СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Познавательная значимость текстовых задач.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шаблон в решении задач,при некоторой степени неизбежный при формировании обучения и закрепления, можно избежать постановкой дополительных и интересных вопросов и заданий. Что и представляю вашему вниманию.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Познавательная значимость текстовых задач.»










Опыт работы по теме

«Практическая и познавательная значимость текстовых задач»

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №172

Калининского района

Г. Санкт-Петербург

Колода Натальи Владимировны



















Содержание:





1. Обоснование актуальности проблемы.

2. Теоретическая база опыта:

а) проектные задачи в начальной школе;

б) практическая и познавательная значимость текстовых задач

в) задачи по математике на экологическую тему

3 Технологическая схема опыта

а) проектные задачи в начальной школе;

б) практическая и познавательная значимость текстовых задач

в) задачи по математике на экологическую тему

5. Результативность

6.Приложение

















Н.В.Колода

1. Обоснование актуальности проблемы.

Вариативность начального образования и новые (компетентностные) образовательные результаты будут оставаться мифом до тех пор, пока не произойдут системные изменения во всём укладе начальной школы. Наличие большого числа учебников не меняет кардинально качества образования. Механизмом, запускающим такие изменения, может стать деятельностная педагогика, которая ориентирована на «задачный» принцип построения содержания образования и работу с детским учебным действием в разных, специально создаваемых взрослыми образовательных пространствах. В традиционной педагогике, которая всегда строилась по принципу «делай, как я…», нет места детскому действию, а следовательно, нет места мышлению.

Для современной начальной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно-оценочная деятельность как механизм управления обучением (учением) детей.

Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности здесь противопоставлен традиционному принципу наглядности; принцип деятельности – принципу сознательности.

Необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания: система общих способов действий через систему учебных задач; моделирование как основное средство для конструирования общего способа (понятия) ; поиск и проба как способы развёртывания системы понятий; перенос общих способов действий и способов учебного сотрудничества в квазиреальные, модельные ситуации через систему проектных задач.





















2. Теоретическая база опыта:

а) проектные задачи в начальной школе;

В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.

Как же устроена проектная задача, где её место в образовательном процессе, как могут оцениваться её результаты?

Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для его реализации:

* Анализ ситуации (надо ли её разрешать?) Переформулирование её в проблему (в чём проблема?)

* Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

*Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

*Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения (куда придём в итоге?)

* Поиск средств, возможных путей решения- перевод проблемы в задачу.

* Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий) (что будем делать, и каким будет результат?)

*Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации).

* Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?).

* Представление окружающим полученного результата («продукта»)

Исходя из сказанного, становится понятным, какую структуру должна иметь проектная задача как прообраз «полноценного» проекта.

Прежде всего, должна быть описана проблемная ситуация, но в этой ситуации не должна напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.









б) Практическая и познавательная значимость текстовых задач

Работа с большинством математических задач в начальных классах нередко сводится к нахождению решения и получения правильного ответа, удовлетворяющего условиям задачи и поставленному вопросу.

Между тем текстовый материал многих задач, ситуаций, о которых идёт речь в задачах, содержат в себе большие возможности для познавательного развития учащихся, для раскрытия практической значимости решения задач. Шаблон в решении задач, до некоторой степени неизбежный при формировании и закреплении знаний, можно избежать постановкой дополнительных интересных и жизненно-важных вопросов к задачам и тем самым получить, кроме основной информации, дополнительную, которая по своей ценности иногда не уступает первой. Самое главное, ради чего решается задача, должно находиться в центре внимания учащихся: что вытекает из решения данной задачи, какие можно сделать выводы общего характера из приведённого решения, какую закономерность отражает решение задачи, что за этой задачей кроется. А кроется за каждой, даже простой, задачей определённое содержание, отражающее какое-либо явление. И если очень кратко обсуждать эти явления с учащимися в ходе решения задачи, то это будет ценно не только для усвоения математики, но и для умственного развития учащихся и повышения их интереса к предмету. Многие задачи составлены мною так, что содержат познавательные вопросы, требующие не только выполнения простейших арифметических действий, но и определённых элементарных исследовательских качеств. Поясню это на примерах.





















В 3 классе, работающем по программе «Школа 2100» при изучении темы «Деление на однозначное число», детям была предложена такая задача:

« От Москвы до Ташкента на самолёте Ту-144 (ТУ, марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро А.Н. Туполева) можно долететь за 110 минут, а на поезде для этого требуется 54 часа. Сколько времени сберегает самолёт? Сколько суток вы ехали бы на поезде от Москвы до Ташкента?»









Москва Ташкент

Обратите внимание, что далее на информационных карточках детям даны фотографии с видами двух городов Москвы и Ташкента, что позволяет детям провести небольшую экскурсию по городам и повысить их интерес к решению данной задачи.

В тексте этой задачи не содержится никаких слов, явно указывающих на выбор арифметического действия для решения, поэтому учащиеся вынуждены провести определённое исследование.

В целях дальнейшего повышения познавательной деятельности учащихся даю краткие сведения об авиаконструкторе самолёта Ту-144 Туполеве Андрее Николаевиче, представляю его фотографию и фотографию лётчика-испытателя Чкалова Валерия Павловича, который осуществил первый перелёт по маршруту СССР-США. А далее предлагаю новую задачу, которая вновь включает в себя исследовательскую работу учащихся на основе реальных фактов.

Т уполев Андрей Николаевич (1888-1972), российский авиаконструктор, академик АН СССР , генерал-полковник-инженер , трижды Герой Социалистического Труда . Под руководством Туполева создано свыше 100 типов военных и гражданских самолетов, в т. ч. АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-134, Ту-154. На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в т. ч. В. П. Чкалова и М. М. Громова на АНТ-25 через Северный полюс в США.

На самолете АНТ экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова осуществил перелет по маршруту Москва – Северный полюс – Ванкувер с 18 июня 1937 года дальность (8504 км за 63 ч 16 мин), ставший первым беспосадочным перелетом СССР – США. Сколько всего суток, часов и минут длился полёт?

Чкалов Валерий Павлович

Вот пример другого урока по теме «Способы задания множеств»

Внимание! Решив все задания, ты отгадаешь номера домов. У тебя получится множество чисел. Дай название этому множеству


1

3

2



Улица Книжная


№1 Реши уравнение: х . 2=160 х = номер первого домика

№2Реши задачу.

В один день Ира прочитала 21 страницу книги, во второй- в 2 раза больше, чем в первый, а в третий – на 23 страницы меньше, чем во второй день. Сколько страниц прочитала Ира за три дня? Ответ задачи – это номер второго домика.

№3 Вырази в сантиметрах и вычисли

7 м 4 см – 62 дм = ответ – это номер третьего домика

4 Отгадайте, чем занимались ваши предки? Озаглавить текст и записать. Несколько тысячелетий тому назад вавилонцы и ассирийцы изготовляли глиняные таблички. С помощью заострённых палочек они выдавливали на ещё сырой глине этих табличек клинообразные знаки. Древние египтяне изготавливали что-то вроде грубой бумаги из тростника, который назывался папирусом. При помощи чернил из водного раствора сажи египтяне записывали на папирусе стихи, рассказы, используя иероглифы или рисунки.













Лишь только тогда, когда дети решат все задания, они вновь возвращаются к первому номеру и определяют название множества. Таким образом, они не отступают от основной темы урока «Способы задания множеств», а занимаются поисковой работой и получают новую информацию о глиняных дощечках и их предназначении в древности.







Вы когда - нибудь видели цветок банана? Скорее всего, только плоды.

На нашем уроке математики по теме: «Деление на однозначное число» можно не только сосчитать количество бананов, но и увидеть прекрасный цветок этого растения.

№1 Прочитай интересную информацию о бананах и реши задачу:

БАНАН, род многолетних трав семейства банановых. Св. 40 видов, в тропиках и субтропиках Азии и Австралии; в культуре — в основном в Латинской Америке. В соплодии до 300 плодов (до 60 кг). В мякоти пищевых плодов около 16% сахара. Используются в пищу и для технических целей; декоративные растения.









Цветок банана Соцветие банана

С двух пальм собрали 152 банана, причём с первой пальмы собрали на 28 бананов больше, чем со второй. Сколько бананов собрали с каждой пальмы?

В учебнике математики дана обычная задача

№1 С 3 овец состригли 18 кг шерсти.

Сколько овец надо подстричь, чтобы получить 72 кг шерсти?

А дополнить её можно ещё одним немаловажным вопросом:

Плодовитость овец 100- 250 ягнят на 100 маток. Если у 100 самок родятся 200 овец, то узнай, сколько ягнят родится от 500 самок?


Вот ещё один пример задачи, которую можно дополнить интересным вопросом


Составь выражения и найди их значения при данных значениях букв.

а ) В зоопарке пони дают в неделю с кг травы. На сколько дней хватит для пони запаса травы в d кг? ( с = 98, d = 420)

ПОНИ (англ. pony), мелкие (рост 80-140 см) лошади, выведенные на островах (Британские, Исландия, Сицилия, Корсика, Готланд, Хоккайдо).

Высота обычной лошади 160 см. Сравни рост пони и обычной лошади


На уроке по теме: « Подмножество. Знаки и учащиеся знакомятся с многозначным словом «тигр» и решают задачи


Познакомьтесь с тремя тиграми и определите, какой из них является подмножеством множества животных. Внесите это подмножество на диаграмму.


П ервый тигр. «ТИГР», наименование немецкого танка Т-VI, применявшегося во 2-й мировой войне с 1943года. Масса 56 т, экипаж 5 человек, пушка 88-мм, 2 пулемета, броня до 100 мм, скорость до 38 км/ч.

  1. Реши задачу: Впервые танки «Тигр» стала выпускать немецкая фирма «Вегманн». В 1942 году было построено 84 танка, в 1943 -647, в 1944- 623 танка. Узнай сколько всего танков выпустили немцы, чтобы захватить нашу страну?

Второй тигр. ТИГР (Tigris от древнеперсидс. tigra «стрела»), река в Турции и Ираке (частично протекает по границе этих стран с Сирией).

  1. Длину реки Тигр вы определите, решив пример: 370.5=……км

Третий тигр. ТИГР (Panthera tigris) — вид хищного зверя рода больших кошек семейства кошачьих. Длина тела 180–280 см, хвоста 1,1 м; масса до 270 кг

  1. С оставь выражение и определи его значение.

а)Длина тела тигра 280 см, а длина тела обычной домашней кошки 40 см.Во сколько раз длина тела тигра больше?

б) Длина реки Тигр 1850 км. Это на 1690 км больше длины реки Подкумок. Найди длину Подкумка.










б) задачи по математике на экологическую тему

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления развиваются у учеников в процессе обучения математики. Предлагаю вашему вниманию несколько фрагментов из уроков в 3 классе по программе « Школа 2100..»

Тема урока «Разбиение множества на части по свойствам (классификация) Урок 8

После того, как новая тема была усвоена учащимися, предлагаю им решить жизненную задачу и навести порядок на нашей планете

3.Наведём порядок на планете Земля!

Д ети проводят классификацию предметов, а после я показываю им фотографию последствий аварии на нефтепроводе и провожу беседу о целесообразности бережного отношения к природе

Последствия аварии на нефтепроводе. Коми, 1996.



Далее вновь задача на экологическую тему.

- Думайте, дорогие ребята и делайте свои выводы

6.Реши интересную задачу, и ты узнаешь, сколько килограммов глюкозы, бумаги, картона, целлюлозы получается из одного дерева.

Из 1 метра кубического древесины можно получить 250 кг глюкозы для пищевой промышленности, или 250 кг картона, или 240 кг бумаги, или 200 кг целлюлозы. Из этого количества целлюлозы можно выработать 1500 тысяч метров шёлковой ткани и сшить из неё 500 платьев или изготовить 4000 пар чулок. Сосна даёт 6 метров кубических древесины. А сколько пар чулок сделают из 1 сосны?

А вот ещё один пример урока на экологическую тему.

Урок 4 Диаграмма Венна. Знаки и .


В = {2,m, } в


.а .


Число 2 принадлежит множеству В. 2 В а В В


1.Стань защитником озера Байкал!

БАЙКАЛ, пресноводное озеро на юге Восточной Сибири с кристально чистой водой. Своей исключительной чистотой Байкал обязан живым организмам. Различные микроскопические растения поглощают солнечный свет и выделяют в озёрную воду больше 10 000 000 миллионов тонн кислорода в год. В озере обитают веслоногие рачки « эпишура», которые пропускают через себя воду, как бы фильтруя и очищая её. Красота озера и обилие рыбы привлекает к себе браконьеров, которые истребляют всё живое, не зная меры. А кто додумался построить на берегу уникального озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат?

2. Внимание! Если ты решишь все задачи правильно, то узнаешь ещё больше об озере Байкал и сможешь заполнить диаграмму Венна.

3.Прозрачность воды Каспийского моря 25м, озера Севан на 5м меньше. Узнай прозрачность воды озера Байкал, если она в 2 раза больше прозрачности воды озера Севан.

4. Реши примеры с остатком и сделай проверку: 28: 9= 75:6=

5. Длина озера Байкал 636 км, найдите среднюю ширину озера, если она на 588 км меньше






6. Найди значение: 360: 6. 5 -450: (25.2)- 70.6:3=

7.Поставь знаки или . Б… 40м; Б…12(ост 3); Б…48 км; Б… 3(ост 1);

Б 151.


. 3(ост 1)

.151 . 12(ост3)


.12(ост 3)


о. Байкал


А вот обычная задача по математике про богомолов, но она заставляет детей задуматься над простым вопросом: А надо ли ловить и убивать беззащитных животных?

№4 Реши задачу

Серёжа поймал у себя в саду на 6 богомолов больше, чем Дима, а вместе они поймали 20 богомолов .Сколько богомолов поймал Серёжа?



Земляной богомол



Подстерегая добычу, богомолы «молитвенно» складывают передние ноги на груди, за что и получили свое название.



№5 Реши задачу и ответь на вопрос: « Нужно ли было Серёже и Диме собирать богомолов?»

Богомол съедает за месяц 42 тли, плодовых мушек в 3 раза меньше, чем тлей, а комнатных мух в 6 раз больше, чем плодовых. Сколько всего насекомых поедает богомол за 1 месяц? А за 3 летних месяца? Сколько вредных насекомых за всё лето съели бы богомолы, если бы их не поймали Серёжа и Дима?



Результативность.


Результаты моей работы я решила показать в виде такой таблицы, на которой мне хотелось бы поместить не просто математические знаки, которые вряд ли привлекут внимание экспертов, а и живые высказывания детей, которых я учу.

Количество учащихся, имеющих положительные оценки по математике

1 класс

2 класс

3 класс



13 чел.

15чел.

19 чел.


Количество учащихся, принимающих участие в школьных, городских, всероссийских и международных конкурсах






3чел.

7чел.

13чел.


Высказывания детей.






Андреева Яна

- Я стала смело идти на урок математики и не бояться его.


Месечко Дарья

- Математика – мой любимый предмет.


Литягин Влад

- Я точно решил для себя, что стану защищать природу. Она в опасности. А помогли мне в этом уроки математики.


Кузнецов Артём

- Хочу, чтобы в школе был только один предмет-математика!


Пичугин Кирилл

- На уроке математики я чувствую себя нужным всему человечеству.


Долгова Ирина

- Хочу стать учителем и помогать детям в выборе единственно правильных решений


Рубан Артём

- Да здравствует наука- математика.






Приложение.

Предлагаю вашему вниманию конспекты уроков математики в 3 классе по программе «Школа 2100…»

Урок 1Множество и его элементы

1

Как назвать множество овец?

Как назвать множество лошадей?

Как назвать множество пчёл, летящих вместе?

Как назвать множество футболистов?

Как назвать множество кораблей?

Какие имеются названия для множества военных?

Внимание! Если вы правильно решите до конца урока все номера, вам удастся отгадать название множества.

38

23

909

397

18

232







№2 Реши уравнение

Х+ 215= 612

Х= (К)

№3 Составь программу действия и вычисли 21 : 3 . 6 (18+14) :8= (С)

№4 Реши задачу

Пират нашёл клад из 900 монет. Чтобы его унести, он положил 186 монет в шапку, 215 – в карман, 74 монеты запихнул в рот, 125 положил в правую ладонь, а 68 – в левую. Сколько монет он не смог унести? (О)

№5Какое множество изображено? Сосчитайте количество элементов этого множества? (Т)

№6 Запиши числа

4д.3ед., 7д. 5 ед., 9с. 9ед., 3д.8ед.

Подчеркни наибольшее (Е)

№7. Построй прямоугольник со сторонами 3см и 6 см.

Найди площадь и периметр построенного прямоугольника.(Л)

Внимание! Если вы решили всё правильно, то отгадали слово. Если нет, то продолжите поиск дома.

Для тех, кто всё успел на уроке, Знайка даёт сведения о найденном множестве. Допишите предложения и запомните .Озаглавьте текст.

Сама природа создала первое ………….450 000 000 лет назад расплавленная порода из недр Земли устремилась на поверхность и вулканами пробила земную кору. Когда горячая лава затвердевала, образовывалось ……………., твердое, как скала. Вулканическое …………….называется обсиданом. Человек сам делает…………… с древних времён. В 1903 году была создана ………….дувная машина. Из ………….. сделаны .электрические лампочки, стаканы, бутылки, банки, кувшины, окна.


Урок 2

Умножение на однозначное число


№1Выполнить умножение и прочитать полученные числа:

х75 014 х 10043 х 265907 х470241

______ 8 _____ 5 ______ 6 ______ 7


х305 х8326 х905006 х1205798

___7____ ______8_____ ________3___ __________9


№2 Решить задачу

Клён выделяет в год 2 кг 100г кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? Сколько кислорода в год выделят 5 клёнов, посаженных в будущем тобой?












Клён Вяз



Восхождение на гору Олимп.


В окошки поставь знаки, вместо звёздочек цифры так, чтобы равенства были верными:

130 х 3 * = 230 10 + * = 2580

* 4х250 = 7015951 7015951 – 0 = 0

  1. 4 + * = 16 * +120 х 3 = 520





Урок 3


Умножение на однозначное число.

№1 Решим задачу нового вида

В двух классах 56 человек, причём в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Сколько человек в каждом классе?

? чел.

I

2 чел. 56 чел.

II

? чел.


№2 Выполни действия:

3800х9= 7040х60= 4000х 520= 90500х80= 469000х7=

№3 Вычисли:

2м7см-9дм8см+710мм= 3т15кг+4ц8кг-23кг=

5м2дм-64см+1м4см= 46кг32г-2кг800г+768г=

4 Один вяз за сезон ( с мая по сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространённого и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живёт 400 лет. Сколько сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь?


№5 Найди значение выражений:

40800х(3500:70):100-328х6= 1321+(1600-600х2550:1000)х8097=



№6 Восхождение на гору Олимп


Имеется несколько груш, их меньше 15. Если их разделить между тремя детьми, то одна груша останется. Если их разделить между четырьмя детьми, то опять одна груша будет в остатке. Сколько груш было?


№7 В двух сумках 18 кг продуктов, причём в первой сумке на 4 кг меньше, чем во второй. Сколько кг продуктов в каждой сумке?

№8 Реши уравнения

850:Х=50 У х 6=720

Х: 380=400 900х У=3600






Урок 5

Деление на однозначное число.(с.10-15)

А

Найти первое неполное делимое

Определить число цифр в частном

Найти цифры в каждом разряде частного

лгоритм письменного деления:

№1 Выполни деление в столбик и сделай проверку:

792:6= 623:7= 378:9= 475:5= 952:4= 5865:5= 36816:6=

684:9= 4039:7= 92504:8=

№2 Прочитай интересную информацию о бананах и реши задачу:

БАНАН, род многолетних трав семейства банановых. Св. 40 видов, в тропиках и субтропиках Азии и Австралии; в культуре — в основном в Латинской Америке. В соплодии до 300 плодов (до 60 кг). В мякоти пищевых плодов около 16% сахара. Используются в пищу и для технических целей; декоративные растения.









Цветок банана Соцветие банана


С двух пальм собрали 152 банана, причём с первой пальмы собрали на 28 бананов больше, чем со второй. Сколько бананов собрали с каждой пальмы?

№3 Сравни:

45 см….2м 1800г…..1кг800г 60мм…..6дм

12ц…..56кг 7т……70ц 5км……800м

№4 Выполни действия:

12км30м-3км500м 5т620кг-8ц96кг+4т78кг=




Урок 7.Деление на однозначное число(16-18)

№1 Найди значение выражений: №2 Найди значение выражений:


318: 3= 1648:8= 1710:3= 32200:4=

504:6= 27576:9= 3036:6= 637200:9=

972:4= 47614:7= 42560:8= 51800:7=

4963:7= 318624:6= 3225:5=

№3 Реши задачу

В среднем по величине в муравейнике живёт до 300000 муравьёв, а в термитнике – 600000 термитов. Во сколько раз в своих жилищах живёт больше термитов, чем муравьёв?





Муравей Муравейник

Муравьи уничтожают насекомых-вредителей, участвуют в почвообразовании. Во многих странах ряд видов муравьев и их гнезд охраняются. Длина муравья до 30 мм









Термиты Термитник

За сутки самки некоторых термитов способны отложить более 1600 яиц. Питаются термиты опавшими листьями, гниющей и сухой древесиной, а также животными остатками. Термиты причиняют огромный ущерб, повреждая разнообразные постройки.


Муравьеды питаются муравьями и термитами, разрушая лапами их постройки и вылавливая насекомых при помощи длинного языка. Длина языка муравьеда 60 см

№4 Узнай, сколько яиц за сутки выведут 8 самок термитов?

№5 Сколько муравьёв может поместиться на липком языке муравьеда?



Урок 12 Объединение множеств. Знак


Объединением множеств называют множество всех элементов, принадлежащих данным множествам. Объединение множеств обозначается символом .

П ример : А= { m, 7, } В ={ , , 7, d }

А В {m, , d , 7, }





  1. Р аскрась объединение множеств.

А А А



В


В


2 . С= {1, 3, 5, 7}, В = {4, 5, 6} Запишите с помощью фигурных скобок объединение множеств С и В. Отметь элементы этих множеств на диаграмме Венна.

С В

С В=_____________________


3. Решите задачу:

а) С 3 овец состригли 18 кг шерсти.

С колько овец надо подстричь, чтобы получить 72 кг шерсти?

Плодовитость овец 100- 250 ягнят на 100 маток. Если у 100 самок родятся 200 овец, то узнай, сколько ягнят родится от 500 самок?

4 . Составь программу действий и вычисли:

а)( 714 – 649) . 7 – (95:19) . (68:2)=

б) 6 . ( 532- 478) + (300 - 38. 7) : 17 . 100 =

5.Составь выражения и найди их значения при данных значениях букв.

а) В зоопарке пони дают в неделю с кг травы. На сколько дней хватит для пони запаса травы в d кг? ( с = 98, d = 420)

ПОНИ (англ. pony), мелкие (рост 80-140 см) лошади, выведенные на островах (Британские, Исландия, Сицилия, Корсика, Готланд, Хоккайдо).

6. Высота обычной лошади 160 см. Сравни рост пони и обычной лошади

Урок 29 Деление круглых чисел

Образец:42000:700= 420:7=60

1 Вычисли:

240:60= 28000:4000= 4500:50=

360:90= 320000:80000= 6300:70=

5600:700= 3000:500= 72000:80=

2 Реши задачу:

Дуб может дожить до 2000 лет, а липа до 500. Во сколько раз дуб долговечнее липы?












Дуб Липа

3 Реши задачу:

1 га дубового леса, 1га берёзового леса и 1 га соснового леса продуцируют в год 2095 кг кислорода. 1га дубового леса продуцирует в год 830 кг кислорода, берёзового на 105 кг меньше, чем дубового. Сколько кг кислорода в год продуцирует 1 га соснового леса?

4 Прочитай и запиши числа:

1)Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 тонн кислорода.

2) Вся растительность планеты за год «выделяет» 175 млн. тонн биологически активных веществ

3) Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км. 12 млн. кв. км приходится на зону тропиков, из них 10 млн. кв. км занимают широколиственные леса. Во сколько раз меньше площадь широколиственных лесов, чем площадь всех лесов в мире?

4) Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 тысяч кв. м.

5) Ежедневно на планете вырубается более 33 тысячи га леса.

5 Реши задачу:

Для естественного восстановления слоя почвы толщиной 1 см требуется примерно 100 лет. Из-за роста оврагов с поля смыло в половодье 10 см почвы. Сколько лет потребуется для восстановления этого слоя?





III. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.).




Год участия

Название мероприятия

Результативность

2007

Краевой конкурс социальных проектов детских и молодёжных организаций и объединений

Грант III степени

2010

Городское МО, тема: «Анализ задач»


2013

Городской конкурс

«Учитель года»

2 место

2017

Городской конкурс

«Учитель здоровья»






























VI. Внешняя экспертная оценка (благодарственные письма, отзывы, рецензии).











































VII. Ваше согласие \не согласие\ на размещение опыта работы в сети Интернет (на сайте Международного Центра практической психологии) и издательство рукописи в СМИ.


Я согласна на размещение опыта работы в сети Интернет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!