Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
Методическая разработка
организационно-деятельностной игры правовой направленности
для младших школьников
«Наша Детская страна»

Составитель: педагог дополнительного образования
Ларикова Лариса Николаевна
г. Новомосковск
сентябрь 2018 год
Методическая разработка
организационно-деятельностной игры правовой направленности
для младших школьников «Наша Детская страна»
Современное общество требует от подрастающего поколения не только глубоких и прочных знаний в различных областях наук, но и умения жить и сосуществовать в обществе, руководствуясь нормами этики, морали и права. Государство, с одной стороны, предоставляет огромные возможности, а с другой стороны, ожидает от своих граждан, в том числе и юных, активного участия в жизни страны, ответственности за судьбу Отечества. От этого в конечном итоге зависит благополучие и достойная жизнь и самих граждан, и всего общества в целом. Именно в школе можно создать благоприятные условия для воспитания гражданина с активной жизненной позицией, который бы ощущал свою силу, значимость, свою ответственность за происходящее, знал свои права и обязанности. И чем раньше такие условия будут созданы, тем эффективнее окажутся совместные усилия педагогов по воспитанию юных граждан.
Среди многообразия задач, стоящих перед педагогами, одной из приоритетных на сегодняшний день является формирование правовой культуры школьников, воспитание гражданина и патриота своей Родины.
Одним из обязательных результатов гражданского воспитания является социальное творчество детей, когда они свои знания, умения, ценностные ориентации применяют в жизни.
Но, если реального опыта нет, его можно и нужно смоделировать. Одной из эффективных форм работы с младшими школьниками является, конечно же, игра. В процессе игры дети понимают устройство и функции государства, у них формируется позитивное отношение к обязанностям гражданина, создаются благоприятные условия для формирования активной жизненной позиции через развитие интереса к социально – политической жизни общества. Игра позволяет создать комфортные условия, когда школьники не боятся высказывать, а впоследствии и отстаивать, своё мнение, прислушиваясь к мнениям своих сверстников. Такой опыт позволяет ребёнку научиться анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
Игра «Наша Детская страна» предназначена для учащихся 3 – 4 классов и рассчитана на 1 учебный год. При желании педагоги могут объединить этапы игры, сделав тем самым игру менее протяженной по времени. Игра может быть организована как в пределах одного класса, так и в масштабах всей начальной школы или объединения младших школьников.
Основной целью игры является знакомство младших школьников с устройством и функциями государства, формирование основ правовых знаний.
Задачами организации подобной игровой деятельности являются:
создание условий для интеллектуального и личностного развития младших школьников;
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников;
развитие социальной активности;
формирование и развитие у детей лидерских качеств и организаторских способностей.
Игра «Наша Детская страна» представляет собой организационно-деятельностную ролевую игру с заданным сюжетом. Игра, организованная таким образом, даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, поисковую, творческую, художественно-эстетическую, сценическую, коммуникативную и др.
Участники игры – группы детей – жители городов «Детской страны».
На старте игры участникам вручаются карты с изображением контуров (границ) страны. По ходу игры, выполняя задания на игровых этапах, участники игры получают макеты («элементы») городов. Жители каждого из городов должны создать свой город – построить дома, предприятия, учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения, благоустроить и озеленить свой город. В ходе игровой деятельности дети «примеряют» на себя различные социальные роли, должностные обязанности.
Но всё это возможно лишь при строгом выполнении жителями законов своей страны, соблюдении своих прав, исполнении обязанностей, а также соблюдая законы дружбы и взаимовыручки.
При успешном прохождении игровых этапов и выполнении ключевых заданий (далее Ключевых дел) участники получают необходимые «элементы» для строительства своих городов.
Системоообразующим видом деятельности в игре, способствующим овладению основами правовых знаний, является мыследеятельность. Мыследеятельность осуществляется на игровых занятиях, классных часах и др.
Жители каждого города ведут Летопись, куда записывают всё, что узнали на каждом этапе, выполняют творческие задания, заносят свои результаты.
Этапы игры
I этап (сентябрь) – Старт игры «Наша Детская страна»
Познавательная деятельность:
Что такое государство? Зачем нужно государство? Кто является руководителем страны?
Государство «Наше Детская страна»
Государственные символы. Символы «Нашей Детской страны»
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
II этап (октябрь) – «Законы моей страны»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
III этап (ноябрь) – «Мои права»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
IV этап (декабрь - январь) – «Государственные праздники»
Познавательная деятельность:
Что такое государственные праздники, их значение для граждан страны
Календарные праздники
Возрождение и укрепление народных традиций
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
V этап (февраль) – «Народ и армия едины»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
VI этап (март) – «Выборы – дело государственной важности»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
VII этап (апрель) – «Страна – это люди»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
VIII этап (май) – «Я – гражданин своей страны!»
Познавательная деятельность:
Мыследеятельность:
Ключевое (творческое) дело:
Словарик организатора игры «Наша Детская страна»
Выборы - избрание путём голосования главы государства, депутатов.
Государство – это страна, это власть в стране. Задача государства – организация всей жизни общества, принятие законов, участие в хозяйственной и экономической жизни страны, создание системы образования, здравоохранения, поддержка культуры и науки, защита безопасности и интересов граждан страны.
Государственные праздники – торжественные дни, посвященные важным для государства датам
Законы государства – установленные государственной властью правила жизни, обязательные для исполнения всеми гражданами государства
Конституция – основной закон государства, определяющий права и обязанности граждан, основы государственного строя, систему органов власти
Население страны – жители страны, объединяющиеся по территориальному признаку в народности и народы, имеющие свой язык, песни, танцы, сказки.
Права и обязанности – нормы и правила жизни людей в обществе: права – охраняются государственной властью, обязанности – обязательны для исполнения
Референдум – всенародное голосование, опрос для решения важного государственного вопроса.
Традиции государства – идеи, взгляды, обычаи, перешедшие от одного поколения к другому, бережно хранящиеся представителями народа или государства в целом.
*Данные термины применимы в условно созданном государстве по условиям игры «Наша Детская страна»
8