Ребенок получает первые представления о мире, еще не говорит, но выражает эмоции, чувства | Ребенок познает мир, падает, ушибается, набирается опыта в повседневном мире | Ребенок наблюдает за людьми, событиями, размышляет, делает выводы | Ребенок вынужден подчиняться правилам и требованиям родителей, учителей. Появляются авторитеты | Ребенок испытывает первые чувства любви, ненависти, тоски, радости. Пытается разобраться в себе. | Первые серьезные чувства, первые серьезные испытания, формирование личности, переход к зрелости, взрослой жизни | Критическое осмысление жизни, себя в жизни, постановка целей, достижение целей. | Мысли о будущем, переоценка ценностей, изменение жизни | Разочарованность, депрессия, невозможность вернуть былое, размышления о смысле жизни | Акцент на духовном возрождении, переоценка жизненных событий, результатов |
Отражение представлений древних людей о мире | Опыт и наблюдения народа, житейская мудрость | Описание исторических событий и исторических лиц, отношение к этим событиям | Пример, образец для подражания, эстетические нормы, правила | Чувства обычного, простого человека, интерес к душе, самоанализ | Индивидуальность, личность человека, противопоставление себя обществу, максимализм | Отражение реальной жизни людей, их проблем, переживаний | Переоценка ценностей, взгляд в будущее, потребность в изменении | Поиски смысла, переосмысления себя, роли в обществе, осмысление общественной и политической жизни | Поиски нового, возврат к старому, |