Открытый урок русского языка "Путешествие по стране "Части речи".
2-й класс
Автор: Стрельникова Анна Евгеньевна
Учитель начальных классов
Урок русского языка во 2 классе обобщает тему «Части речи». Урок составлен по программе Школа России. В рамках ФГОС на данном уроке планируется достичь следующих результатов:
Личностные:
проявление творческого отношения к процессу обучения;
проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Метапредметные
Познавательные:
умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные:
умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
умение осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Предметные:
выявление признаков текста, осознание связи заглавия с темой и главной мыслью текста.
Используемое оборудование:
учебник: Русский язык. 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Издательство: Москва “Просвещение”, 2010 г)
компьютер учителя;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
презентация Smart «Части речи»;
раздаточные материал, тесты.
При подготовке материала к уроку были использованы следующие возможности ПО SmartNotebook10:
работа с объектом: выделение, закрепление, группировка, порядок, прозрачность, организация навигации.
Создание темы.
использование утилиты множественного клонирования.
анимация объекта.
слои и фоны.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Дидактическая задача урока:
контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных и метапредметных умений.
Цели урока:
обучающие:
обобщить знания по теме (умение распознавать части речи, ставить вопросы и использовать их в тексте);
развивающие:
формировать умения анализировать звучащую речь;
развивать воображение, мышление, речь учащихся;
воспитательные:
воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь;
воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма.
Педагогические технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности (в том числе игровая технология).
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, игровая, репродуктивная.
Ход урока
I. Организационный момент.
«Лучик солнца я возьму.
И к сердечку положу.
И станет всё вокруг
Добрее и светлее»
- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Объявление темы урока.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей вокруг, полным – полно,
А безымянных – нет.
– Сегодня мы совершим путешествие на веселом поезде по стране «Части речи».
– А для нашего путешествия, как вы думаете, что необходимо? Багаж знаний.
– А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
– Вот мы и на вокзале. Нам нужны билеты для того, чтобы отправиться в путь, но чтобы получить их, необходимо выполнить 1 задание.
Станция, с которой мы отправляемся, называется «Чистописание»
III. Минутка чистописания.
Внимательно посмотрите на данную запись:
Большой – маленький
Сухой – ?
Старый – ?
Твердый – ?
– Определите вид задания, и вы, узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные, начинающиеся с буквы м:
большой – маленький
сухой – мокрый
старый – молодой
твердый – мягкий
Значит, мы будем писать букву м.
– Определите порядок следования букв в этом ряду: Мло омл лом…
– Последняя буква в каждой ячейке становится первой.
– Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.
– Молодцы! Вы все справились с заданием, а значит, все получаете билеты.
– Все в вагоны! Наше путешествие продолжается.
IV. Актуализация знаний.
– При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи?)
– Какая бывает речь? (Устная и письменная).
– Из чего состоит наша речь? (Из слов).
– Составьте слова, из данных букв: (омлет, ломать, молодой, молодец, молоко, молочный…)
– Что вы, сейчас записали? (Слова)
– Вот сегодня мы посвятим СЛОВУ урок.
Слова, слова, слова…
Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно!
В огромном мире – море слов,
Купаться ежечасно
Слова, слова, слова …
– Что вы знаете о словах?
– У каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие признаки, третьи – их действия. Есть такая группа слов, которые ничего не называют. Что это за слова?
– Это предлоги, союзы. Они помогают всем словам связываться друг с другом в предложении.
– Путешествуя по стране, вам предстоит запомнить названия тех частей речи, которые вы начали изучать, научиться их различать, распределять слова к нужной части речи.
V. Изучение нового материала.
– Мы прибыли на станцию «Знайка»
– На этой станции три домика: желтого, синего, зеленого цветов.
– Эти домики с секретиками! А вы любите секреты? Наш поезд не сможет поехать дальше, пока мы не выполним задания – секреты.
1. Вам предлагается задание желтого домика
– Прочитайте. Распределите на 2 группы. Придумайте по 2 слова в каждый столбик.
(Задание выполняется в паре). Назовите орфограммы.
(А,а)ндрей, (Ж,ж) учка, (Я,я) блоко, (К,к) апуста, (Щ,щ) ука.
– На какие 2 группы вы разделили данные лова? Почему?
– Что такое имя существительное?
– На какие вопросы отвечает имя существительное?
– К каким существительным ставят вопрос Кто?, а к каким Что?
– Какая часть речи живет в желтом домике?
А сейчас внимательно
Мы правило прочтем,
И все, что мы узнали,
Теперь мы назовем.
Ученик:
Имя существительное
Очень удивительное
На вопросы КТО? И ЧТО?
Отвечать оно должно.
Физкультурная минутка.
Молодцы, ребята! Едем дальше. Наш путь лежит через лес Здоровья, чтобы его преодолеть и попасть в домик синего цвета, надо отдохнуть.
Руки в сторону поставим,
Правой – левую достанем.
А потом наоборот,
Раз-хлопок, два – хлопок.
Повернись еще разок!
1-2-3-4
Плечи выше, руки шире!
Опускаем руки вниз,
И за парты вновь садись!
2. Мы подошли к домику синего цвета давайте узнаем, какие слова поселились там, выполните следующее задание – секрет: Поиграем в игру «Найди разницу»:
– Назови те слова, которые можно отнести к медведю, белке, небу.
У каждой группы в тетради есть таблица с определенным предметом, соедините линиями нужное слово. Придумайте по два признака к своему предмету, запишите под таблицей слов.
1 группа: Медведь (косолапый, хищный, серый, зубастый, трусливый, бурый).
2 группа: белка (пугливая, запасливая, жадная, хищная, ловкая, ушастая).
3 группа: небо (синее, длинное, безоблачное, пасмурное, зеленое, быстрое).
– Как вы определили, какое слово подходит к вашему предмету?
– Как называется часть речи, которая отвечает на эту группу вопросов?
– Что такое имя прилагательное? С какой частью речи оно связано?
– Что обозначают имена прилагательные?
– Для чего нам нужны прилагательные?
– Составьте предложение с любым прилагательным и запишите его.
(Проверка записанных предложений).
– Молодцы! Пожмите друг другу руки.
– Как называется часть руки, которой вы соприкоснулись друг с другом? (Ладонь)
– Возьмите ладошки, которые мы приготовили на уроке труда.
– Ладошки, какие? (Разноцветные)
– На ладошках перфокарты.
Поиграем в игру «Музыкальные прилагательные». Если услышите прилагательное, то поставьте точку в квадрат, прилагательное запомните.
(Взаимопроверка: учитель читает слова, дети проверяют, ставят оценки).
– Молодцы, вы хорошо справились с заданием и отдохнули.
Ученик:
Очень занимательное –
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета,
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы «прекрасное»,
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме «милая,
Красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало,
Будем всюду замечать,
И к месту в речи
Их вставлять.
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Они обозначают признак предмета.
Имена прилагательные украшают нашу речь, делают её выразительной.
3. Молодцы, ребята! Едем дальше.
– Вам необходимо попасть в зеленый домик, он находится далеко на полянке Перепутанница.
– Почему она так называется, сейчас узнаем. В этом домике все слова очень разговорчивые.
Ученик:
Что без меня предмет?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
– Вы догадались, о какой части речи идет речь?
– Какие слова называются глаголами?
– Игра «Выбери!» Но, вот беда!
– Слова проводник сложил в мешок, и они все перепутались, пока вы ехала.
Давайте найдем слова – действия и поселим их в этот домик.
В какие группы их можно объединить?
На доске изображение мешка со словами: (лось, снег, даль, медвежий, веселье, помнить, он, пять, розовый, дружить, мечтает, и, чудесный, в, крепкий).
– У вас есть карточки белого цвета. Положите их перед собой. Работать будете в паре.
Подчеркните слова действия двумя чертами.
– Проверка. Один ученик берет слово из мешка, доказывает, что это глагол.
– Как вы думаете, остальные слова, какой частью речи являются?
– Что такое глагол? Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает?
Ученик:
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
«Кричать» – кричу,
«Вертеть» – верчу,
«Двигать» – двигаю,
«Прыгать» – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!...
Открываю: наш сосед…
(Он живет над нами)
Не причесан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
– Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или может быть, слоны
Надо мной поселены?!
– Уважаемый сосед,
Никого в квартире нет.
Я пришёл из школы
И учу глаголы…
(В. Воскобойникова)
– Вот такие глаголы, сами за себя говорят. Надеюсь, вы так глаголы учить не будете, чтобы ваши соседи не пострадали. Едем дальше. Пока мы в пути, поиграем.
– Я буду говорить слова, а вы будете поднимать руку:
1-й ряд — на глагол,
2-й ряд — на имя существительное,
3-й ряд — на имя прилагательное.
(Книга, прыгает, смелый, пушистый, ученик, думает, радость, веселый, поет).
– Пока играли, мы прибыли на станцию «Проверяйкино!».
VII. Итог.
– На какие части вы делили слова на уроке?
– Что такое существительное?
– Что такое прилагательное?
– Какие слова отнесем к части речи – глагол?
– Сегодня вы закрепили понятие трех частей речи, и запомнили их особенности.
А более подробно изучать каждую часть речи, мы будем на следующих уроках.
VIII. Рефлексия.
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.