СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по теме "Текст и его признаки"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка может быть использована в 5 классе на уроках  развития речи, посвященном работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Текст и его признаки"»

Текст и его признаки

Текст

и его признаки

 Звук,словосочетание, слово, предложение.  Что объединяет эти слова? В какой последовательности их логичнее выстроить? Какое слово продолжит этот ряд?

Звук,словосочетание, слово, предложение.

Что объединяет эти слова? В какой последовательности их логичнее выстроить? Какое слово продолжит этот ряд?

        Цели и задачи урока: 1. Расширить представление о тексте 2. Определить основные особенности текста как единицы языка 3 Отработать умение составлять текст, отличать его от набора предложений.

Цели и задачи урока:

1. Расширить представление о тексте

2. Определить основные особенности текста как единицы языка

3 Отработать умение составлять текст, отличать его от набора предложений.

Зачем человеку нужно получать знания о тексте?

Зачем человеку нужно получать знания о тексте?

 Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу?   1. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыдась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков 2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Прочитайте две записи. В какой из них предложения связаны по смыслу?

1. Маленькая льдина быстро плыла по реке. Чистым белым снегом покрыдась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков

2. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Что значит фраза «Предложения связаны по смыслу»?

Что значит фраза «Предложения связаны по смыслу»?

 1 признак текста – наличие темы и основной мысли  Тема – то, о чем говорится в тексте. Основная мысль текста – идея, то, в чем хочет нас убедить автор.

1 признак текста – наличие темы и основной мысли

Тема – то, о чем говорится в тексте.

Основная мысль текста – идея, то, в чем хочет нас убедить автор.

Попробуй озаглавить текст. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Попробуй озаглавить текст.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Смышленые бобры 2 признак текста – наличие и возможность заголовка

Смышленые бобры

2 признак текста – наличие и возможность заголовка

Попробуйте переставить предложения текста Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Попробуйте переставить предложения текста

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

3 признак текста -  логическая последовательность предложений   (расположение предложений в нужном порядке по смыслу)

3 признак текста - логическая

последовательность предложений

(расположение предложений в нужном порядке по смыслу)

Прочитай текст, попробуй поставить глаголы в разных формах времени. Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

Прочитай текст, попробуй поставить глаголы в разных формах времени.

Под городом Воронежем есть бобровый заповедник. Там на лесных речках живут бобры. Они перегораживают речки плотинами и на берегу прудов строят хатки.

4 признак текста Существует грамматическая связь предложений в тексте.

4 признак текста

Существует грамматическая связь предложений в тексте.

Собери из разрозненных предложений текст, разбей его на абзацы Ранним утром лес ещё спит. С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Густой туман накинул на него молочную завесу. Но коротки дни золотой осени! Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде. Печально шумит поредевший лес.

Собери из разрозненных предложений текст, разбей его на абзацы

Ранним утром лес ещё спит. С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Густой туман накинул на него молочную завесу. Но коротки дни золотой осени! Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде. Печально шумит поредевший лес.

 Проверь себя:   Ранним утром лес ещё спит. Густой туман накинул на него молочную завесу.  С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде.  Но коротки дни золотой осени! Печально шумит поредевший лес.

Проверь себя:

Ранним утром лес ещё спит. Густой туман накинул на него молочную завесу.

С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде.

Но коротки дни золотой осени! Печально шумит поредевший лес.

5 признак текста -делимость его на смысловые части 1) Лес утром. 2) Красота осеннего леса днем. 3) Красота леса мимолетна.

5 признак текста -делимость его на смысловые части

1) Лес утром.

2) Красота осеннего леса днем.

3) Красота леса мимолетна.

 Средства связи между предложениями (повторы, местоимения, однокоренные слова)

Средства связи между предложениями (повторы, местоимения, однокоренные слова)

 Ранним утром лес ещё спит. Густой туман накинул на него молочную завесу.  С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде.  Но коротки дни золотой осени ! Печально шумит поредевший лес .

Ранним утром лес ещё спит. Густой туман накинул на него молочную завесу.

С восходом солнца туман растаял и лес заиграл яркими красками. Солнечные лучи зажгли оранжевые осины и красные клёны, которые празднично торжественны в своём осеннем наряде.

Но коротки дни золотой осени ! Печально шумит поредевший лес .

Текст ли это? Докажите.  Вот уже и сентябрь. В ноябре на землю ляжет снег. Дети вновь идут в школу. Вчера с березы осыпались листья. Мы не можем гулять под осенним дождём. Октябрь уж наступил!

Текст ли это? Докажите.

Вот уже и сентябрь. В ноябре на землю ляжет снег. Дети вновь идут в школу. Вчера с березы осыпались листья. Мы не можем гулять под осенним дождём. Октябрь уж наступил!

Текст ли это? Докажите.  На столе была ваза. Настольную лампу зажгли. Электрик заменил лампочку. Его родители живут в деревне. Наша деревня большая. Скоро деревенские жители начнут уборку урожая.

Текст ли это? Докажите.

На столе была ваза. Настольную лампу зажгли. Электрик заменил лампочку. Его родители живут в деревне. Наша деревня большая. Скоро деревенские жители начнут уборку урожая.

Текст ли это? Докажите.  Это весёлый, пронизанный светом березняк. По белым стволам берёз бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается иволга, и словно не от ветра, а от самой этой песни раскачиваются веточки березы.  Много стихов и песен сложено про красавицу-березу. О ней всегда вспоминают, когда говорят о России.

Текст ли это? Докажите.

Это весёлый, пронизанный светом березняк. По белым стволам берёз бегают солнечные зайчики. Флейтой заливается иволга, и словно не от ветра, а от самой этой песни раскачиваются веточки березы.

Много стихов и песен сложено про красавицу-березу. О ней всегда вспоминают, когда говорят о России.

Текст – это ряд предложений в логической последовательности , которые объединяются общей темой , выражают идею и связываются друг с другом грамматически с помощью средств связи.

Текст – это ряд предложений в логической последовательности , которые объединяются общей темой , выражают идею и связываются друг с другом грамматически с помощью средств связи.

Домашнее задание  1.Создайте текст из 5-7 предложений с учётом всех признаков текста. 2.Озаглавьте свой текст. 2.Определите его тему и идею. 3.Подчеркните средства связи между предложениями .

Домашнее задание

1.Создайте текст из 5-7 предложений с учётом всех признаков текста.

2.Озаглавьте свой текст.

2.Определите его тему и идею.

3.Подчеркните средства связи между предложениями .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!