом, физическое воспитание должно быть направлено на развитие личности, которое рассматривается как процесс формирования норм здорового образа жизни.
Исследование психолого-педагогической литературы и обобщение практического опыта позволили нам составить методические рекомендации, обеспечивающие эффективность осуществления физического воспитания подростков.
Учебные заведения являются одним из важнейших социальных институтов, которые занимаются физическим воспитанием и повышением уровня знаний подростков. Физическое воспитание неразрывно связано с обучением, но в отличие от образования, где главной целью является приобретение человеком знаний, развитие его способностей, познавательных стремлений, воспитание ставит целью формирование человека как личности. Знания о правильности развития физических качеств должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта. Этого можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия. Результатом физического воспитания должна стать внутренняя потребность личности следовать принципам здорового образа жизни.
У школьника должно сформироваться цельное представление о физической культуре и его месте в ней. В это время школа должна подготовить учащихся к тому, что они самостоятельно несут ответственность за своё здоровье. Учащийся должен научиться следить за своим физическим развитием. В свою очередь, подготовка в этом направлении должна сопровождать учащегося на всех ступенях обучения, входить составной частью во все учебные программы.
Приложение №1 Комплексы упражнений.
Комплекс упражнений №1
Комплекс упражнений № 2
1. |
| Прыжки на двух ногах с помощью партнера взявшись за руки. |
2. |
| Прыжки на двух и одной ноге с давлением руками на плечи партнера стоящим сзади (А, Б). |
3. |
| То же упражнение, но с помощью партнера за талию. |
4. |
| Стоя боком взявшись под локти прыжки с движением в обе стороны, по кругу в обе стороны. |
5. |
| Стоя спиной друг к другу, взявшись под локти, прыжки с движением по кругу в обе стороны. |
6. |
| Прыжки на двух ногах через препятствия (мячи, барьеры), постепенно увеличивая расстояние между ними и их высоту. |
7. |
| С двух-пяти шагов разбега оттолкнуться и достать сетку-кольцо, щит возможно выше одной рукой, то же другой рукой. |
8. |
| С двух-трех шагов разбега оттолкнуться одной ногой и коснуться головой в полете высоко подвешенного предмета, мах двумя руками вперед, затем в полете руки опустить вниз. |
К омплекс упражнений № 3
Подскоки на одной ноге с подниманием согнутой в колене
ноги к груди и через сторону к плечу (рис. 1).
2. Прыжки на двух ногах вверх с подтягиванием коленей к
груди (рис. 2).
Прыжки вверх с разведением прямых ног в стороны,
доставая пальцами рук носки ног (рис. 3).
Прыжки в глубину с тумбы высотой 50-100 см с
последующим мгновенным выпрыгиванием вверх (рис. 4).
П одскоки в приседе попеременно на левой и правой ноге,
противоположная нога одновременно с подскоком хлестким движением выпрямляется вперед (рис. 5).
Многократные прыжки через препятствия (фишки,
набивные мячи, невысокие барьеры) (рис.6).
П рыжки через препятствия (гимнастическую скамейку,
фишки, бревно) (рис 7.)
Прыжки вверх на возвышение (ступеньки, деревянные
тумбы и т. д.) (рис.8).
Список литература
1. Андронеску, А. Анатомия ребёнка: Рус. Пер. с румынского.- Бухарест.1970.
2. Мальчиков, А.В. Социально-психологические основы управления спортивной командой.- Смоленск.СГИФК.1987.
3. Озорин, Н.Г. Современные основы спортивной тренировки.-М.МГАФК,2005.
4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Изд. центр «Академия», 2012. – 479 с.
5. Сердюковский, Г.Н. Гигиена детей и подростков: Учебник/под ред. – М.: Медицина,2010.
6. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2001.
7. Коробейников Н. К., Михеев А. А., Николенко И. Г. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для сред. спец. учеб. заведений. – М.: Высш. шк., 1989.
8. Тер-Ованесян А. А. Педагогические основы физического воспитания. – М.: «Физкультура и спорт», 2000.
9. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов/Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2000.
10. Светов А.А. Физическая культура в семье./ Сост. А. А. Светов, Н. В. Школьникова. – М.: Физкультура и спорт, 2010.
11. Физическая работоспособность спортсменов и ее восстановление в процессе спортивного совершенствования: Сборник научных трудов. – Омск, 2008.
12. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск. 2010.
13. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физкультуры. М.ФиС. 2002.
14. Лях,В.И. Зданевич, А.А. «Физическая культура 8-9 классы» М. «Просвещение» 2012.
15. Ланда, Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Педагогический университет «Первое сентября», 2008.