СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по истории на тему: «Реформы Петра I»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по по истории, по теме "Реформы Петра I", предполагает как проведение открытого урока, так и внеклассного мероприятия с исследовательским направлением.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории на тему: «Реформы Петра I»»

Таганрогский филиал государственного бюджетного профессионального

Образовательного учреждения

Ростовской области

«Донской строительный колледж»







Методическая разработка

по истории


на тему: «Реформы Петра I»




















Выполнил преподаватель истории

ТФ ГБПОУ РО "ДСК"

Дрыгина О. А.








Таганрог 2019 г.







































Технологическая карта урока.


      Ф.И.О.       Дрыгина Оксана Анатольевна, учитель истории

      ОУ:  ТФ ГБОУ РО «ДСК»

      Предмет:    история

      Группа:         C-157


Тема урока:  «Эпоха Петра I»

Форма урока:   комбинированный урок

Цель урока: обобщить и систематизировать накопленные знания по главе «Эпоха Петра I» для понимания роли Петра I в истории нашей сраны.


Задачи урока:

  1. Создать условия для развития внутренней мотивации учащихся к повторению и систематизации знаний о Петре I;

  2. Создать условия для развития у учащихся умений вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения;

  3. Создать условия для развития у учащихся информационных компетенций по поиску необходимой информации в дополнительной литературе;

  4. Создать условия для развития ключевых учебно-познавательных компетенций, связанных с предметной и личностной рефлексией, контролем и самооценкой проделанной работы.


Планируемые результаты:


Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.


Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории;

УУД:


Личностные:

Формирование и осознание чувства патриотизма, любви к родине и уважения к ее истории.

Регулятивные:

Постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание)


Познавательные:

Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы, мультимедийных материалов.

Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов.


Коммуникативные:

Коммуникативно-речевые действия (взаимодействия в группах), согласованность усилий по достижению общей цели, осуществление совместной деятельности при работе в группах


Формы организации обучения: 
-фронтальные;
-групповые;
- лабораторная работа


Оборудование:   

  1. компьютер,

  2. презентация по теме «Эпоха Петра I»:

- портреты: Петра I, Алексея Михайловича, Натальи Нарышкиной, царевны Софьи и царевича Ивана, Меньшикова, Остермана, Толстого, А. С. Пушкин, Карамзин

- иллюстрации: Преображенское село, ремесла Петра 1, потешные полки, «Великое посольство», «Кунсткамера», ассамблея, бородовой знак, Таганрог, Санкт –Петербург

- Суриков- «Утро стрелецкой казни»

- - «Полтавский бой» «Гангутский бой»

- фото памятника «Медный всадник»

3) Исторические и литературные источники – А. С Пушкина, Карамзина,


  1. Видео отрывок - Полтавский бой


































Ход занятия


  1. Организационный момент – торжественный марш, приветствие студентов.

  2. Вступительная речь учителя

- чтение стихотворения



О мощный властелин судьбы:

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию Поднял на дыбы?


А. С. Пушкин



3. Название темы «Эпоха Петра I » и запись в конспект учащихся


4. Цель нашего урока:

- изучить реформы Петра1, его окружение,

- выявить положительные и отрицательные стороны правление Перта 1

- определить реформатор он для России или нет, губитель русской культуры.

  1. Распределение команд

– разделимся на 2 команды – историков и литераторов.

(разделение учащихся)


  1. Разминка

Учитель:

Для того чтобы вести разговор о Петре I нам необходимо вспомнить всё что мы знаем о событиях, которые были до реформ Петра 1 и Северной войны.


Вопросы разминки в виде теста (устный – фронтальный опрос) и показ презентации к данным вопросам





Тест - разминка

1. Из какой княжеской династии происходил Петр 1?

а) Рюриковичи

б) Романовы

в) Милославские  


2. Как звали мать и отца Петра 1?

а) Мария Милославская и Михаил Романов

б) Наталья Нарышкина и Алексей Романов

в) Евдокия Лопухина и Федор Романов


3. Первым учителем Петра 1 был ________

а) Василий Шуйский

б) Никита Зотов

в) Борис Годунов  


4. Сколько лет было Петру, когда его провозгласили царём?

 а) в 8 лет      

      б) в 10 лет   

      в) в 14 лет

 

5. Кто правил вместо Петра 1, до совершеннолетия(16 лет?)   

  а) Федор

      б) Софья

      в) Иван


  1. Где прошло детство Петра?

а) в Преображенском

б) в Костроме

в) в Изборске


7. Как назывался полк, с которым юный Пётр разыгрывал сражения?

 а) «смешной» 

 б) «потешный» 

 в) «игрушечный»


  1. Что обозначает выражение «Сено – солома»?


Ответ: Чтобы научить различать лево и право, Петр приказал примотать им на левую ногу сено, а на правую – солому. Фельдфебелю оставалось только командовать: «сено- солома, сено -солома», и рота печатала шаг.



  1. Как называлось судно, на котором молодой царь учился навигации?

а) парусник

б) фрегат

в) ботик


10. Сколько специальностей было освоено Петром 1?

а) 6

б) 8

в) 14

  1. Какая слобода оказала влияние на Петра?

а) Английская

 б) Немецкая

 в) Голландская


  1. В каких годах были Азовские походы?

а) 1613 - 1915

б) 1695 – 1698

в) 1700 – 1709


(итог и причины Азовских походов – показ слайдов)


13. Какое восстание случилось в период отсутствия Петра в Москве?

а) Утреннее

б) Стрелецкое

в) Московское


(подведение итога стрелецкого бунта – показ 2 картин

Сурикоава «Утро стрелецкой казни, Репина «Царевна Софья»)


14. Что было целью Великого посольства 1696- 1698 гг.?

а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции

б) заключить мирный договор с Польшей

в) познакомиться с государственным устройством западных стран




  1. Особенности характера, личные качества Петра I.

Историки:

Учащийся. Ключевский о Петре 1.


Учащиеся:

Пётр 1 был великаном, 2м 4см. Обладал необыкновенной физической силой – в его руках ломались подковы, трубками свёртывались серебряные тарелки. Но богатырским здоровьем царь не отличался, нередко болел, его всюду сопровождала походная аптечка.

В быту был неприхотлив, не стремился к роскоши.


Уч. «Петр - великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» (В.Татищев).

Литераторы:

«Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной :

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник».

(А. С. Пушкин).


Л. Н. Толстой (Роман «ПЕТР 1», отрывок)

Описание глазами иностранца:

  • «Это — человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий.

  • Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые.

  • На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа». 


  1. Помощники Петра – загадка о личностях – задает учитель

  1. Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трёхлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

• участие в заговоре против Меньшикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Пётр Андреевич Толстой)


2) Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

  • в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

  • выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

  • был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

  • пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

3) О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода, бывший пастух:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;

* при Петре 1 никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)



  1. Гости из прошлого – сценка (разговор Петра 1 и А. Меньшикова, задания командам)


«Гости из прошлого».

Торжественный марш.

Входят переодетые Пётр I и Александр Данилович Меншиков.

Учитель: К нам пожаловали сам государь Пётр I со своим другом, президентом Военной коллегии, А. Д. Меншиковым. Что привело Вас сюда?

Пётр I:

Ведома нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

Меншиков:

Сдаётся мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было, сонное царство. А как всё изменилось потом!

Пётр I:

Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают…



Меншиков:

А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

Задание командам

  1. Когда Петр ввел новый календарь и приказал встречать новый год?

а) 1 марта

б) 1 сентября

в) 1 января


2) Почему Петра 1 называют царем-брадобреем?

а) был добрый

б) приказал брить бороды

в) был сторонником бороды


3) Как называлась первая печатная газета?

а) Куранты

б) Ведомости

в) Часловие


  1. Как назывался первый музей?

а) Кунцкамера

б) Канцелярия

в) Карцер


  1. Как называется     торжественное мероприятие, где присутствуют дамы?

а) Сенат

б) Ассамблея

в) Конеренция



6. Как называется мелкое предприятие, где используется ручной труд

а) мануфактура

б) цех

в) ремесленная мастерская


Пётр I:

Да, справились заданием молодцы. Но я, повелеваю – изучить мои реформы и готовится к войне.

Так и быть.

Пойдем мой Алексашка, нам надо разработать план нападения и добиться выхода к Балтийскому морю.


Торжественный марш.


Учитель:

Теперь нам предстоит изучить реформы, вспомнить о войне и сделать выводы о деятельности Петра 1

И так приступим:




  1. Реформы с 1700 – 1725 гг.


(Исследовательская деятельность – работа с документами

Изучение реформ – запись конспектов – основных дат и терминов).


1)Военная реформа. Рекрутчина

Предпосылкой военной реформы стал разгром стрелецкого войска в 1698 г.,

- распущены стрельцы

- полки европейского образца

- регулярная армия с единым принципом комплектования, с единообразным вооружением и обмундированием;

- Рекруторская система – пожизненая служба

- численность русской регулярной армии увеличилась с 40 тыс. до 100 тыс. человек;

- служба в армии была пожизненной, тяжелой, с изнуряющей муштрой

- созданы военные академия и училища

  1. появилась целая плеяда талантливых полководцев (Меншиков, Шереметев, Апраксин, Брюс и др.);

  2. возросли военные расходы, и вследствие этого ужесточился налоговый гнет.

  3. – формируется морской флот и символика- «Андреевский флаг»


2)

3) Дворянство. Указ о единонаследии. 23 марта 1714 г.


B 1714 г. был издан Указ o единонаследии, по которому дворянское поместье уравнивалось в правах c боярской вотчиной.


Данный Указ предписывал передавать вотчины и поместья одному из сыновей. Остальные дворяне должны были нести обязательную службу в армии, на флоте или в органах государственной власти.


Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое кому что похочет дать сродникам своим, или посторонним…»


4)

5) Государственный строй:

Сенат

Указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу о доходах и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность

Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание;

никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя.

Сенат, - высший государственный орган, подчиненный императору. Учрежден Петром I как высший орган по делам законодательства и государственного управления России в 1718 – 1720 – вместо приказов создаются 12 коллегий

27 апреля 1722 г. вводил должность генерал-прокурора, который был представителем верховной власти и государства перед Сенатом и прямым начальником сенатской канцелярии. Всего

1722 - Табель о рангах— законодательный акт в России XVIII-XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками. (14 рангов) - классов, классных чинов,

1-й  высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные. Упразднена после 1917 г.


6)Церковная реформа

Синод (от греч.synodos- собрание)- собрание высшей церковной иерархии в Русской православной церкви, введено в 1721 г. Руководил Русской православной церковью до 1917 г.


  1. Основание Петербурга

Историки

В1703 году Петр 1 заложил новый город Санкт – Петербург, который в последствии превратился в столицу империи. Этот город поистену великий, по сей день этим городом восхищаются тысячи туристов со всего мира.

Литература

Поэма «Медный всадник» А. С. Пушкин

Само название поэмы подчеркивает намерение автора осветить историческую роль Петра и события

той эпохи. 
    Уже первые строки вступления к поэме рисуют монументальный образ Петра – реформатора.

Он предстает перед нами в тот момент, когда принимает важнейшее для всей российской истории решение о строительстве Петербурга: 

На берегу пустынных волн 
    Стоял он, дум великих полн, 
И вдаль глядел    И думал он:… и т.д.
 

Россия должна была утвердиться на берегах Балтики, это было необходимо для процветания страны, для выхода в Скандинавию
     


Прошло сто лет, и великая мечта Петра осуществилась


Прошло сто лет, и юный град, 
   Полнощных стран краса и диво, 
    Из тьмы лесов, из топи блат 
    Вознесся пышно, горделиво;……
и т.д. ,




12. Северная война

Дата - 1700-1725,

Причина

-добиться выхода в Балтийское море

- создать Балтийский флот

- увеличит торговлю в Европе

- расширить территори.


Решающие сражения

  1. «Полтавский бой» -видео фильм


В поэме «Полтава» А.С. Пушкин создает образ Петра, гениального полководца, который своей деятельностью притягивает простых русских солдат.

Внешность царя примечательна.

Перед решающим Полтавским боем со шведами весь облик Петра говорит о его готовности к решающей схватке.

Сам Бог руководит его действиями: 
Тогда-то свыше вдохновенный 
Раздался звучный глас Петра: 
«За дело, с Богом!» 
Выходит Петр. Его глаза 
Сияют. Лик его ужасен. 
Движенья быстры. Он прекрасен, 
Он весь, как божия гроза. 


Непосредственно во время Полтавского боя Петр сам принимает участие в сражении: «он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой», воодушевляя своим личным примером полк. 

После битвы русский царь пирует, отмечая победу, и в этом эпизоде Петр вновь прекрасен своей душевной щедростью Петр 1 пригласил военно пленных пригласил к себе на пир в палатку и вернул им сабли: 
При кликах войска своего, 
В шатре своем он угощает 
Своих вождей, вождей чужих, 
И славных пленников ласкает, 
И за учителей своих 
Заздравный кубок подымает


 Поэма «Полтава» заканчивается строками, где поэт признаёт чрезвычайные заслуги Петра перед Россией и в военной, и в политической, и в административной, и в культурной областях.


Современная Россия, по мнению Пушкина, является прежде всего творением Петра Великого:
В гражданстве северной державы, 
В ее воинственной судьбе, 
Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, 
Огромный памятник себе.


Историки

Война Петра I с Швецией была самой бездарной войной в русской истории. Петр совершенно не обладал талантом полководца. Если в Смутное время, не имея правительства, Русь выгнала поляков за 6 лет, то Петр I, имея огромное превосходство в силах, воевал с Швецией 21 год. Войны Петра — это образец его бездарности как полководца.


О начале Северной войны историк Ключевский пишет следующее: "Редкая война даже Россию заставала так врасплох и была так плохо обдумана и подготовлена". 

  1. «Гангутский бой» - 1714 - рассказ учителя

Подведение об итогах Северной войны



13. Вопросы для закрепления


1)Кем был провозглашен Петр Первый в 1721 году?

А) Королем

Б) Царем

В) Императором


2)Укажи, когда Россия стала империей.

а) в 1710 г.
б) в 1721 г.
в) в 1712 г.

3)Какую страну победила Россия, чтобы получить выход к Балтийскому морю?

а) Польшу
б) Францию
в) Швецию


4) Северная война приходиться на период:

а) 1700-1706 гг.
б) 1700-1711гг.
в) 1700-1721гг.


5. С какой целью была развязана война со Швецией?

а) Сдерживание военной агрессии Карла XII на востоке

б) Получение выхода к Балтийскому морю
в) Лишение польского короля Августа II военного союзника

6. В каком году произошло Полтавское сражение?

а)  1709
б) 1720
в) 1703

7. Знаменитое морское сражение в период Северной войны:

а) Азовское

б) Гангутское
в) Балтийское


8. Когда был заложен Санкт-Петербург?

а) 16 мая 1703 года

б) 24 сентября 1706 года

в) 9 июня 1710 года


9. Сенат – это высший:

а) церковный орган

б) исполнительный орган

в) законодательный орган


Итог исследовательской работы литераторов и историков

Литераторы: 


Фигура Петра I и переломный характер его времени всегда интересовали русских писателей. Петровская тема нашла отражение в произведениях А.Д. Кантемира, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, А.С. Пушкина


А. Н. Толстой шел к роману “Петр Первый”

В изображении А. Толстого Петр прежде всего крупнейший государственный, национальный деятель. Он сын своего века, горячий патриот России и в то же время личность многогранная, наделенная всеми главными чертами переходной эпохи.    

 А. Толстой наделил своего героя человеческими чувствами и страстями, создал живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, острой любознательностью, жестким, крутым нравом.

- Татищев

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение к европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии.

К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью.

Завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во многих сферах жизни российского общества.

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»

В. Татищев.



Историки

- Карамзин


Петр не понимал, что русский народ, являясь носителем особой, не европейской культуры имеет свое собственное понимание христианства и свою собственную государственную идею и свою собственную неповторимую историческую судьбу. 

проф. Зызыкин

Петру почему-то приписывают в заслугу создание регулярной российской армии, но ведь это неправда, ложь – регулярная армия в России была создана до правления Петра Первого к 1681 году.

Какую роль сыграл морской флот в войнах, которые вел Петр?

Бесславный конец флота на Азовском море известен. Пристани на Азовском море и половина флота перешли в турецкие руки.

Прибалтика была завоевана пехотой и конницей. Шведский флот в шхерах был разбит гребными галерами и пехотой, а не парусным флотом. 


      

И. Солоневич

Петр I в моральном отношении стоит несравненно ниже Иоанна Грозного.

Иоанн Грозный грешил, но потом каялся. Убив в состоянии запальчивости непреднамеренно своего сына, Иоанн Грозный несколько дней в отчаянии просидел у гроба Царевича Ивана.

Петр предательски нарушил данную Царевичу Алексею клятву, что он его не тронет. Предательски отдал на суд.

Присутствовал при его пытках и преспокойно пел на панихиде по задушенному по его приказу сыне.

Романа Ключника "От Петра 1 до котастрофы 1917г"

В 1698 году Петр издал указ о смене национальной одежды на европейскую. Насильственное навязывание западной культуры приняло невиданные в истории человечества формы – специальные военные службы прямо на улицах обрезали бороды и длинные полы одежд.

Петр своей "перестройкой” на западный манер довёл народ до исступления и нервного срыва, народ бежал не только к казакам, но и в Турцию, понимая, что ничего хорошего их там не ожидает.

Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению преступлений, увеличилось  количество чиновников и расходов на их содержание.

Ольга Лысова

Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов.

Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.

Реформы Петра I привели к усилению крепостного права.


 Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказания. 

Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву


Н.М. Карамзиным:


«Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Петр»


«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»




14.Точки зрения учащихся о реформах

Так Петр 2 – это разрушитель русских национальных устоев или великий реформатор?


15. Итог учителя

Сегодня мы рассмотрели 2 совершенно разные, спорные точки зрения о петровской эпохе, существующие в истории.

Споры продолжаются и по сей день.


Предлагаю закончить дискуссию.

Петр и его реформы - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны.


Писатель Д.С. Мережковский писал:


«Что такое Петр, чудо или чудовище? Я … решать не берусь. Он слишком родной мне, слишком часть меня самого, чтобы я мог судить о нем беспристрастно».


Ф.И.Тютчев

«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить»  




Выставление оценок


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!