1.Вызов | Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома Эвристическая беседа Ответьте на вопросы - по каким критериям ученики образовали группы; - если группы это части, то что они вместе образуют? Записывает тему урока на доске. - какие ассоциации вызывает у вас термин «общество», изобразите их в виде кластера. - сравните получившиеся кластеры и выявите отличия. Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество. Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук? Какие еще системы вам знакомы? Запишите по 2-3 примера на свои листы. Докажите, что данный пример является системой. Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение) Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем. | Свободно перемещаясь по классу, определяют свое место в одной из 4-х групп: «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера». Отвечают. Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску. Отвечают. Перечисляют общественные науки. Отвечают. Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску. | Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы. Осмысление универсальности понятий часть и целое Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество Умение объяснять, комбинировать известные факты Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям |
2. Осмысление | Изучите страницы учебника 8-10, документ на стр. 16. Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели. Является ли общество частью другой более крупной системы? На основании полученных схем дайте определение - что же такое общество? | Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы. Отвечают Отвечают | Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы. Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о его элементах и их взаимосвязях |
3. Рефлексия | Напишите синквейн на тему «Общество» (на доске открывает правила написания синквейна – см. Приложение) Заполните лист самооценки работы в группе | Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают. Заполняют, сдают | Понимание общества как целостной системы. Умение оценивать свою деятельность |
Домашнее задание | Предлагает на выбор несколько письменных заданий: - с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество; - с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы; - с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы; | | Умение конкретизировать полученные знания. Умение оценивать явления социальной действительности |