СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы экономики"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая методическая разработка может быть рекомендована преподавателям экономических дисциплин для выбора и планирования урока.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Основы экономики"»






Министерство образования Московской области


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Подмосковный колледж «Энергия»






Методическая разработка открытого урока
по дисциплине "Основы экономики"
Тема: Экономическая сущность и воспроизводство основных (средств) фондов







Группа: 3ТППК1-20Р
Специальность: 18.02.13 Технология производства изделий из полимерных композитов

Дата проведения: 02.11.2022г.











Реутов, 2022

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № ___ от «___» ________ 2022г.

Председатель ПЦК

________________/Е.А. Салмина/






Методическая разработка открытого урока с элементами проблемных ситуаций по дисциплине «Основы экономики» была спланирована и опробована на открытом уроке, и как показало его применение, занятие прошло по-деловому успешно. В настоящей методической разработке урока автор на основании многолетней педагогической деятельности предлагает и утверждает приоритет инновационного обучения в сравнении с другими традиционными методами. Предлагаемая методическая разработка может быть рекомендована преподавателям экономических дисциплин для выбора и планирования урока.




Преподаватель _____________ Г.Г. Урасова






















СОДЕРЖАНИЕ


1. Пояснительная записка………………………………………………. ….3
2. План открытого урока…………………………………………………… 4
3. Структура урока………………………………………………………….. 5

4. Конспект урока…………………………………………………………....6
5. Список источников информации………………………………………..11























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Методическая цель открытого урока: показать коллегам методику лекции-беседы с использованием технических средств обучения.
Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения обучающихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель
преподавателя на данной лекции. Процессу диалога предшествует рассказ
преподавателя, затем задаются вопросы, выполняются задания.
Обучающийся должен знать экономическую сущность основных (средств) фондов предприятия, виды износа и способы их воспроизводства.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности,
технических средств обучения, а также выполнения проверочных заданий и тестов.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее обучение. Обучающиеся учатся монологическому высказыванию.
Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово преподавателя), наглядные (просмотр презентации), практические (ответы на тесты), проблемно-поисковые (распределить в задании основные средства предприятия по назначению и степени участия в процессе производства).

По типу данный урок является комбинированным, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала урока, постановка цели урока, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов, задание на дом.






ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА


Тема: Экономическая сущность и воспроизводство основных (средств) фондов

Цели:
Образовательная (познавательная):
а) дать понятие об основных (средствах) фондах предприятия;
б) рассмотреть классификацию основных средств;

в) изучить виды износа основных (средств) фондов;
в) рассмотреть способы воспроизводства основных фондов предприятия;
Развивающая (практическая):
а) развитие логического мышления, внимания, памяти;
б) развивать умение анализировать изучаемое;
Воспитательная:
а) развивать культуру монологического высказывания.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование:

Кабинет экономики, оснащенный посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя, техническими средствами: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, ноутбук, выход в сеть интернет.











СТРУКТУРА УРОКА


п/п

Название

этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Время

(мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Информация об отсутствующих.

Активизация внимания обучающихся.

Построение. Приветствие. Подготовка к уроку.


2

2.

Начальная мотивация

Вступительное слово преподавателя.

Объявление темы. Постановка целей и задач.

Слушают, анализируют полученную информацию.


3

3.

Сообщение новых знаний. Презентация

Знакомит с понятием основных (средств) фондов и раскрывает их сущность, рассматривает классификацию основных средств, понятие и виды износа, способы восстановления основных фондов предприятия.

Слушают, делают краткий опорный конспект


25

4.

Рефлексия

Задает вопросы, выдает задания, тесты

Отвечают на вопросы преподавателя, выполняют задания, тесты


10

5.

Подведение итогов

Подводит итог занятия, выставляет оценки

Слушают, делятся впечатлением

4

6.

Задание на дом

Объявляет домашнее задание, срок выполнения

Слушают, записывают


1










КОНСПЕКТ УРОКА



1.Организационный момент

Добрый день, уважаемые студенты и присутствующие. Сегодня мы проводим открытое занятие по дисциплине «Основы экономики». Отсутствуют на занятии ____ человек. Остальные, я вижу, к занятию готовы, поэтому начнем работать.


2.Начальная мотивация

Преподаватель:

Для организации процесса производства любое предприятие должно располагать определенными ресурсами, то есть обладать имуществом. Под имуществом предприятия понимаются все материальные, нематериальные и денежные средства, находящиеся в собственности предприятия.

В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды основных средств (земельные участки, здания, сооружения, инвентарь и др.), запасы (сырье, материалы, готовая продукция), долги покупателей, денежные средства, а также права на обозначение, индивидуализирующее предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и др. Сегодня на занятии мы рассмотрим сущность основных (средств) фондов предприятия и способы их воспроизводства.


3.Сообщение новых знаний

Основные (средства) фонды – это совокупность средств труда, функционирующих в неизменной форме в течение длительного времени и переносящих свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа в виде амортизационных отчислений.

Средства труда (станки, машины, оборудования, здания, сооружения и др.), с помощью которых человек воздействует на предметы труда, превращая их в готовую продукцию.

В соответствии с Постановлением Государственного стандарта РФ от 26.12.1996 № 359 (в ред. от 14.04.1998) основные фонды группируются по различным признакам:

1.Группировка по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, общественное питание и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли. Главным критерием группировки основных фондов по отраслям является вид деятельности данной организации или ее подразделений.

2.По назначению и сфере применения основные фонды подразделяются на:

- производственные основные фонды – основные фонды, непосредственно участвующие в процессе производства (здания цехов, станки, машины и др.);

- непроизводственные основные фонды – основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производственном процессе (жилые дома, детские сады, здание заводоуправления и др.), но находятся в ведении промышленного предприятия.

3.По степени участия в процессе производства основные фонды делятся на:

- активную часть

- пассивную часть.

К активной части основных фондов, оказывающих прямое воздействие на изменение формы и свойств предметов труда, относят: машины, оборудование, транспортные средства, приборы, инвентарь и др.

К пассивной части фондов относят здания и сооружения и др., т.е. фонды, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса.

Чем выше доля активной части фондов, тем большими возможностями располагает хозяйствующий субъект по увеличению объема выпуска продукции.

4.По принадлежности основные фонды подразделяются на:

-собственные

- арендованные.

5.По признаку использования основные фонды подразделяются на:

- находящиеся в эксплуатации (действующие)

-на реконструкции и техническом перевооружении

-в запасе (резерве)

-на консервации

6.По видам основные фонды различают: здания, сооружения, земельные участки, машины и оборудование, передаточные устройства, производственный и хозяйственный инвентарь (рабочие столы, прилавки, сейфы, стеллажи), транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и др.


Работа над следующими заданиями:

Задание 1.Распределите по назначению следующие виды основных фондов предприятия:

- производственные здания цехов;

- здание общежития;

- сооружения производственного назначения;

- передаточные устройства;

- здания административного назначения;

- инструмент производственного назначения;

- здания культурно-бытового назначения и спортивные сооружения;

- производственный инвентарь и оборудование;

- транспортные средства


Задание 2.Распределите основные фонды по степени участия в процессе производства:

- машины и оборудование;

- измерительные приборы и устройства;

- транспортные средства;

- здания производственных цехов;

- здания складов;

- сооружения производственного назначения;

- производственный инвентарь;

- здания административного назначения;

- инструмент производственного назначения.


Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Износ бывает двух видов:

- физический износ – потеря технических свойств и характеристик объекта основных средств в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения;

- моральный износ – обесценивание действующих основных фондов за счет появления новых более производительных видов.

Планомерный процесс перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию называется амортизацией основных фондов.


Задание 3. Приведите пример морального износа какого-либо объекта основных средств. (Примером морального износа можно считать матричные принтеры – они еще работают, и еще долго будут работать, но морально устарели, и уже не оправдывают свою эксплуатацию.)

Задание 4. Приведите пример физического износа какого-либо объекта основных средств. (Примером физического износа можно считать потерю технических свойств и характеристик у станков, машин, оборудования, транспортных средств и др. в процессе эксплуатации).


Воспроизводство основных фондов – это непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта. Цели:

- возмещение изношенных фондов;

- увеличение массы основных фондов;

- обеспечение ими предприятий в соответствии с производственной программой;

- поддержание их в рабочем состоянии.

Способы воспроизводства основных фондов:

- простое – предусматривается замена устаревшей техники и капитальный ремонт оборудования;

- расширенное – предусматривается новое строительство, а также реконструкция и модернизация действующих предприятий.


4.Рефлексия

Преподаватель проводит рефлексию фронтального опроса и тестирования.

1.Опрос:

- что такое основные фонды?

- назовите виды основных фондов предприятия;

- что такое износ основных фондов?

- какие существуют виды износа?

- что такое физический износ основных средств?

- что такое моральный износ основных средств?

- что собой представляет воспроизводство основных фондов?

2.Тест:

1.Что относится к производственным фондам предприятия:

А) здания административного назначения;

Б) транспортные средства;

В) офисная мебель.


2.Что относится к основным непроизводственным фондам?

А) здание столовой;

Б) передаточные устройства;

В) машины и оборудование.


3. Что не относится к активной части основных фондов?

А) станки;

Б) измерительные приборы и устройства;

В) здания производственных цехов.


4. Что относится к пассивной части основных фондов?

А) машины и оборудование;

Б) здание общежития;

Б) хозяйственный инвентарь.


5.Что называется амортизацией основных фондов?

А) планомерный процесс перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию;

Б) частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости;

В) возмещение изношенных фондов.

6.Что такое физический износ?

А) увеличение массы основных фондов;

Б) полная утрата основными фондами потребительских свойств;

В) потеря технических свойств и характеристик объекта основных средств в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

7. Что такое моральный износ?

А) обесценивание действующих основных фондов за счет появления новых более производительных видов;

Б) полная утрата основными фондами потребительских свойств;

В) частичная утрата основными фондами стоимости.


8. Что означает воспроизводство основных фондов?

А) замена устаревшей техники и капитальный ремонт оборудования;

Б) возмещение изношенных основных фондов;
В) непрерывный процесс их обновления путем приобретения новых, реконструкции, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта.


9. Что означает простое воспроизводство основных фондов?

А) реконструкция и модернизация действующих предприятий;

Б) замена устаревшей техники и капитальный ремонт оборудования;

В) поддержание их в рабочем состоянии.

10. Что предусматривает расширенное воспроизводство основных фондов?

А) новое строительство, а также реконструкция и модернизация действующих предприятий;

Б) замену устаревшей техники и капитальный ремонт оборудования;

В) реконструкцию и модернизация действующих предприятий.

5.Подведение итогов

Преподаватель подводит итоги урока:

1.Выясняет степень удовлетворенности обучающихся заданием и полученными знаниями и умениями;

2.Дает объективную количественную и качественную оценку работы обучающихся на уроке.

6.Задание на дом

Преподаватель задает домашнее задание, благодарит за урок.







СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ


1. Основные печатные издания

  1. Борисов Е. Ф. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., пер. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 383 с.

  2. Макроэкономика: учебник для СПО / отв. ред. С. Ф. Серегина. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.

  3. Макроэкономика. Сборник задач и упражнений: учебное пособие для СПО / отв. ред. С. Ф. Серегина. – 3-е изд., пер. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.

  4. Маховикова Г. А. Микроэкономика: учебник и практикум для СПО / Г. А. Маховикова. – 2-е изд., пер. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.

  5. Основы экономики. Микроэкономика: учебник для СПО / отв. ред. Г. А. Родина С. В. Тарасова. – Москва: Юрайт, 2021.

  6. Поликарпова Т. И. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Юрайт, 2021.

  7. 1.Шимко П. Д. Основы экономики: учебник и практикум для СПО / П.Д. Шимко. – Москва: Юрайт, 2021.


2. Основные электронные издания

1. Цветков А. Н. Основы менеджмента: учебник для спо / А. Н. Цветков. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-5803-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/156404 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Вазим А. А. Основы экономики: учебник для спо / А. А. Вазим. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-5500-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:— Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Экономика фирмы. Междисциплинарный анализ: учебник / В. И. Гайдук, П. С. Лемещенко, В. Д. Секерин, А. Е. Горохова. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 420 с. — ISBN 978-5-8114-5770-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146826 — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Дополнительные источники

2.Шимко П. Д. Экономика организации: учебник и практикум для СПО / П. Д. Шимко. – Москва: Юрайт, 2021.




15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!