СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка практического занятия по теме "Духовная культура личности и общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка практического занятия по теме "Духовная культура личности и общества"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка практического занятия по теме "Духовная культура личности и общества"»

Практическое занятие №4 «Духовная культура личности и общества»

Цель: систематизировать и закрепить знания о духовной культуре личности и общества.

Указания к работе: Прочитав текст рабочего листа 1 и учебного элемента «Культура. Виды культуры», проанализируйте его и выполните практическую работу. Задания выполняйте в строгой последовательности, название таблиц, схем и ответы записывайте в рабочую тетрадь.


Рабочий лист №1

Важным компонентом духовной культуры является духовный мир личности – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:

1) духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения);

5) способность к тем или иным формам социальной деятельности;

6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;

7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности;

8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни. Различают социальные ценности – общественные идеалы, выступающие как эталон должного в различных сферах общественной жизни, и личностные ценности – идеалы отдельной личности, служащие одним из источников мотивации ее поведения. Ценности носят исторический характер, они меняются с изменением содержания и форм жизни. Однако современная цивилизация подошла к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов (т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий). Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение, под которым понимают совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы. Субъектами (носителями) того или иного мировоззрения выступают отдельные люди, группы людей и общество в целом.

Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры, поэтому мировоззрение средневекового человека так отличается от современного. Однако мировоззрение людей, даже живущих в одном и том же обществе, различно. Это зависит и от их личных качеств, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1) обыденное (или житейское), которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2) религиозное, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3) научное, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4) гуманистическое, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.


Ход работы:

1. Выберите правильный вариант ответа

1. Культура охватывает:

А) экономическую сферу общества;

Б) духовную сферу общества;

В) всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни;

2. Знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, традиции и обычаи включает в себя:

А) материальная культура;

Б) духовная культура;

В) массовая культура;

3. К разновидностям культуры не относится:

А) народная культура;

Б) государственная культура;

В) элитарная культура;

4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:

А) уровень воспитанности; 

Б) вся преобразовательная деятельность человека; 

В) производство и применение орудий труда;

  1. Допишите недостающие понятия.

Выделяют несколько функций культуры:

1.Образовательная

2.______________

3.Объединяющая (интегративная)

4.________________

3. Соотнесите форму культуры и характеризующий ее признак

Форма культуры

Признак

1. Элитарная культура;

2. Народная культура;

3. Массовая культура;


А) ориентированность на коммерческий успех;

Б) сложность языка культуры;

В) соответствие культурным традициям и обычаям


4. Найдите ошибки в приведенных ниже высказываниях. Запишите их в исправленном виде.

1) Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.

2) Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

3) Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются книги, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств. 4) Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.

5. Раскройте значение понятий: «культура», «духовная культура», «ценности», «социальные нормы», «обычаи», «традиции», «элитарная культура», «народная культура», «массовая культура», «субкультура», «контркультура».

6. Укажите, к какому понятию относится данное определение: «совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношение людей, к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы»

7. Заполните пропуски

Выделяют несколько типов мировоззрения:

1)______________, которое опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств;

2)______________, в основе которого лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3)______________, которое опирается на достижения современной науки и отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

4)______________, объединяющее лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности и нравственном идеале.



8. Верны ли следующие суждения о массовой культуре:
1. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.
2. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

А) верно только 1;

Б)  верно только 2;

В) верны оба суждения;

Г) оба суждения неверны.



9. Прочитайте утверждение, если вы с ним согласны, то поставьте «+», если не согласны поставьте «-».

  1. «Культура» в переводе с латинского – возделывание.

  2. Культура - это синоним «цивилизации».

  3. Материальная культура – это достижение науки, литературы.

  4. Одной из функций культуры в обществе является образовательная функция.

  5. Духовная культура – это продукт производственной деятельности людей.

  6. Элитарная культура ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений.

  7. Субкультура представляет особую разновидностью, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.

  8. Мировоззрение зависит и от их личных качеств индивида, и от условий формирования мировоззрения, и от принадлежности к различным социальным группам.



Список используемых источников:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно – научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2017

  2. https://infourok.ru/prakticheskaya-rabota-po-obschestvoznaniyu-po-teme-duhovnaya-kultura-lichnosti-i-obschestva-3136788.html

  3. http://www.rgups.ru/site/assets/files/89883/metod_elektrosnabjenie_obshestvo_tihoretsk_2015.pdf





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!