Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает её теорию мене сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшее затруднения встречаются у школьников на первом этапе формирования орфографического навыка, т.е. в начальной школе.
Все учителям начальной школы знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Кого из нас, учителей, не волнует эта проблема? Ведь мы призваны обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. И чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходима постоянная работа с первого по четвёртый класс в определённой системе.
С чего же следует начать?
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определить их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогают осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, т.к. впоследствии ученики будут писать без пропусков букв.
Очень часто бывает так, что ученик знает правила, а всё же допускает ошибки при написании. Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Учитель должен научить ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма – это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Итак, звуковой анализ, т.е. соответствие звучащих единиц речи и грамматических единиц письма, орфографическая зоркость и самоконтроль – вот что необходимо для выработки грамотного письма. Но трудность заключается в том, что эту работу нужно вести не поэтапно, одновременно.
Период обучения грамоте – это начало длительного пути изучения школьниками русского языка. Особое внимание уделяю разносторонней работе над звуками. Большое значение придаю работе по схемам. Они помогают лучше усвоить грамматические и словообразовательные навыки русского языка и правил орфографии. У детей не возникает недоверия к звуку, идёт внутреннее общение со словом, развивается орфографическая зоркость, навык беглого и разборчивого письма. Соотнесение звуков и букв – путь к грамотному письму. Звуковой анализ работает на орфографию.
Дети любят играючи упражняться в языке. Для практического понимания способов и правил обозначения звука буквами применяется «расшифровка» схем на каждом уроке обучения грамоте. Работа идёт с постепенным усложнением, от простого к сложному.
Так, уже с первых дней обучения детей в школе ставлю перед ними цели развития фонетического слуха, умение выделять из потока речи часто повторяющиеся звуки. Для этого провожу различные дидактические игры. Например: «Какой звук чаще всего слышится?»
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Зоиного зайку зовут Зазнайкой.
Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.
Скажи потише «шесть мышат» -
И сразу мыши зашуршат.
А также упражнения для развития умения определять количество звуков в словах, делить звуки на гласные и согласные.
Игра «Где наш дом ? »
Для этого беру набор предметных картинок (кот, шар, сом, кран, муха, утка, кукла, сумка и другие), домики с кармашками и цифрой на каждом. (три, четыре или пять). Ученик берёт картинку, называет изображённый на ней предмет, считает количество звуков и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Так же в период обучения грамоте требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая проговаривали по слогам.
Проговаривание играет большую роль в формировании орфографического навыка. Этот приём даёт неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Это своего рода «наговор».
С первых учебных дней знакомлю детей с написанием в словах большой буквы. При письме слов учащиеся объясняют, почему слово пишется с большой или маленькой буквы. В дальнейшем перед выполнением задания мы разбираем и объясняем трудные для написания слова, а также записываем их с комментированием.
Комментирование – это вид упражнений, включающий в себя объясняющее рассуждения в процессе записи слов, предложений.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.е. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Например:
Я живу в Гордеевке.
Слово Гордеевка пишем с большой буквы, т.к. это название села и так же имя собственное. А имена собственные мы всегда пишем с большой буквы.
Или: подлетает.
В приставке пишу букву «О». В корне безударную гласную «Е». Проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная «Е», доказываю: неопределённая форма подлетать, значит первое спряжение, пишу окончание «Ет».
Элементы комментирования включаю в самые разнообразные виды упражнений, выполняемых на разных этапах урока.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо текста по памяти с предварительным орфографическим разбором, запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Упражнение отбираю в соответствии со структурой орфографической зоркости. Мотивация орфографического действия способствует анализ задания и текста упражнения. Взаимоконтроль в процессе его выполнения использования сигнальных карточек. Отработку способов обнаружения орфограмм осуществляю в ходе зрительного, картинного, выборочного диктантов, при выделении орфограмм в ходе звукобуквенного анализа и разбора слов по составу. Самоконтроль формируется на основе само и взаимо проверки написанного в ходе комментированного письма.
Важным этапом работы является проверка. Её нужно возложить на самих учащихся. Значение такого подхода очевидно: проверяя работу своего товарища, учащийся продолжает развивать свою орфографическую зоркость и память.
Учащиеся ставят друг другу или себе оценки, исходя из таких норм:
«5» – работа выполнена без ошибок, описок, исправлений;
«4» – допущена одна и две ошибки;
«3» – допущены три – четыре ошибки.
Предлагаемый способ оценки является между прочем эффективным средством нравственного воспитания. Одно дело, если неудовлетворительную оценку выставил учитель, и другое – если её выставил тебе твой друг или ты сам. Здесь требуется честность, принципиальность.
Такие занятия очень скоро приносят свои плоды. Буквально через месяц, два у детей вырабатывается ответственное отношение к слову, они меньше делают ошибок, старательно избегают неправильных написаний, а это есть важнейшая предпосылка достижения высокой орфографической грамотности.
Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит умение обнаружить орфограмму, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением. Нужно выделить шесть этапов, которые должен пройти ученик для решения орфографической задачи.
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить вид: проверяемая или нет, если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательность.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
В более обобщённом виде эти этапы представляются так: в орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Хорошо известная ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием вставить пропущенные буквы, но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию не трудно: чтобы вставить букву, нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму.
Поэтому на своих уроках использую такие приёмы: диктую слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети должны сначала записать проверочное слово, а затем только то, что диктую я, так и должны объяснить орфограмму (сосна – проверочное слово). Это приучает их «слышать» орфограмму, обосновывать свой выбор её написания.
Хорошую обратную связь даёт работа с сигнальными карточками, письмо с «дырками» (л_сица – проверочное лисы). Не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, а затем запиши слово, используя простой карандаш, чтобы выделить «трудную» букву.
Одной из трудных тем при изучении орфограммы в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными словами. Безударную гласную в таких словах необходимо запомнить. Существует много способов по запоминанию таких слов. Я использую в своей работе такие, которые, по – моему мнению, дают больше эффекта, разнообразят урок, вносят элементы игры, делая его более интересным и привлекательным.
При первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этому слову, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую мы запоминаем.
Например, изучаем слово берёза. Говорим о берёзе, выделяем признак, который отличает берёзу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.
Белая берёста у берёзки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.
Да, у берёзы белая береста. А дальше даю строчку для запоминания безударной гласной «Е».
Белые берёзы все,
После «Б» пишите «Е».
На этом этапе изучение слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишу изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелком нужную орфограмму.
Далее следует закрепить написание изученного слова. Для этого нужно дать слово, которое изучали на предыдущих уроках, но уже в другой загадочной форме. В этом случае я прибегаю к ребусам и кроссвордам. С ребусами учащиеся знакомы ещё с букварного периода. Ещё там они учились считать слова: корова, ворона, ворота и другие, написанные в виде ребусов.
На доске чертится кроссворд, где зашифровано слово молоко. К такому кроссворду обычно даю загадку.
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще …… (молоко).
К таким кроссвордам можно предложить игру «Подскажи словечко»
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков …… (горох).
Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется ….. (мороз).
Для правильного закрепления написания словарного слова использую шуточные вопросы, загадки, ребусы, например:
В каких словах живёт рак? (завтрак, ракета).
Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель).
А лягушка? (квартира, Москва).
В каких словах ель растёт? (картофель, учитель, понедельник).
Работая, учитель переходит к изучению всё новых и новых тем. И вот здесь нельзя забывать о том, что учащиеся должны регулярно повторять ранее изученные темы. Для этого ежедневно отвожу пять минут на повторение. При этом руководствуюсь тем, что повторять нужно только одну изученную ранее тему.
Например, повторяем написание разделительных мягкого и твёрдого знаков. В понедельник ученики пишут 10 слов на данную тему с объяснением. Во вторник эти же слова, но под диктовку, без объяснения, в среду пишем слова в которых допустили ошибки, и новые. Если ученики допускают снова ошибки, значит нужно ещё продолжить заниматься повторением этой же темы.
За годы работы я пришла к выводу, что для учителя прежде всего важно научить, а для того, кто пишет – научиться ставить перед собой орфографические задачи и затем постепенно их решать.
Развить орфографическую зоркость учащихся помогают литературные тексты. Урок начинается с орфографической разминки, ля которой подбираются стихи, отрывки из рассказов, сказок. Учащиеся выразительно читают их, анализируют, высказывают своё мнение по содержанию, а затем работают над орфограммами.
Например, тема урока «Парные согласные в середине слова» 3 класс. Я беру стихотворение Н. Рыленкова «После дождя».
Кусты в серебряных серёжках
Стоят, глядят по сторонам,
Где русый дождь на тонких ножках
Перебежал дорогу нам.
А дождь свернул за речку круто
В луга и там исчез из глаз,
И грянул птичий хор, как будто
Он поджидал лишь только нас?
Задания:
1. Найдите и назовите изученные орфограммы.
2. Докажите правильность написания.
3. Сгруппируйте слова по орфограммам.
4. Докажите правильность группировки слов: дождь, глаз, в серёжках, на ножках, исчез.
5. По какому принципу можно разделить данные слова на две группы?
6. Какой вывод вы можете сделать?
Ученики самостоятельно обозначают тему, задачи урока и выводят правило.
Много внимания приходится уделять увеличению словарного запаса детей, постановке ударения. Вот почему чтение занимает большое место в учебном процессе, и контроль за этим разделом обучения русскому языку требует неослабного внимания. В начале каждого урока пять минут отвожу дополнительному глазному и жужжащему чтению.
Готовясь к урокам чтения, учитель должен проанализировать текст с точки зрения с его словарно – орфографической особенностей и выписать из него слова, которые могут затруднить учащихся по своему значению и со стороны правописания, а также не литературные слова и выражения. Далее учитель должен продумать методику работы над каждой группой слов: приёмы объяснения непонятных слов, формы и методы работы над словами с трудными орфограммами, задания по замене нелитературных слов и выражений. При этом, отбирая слова, значение которых необходимо раскрыть, учитель должен исходить из того, какие из них нужно пояснить бегло, чтобы облегчить учащимся понимание текста, а какие отработать основательно, с тем, чтобы они вошли в активный словарь учащихся. В результате словарно – орфографического анализа текста учитель составляет списки трудных слов и разрабатывает методику их изучения. Пример А.Чехов «Ванька». Слова, трудные в смысловом отношении: подмастерье, людская, дворня, судорожно, сидельцы, Млечный путь. Слова с трудными орфограммами: покосился, тянулись, заливался, обиженная, несчастный, свернуть, вырисовываются и другие.
Все описанные приёмы помогают разнообразить уроки русского языка, дают детям реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно. Хочется отметить, что каждый из описанный приёмов, взятый отдельно, не может дать результата, а применяемые все вместе они помогут достичь поставленной цели – повысить грамотное письмо учащихся.
Обучение учащихся по совершенствованию орфографических навыков должно идти в таких направлениях: необходимо учить детей
1. Находить орфограммы.
2. Определить их тип.
3. Исправлять ошибки.