Тема: «Текст и его признаки»
Цель урока: закрепление знаний учащихся о признаках текста как единицы речи.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Определение темы и целей урока.
Минутка чистописания(Слайд 3)3 мин
удлиненная наклонная линия с пе́тлей вверху, переходящая в наклонную линию с пе́тлей внизу.
Словарная работа: путешествие, двенадцать, желать, прекрасно, интересный, беседовать, восемь, желание, одиннадцать, беседа.
- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов: предложение, звук, слово, слог. (звук → слог → слово → предложение)
- Какого слова в цепочке не хватает?
- Кто догадался, какова будет тема нашего урока? (Текст)
- Какую цель вы поставите перед собой на этот урок? (дети определяют цели урока) (глубже познакомиться с понятием «Текст» и определить, каковы его отличительные особенности)
3. Актуализация знаний. Работа по учебнику.
Стр. 27 правило. Упр 38
Смысловая завершённость. Заглавие. Тема. Главная мысль. Смысловая связь предложений. Вступление, основная часть, заключительная часть.
Упр 39
Выпишите выделенные слова, подчеркните в них орфограммы.
Дороги́е (до́рог, доро́же), грустное (грустит), настроение (настро́й), конца (ко́нчик), стально́е (сталь), ваго́н (словарное слово), роди́мая (ро́дина), тормоза́ (то́рмоз), сказа́л (ска́жет).
4. Работа по теме урока.
Упр 40
Необыкновенный дом
План:
1. В Москве стоит потемневший от времени терем.
2. В этом доме жил Васнецов.
3. Всё в этом доме необыкновенно.
4. В доме много картин Васнецова и старинных вещей.
5. Мастерская художника.
6. Картины Васнецова открывают дверь в волшебный мир.
Физминутка
7. Этап подведения итогов урока.
- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?
- Кто сможет ответить на главный вопрос урока: Что такое текст?
(Текст – это группа предложений, связанных по смыслу)
- По каким признакам мы определяем текст?
(По ходу ответов на вопросы на доске появляется солнышко.)
- Но это ещё не всё, что вам необходимо знать о тексте, в старших классах вы обязательно расширите свои познания, узнаете новое.
8. Домашнее задание стр 27, 31 правила, упр 41
Упр 41
1. Текст - рассуждение. Зебра.
2. Текст-повествование. Встреча с журавлями.
Зебра
Зебра — дикая лошадь. Белая шкура зебры расцвечена тёмно-коричневыми полосками, как у тигра. Из-за этой особенности зебру ещё называют тигровой лошадью.
План:
1. Курлыканье журавлей.
2. Журавли летят к югу.
3. Счастливо, друзья!
Лодке (лодочка), вниз (внизу), вдруг (словарное слово), сосуд (сосуды), юг (югу), вслед (следом).
Я плыл на лодке и услышал, как в небе курлыкали журавли.
Большие косяки журавлей потянулись один за другим к югу.
Я бросил вёсла и долго смотрел на журавлей.
Водитель грузовика тоже смотрел на журавлей и помахал им вслед.
Упр 42
План: тип (Повествование).
1. Чудо из семян.
2. Росток превращается в растение.
Упр 43
План:
1. Собака лает на котёнка.
2. Женщина прогоняет собаку.
3. Ничего не делать - плохо!